Составление и решение контекстных задач с использованием ПДД.
статья по математике (3 класс)

 

Согласно новым образовательным стандартам основной задачей школы является формирование функционально грамотной личности. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Технология контекстного обучения обычно применяется в профессиональных учебных заведениях. Однако его польза неоспорима в формировании функциональной грамотности. Использование элементов контекстной технологии в виде контекстных задач отнюдь не панацея, но один из шагов к заветной цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление и решение контекстных задач с использованием ПДД.

Согласно новым образовательным стандартам основной задачей школы является формирование функционально грамотной личности. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, а именно:

- грамотность в чтении и письме,

- естественнонаучная грамотность,

- математическая грамотность,

- компьютерная грамотность,

- финансовая грамотность,

- глобальная грамотность .

Наш класс работает по образовательной системе «Школа России». К сожалению, учебные материалы в пособиях являются типовыми и стандартными. Работая только по материалам учебников, ученики учатся выполнять задания конкретного типа, не перенося их в жизнь. Дети не умеют применять свои знания в реальной ситуации.  Стоит только предложить им нестандартную (нетиповую) задачу, сразу у большинства возникают трудности в ее решении. Учащимся сложно увидеть практическую пользу в учебном материале. Нестандартные задания встречаются в олимпиадах, комплексных диагностических работах. Очень часто ученики, хорошо успевающие по предметам, с  таким заданиями не справляются. Убедившись в этом на практике, я как учитель начала поиск инструментов для устранения пробелов. В нашей школе уже несколько лет работает экспериментальная площадка по решению и составлению контекстных задач  в начальной школе. Технология контекстного обучения обычно применяется в профессиональных учебных заведениях. Однако его польза неоспорима в формировании функциональной грамотности. Использование элементов контекстной технологии в виде контекстных задач отнюдь не панацея, но один из шагов к заветной цели.

Над контекстными задачами мой класс начал работать в этом учебном году. Прошлогодние комплексные метапредметные работы (КДР) показали, что ребята не умеют применять свои знания в нестандартных условиях, критически мыслить и оценивать результаты, не видят практической пользы от изучаемого материала. Я думаю, что решение и составление контекстных задач поможет восполнить ребятам имеющиеся пробелы. Пока мы только в начале пути освоения такого рода заданий, времени требуется много на понимание системы работы. Потому работать в этом направлении мы  начали на занятиях по внеурочной деятельности. В начале учебного года большое внимание уделяется безопасности на пути из дома в школу. Именно поэтому наши первые контекстные задачи, которые мы начали решать, будут связаны с ПДД. Я хочу поделиться одной из первых задач, составленных нашим классом. Поначалу это вылилось в небольшой проект.

Наша школа сотрудничает с Домом детского творчества «Родник», который находится недалеко от школы. Наш класс периодически приглашается на посещение различных мероприятий.

В этом учебном году нас пригласили  на мастер-класс. Я решила эту ситуацию использовать в контекстной задаче. Ведь ребята редко задумываются о том,  как они идут, сколько времени на это уходит. Большинство третьеклассников ходят в школу и на кружки самостоятельно. Не умея выбрать правильный маршрут и рассчитать время, они  часто опаздывают на занятия, а иногда попадают в опасные ситуации. Поэтому перед посещением мероприятия ребятам было предложено составить более удобный  безопасный маршрут  от школы до ДДТ «Родник» и рассчитать время. Путь пролегает через проезжую часть. Совместно с педагогом клуба «Безопасное колесо» мы работали над этим проектом.

Что нужно было сделать:

  1. На плане местности проложить возможные маршруты движения с учетом ПДД.
  2. Практическим путем рассчитать данные по каждому маршруту и внести их в таблицу.
  3. На основе имеющихся данных составить задачу и решить ее.
  4. Применить решение на практике.

Какие умения и знания нам понадобятся для выполнения этого задания?

Предметная область

знание

умение

ОБЖ

Правила перехода через проезжую часть.

Стоить безопасный маршрут на плане местности.

Математика

Едины измерения времени: час, минута, секунда

 Сложение и вычитание чисел в пределах 100

Рассчитывать время выхода и прибытия

Складывать и вычитать устно и письменно

Чтобы построить маршрут, воспользовались приложением Яндекс.карты.  Совместно мы проложили варианты возможных маршрутов с учетом ПДД, обсуждая каждый вариант. Далее учащиеся разбились на 2 группы. Каждая группа имела карту-план с  маршрутами и табличку для внесения с данных.

карта маршруты.jpg

Выйдя на улицу, каждая группа измерила расстояние  и время выбранного пути и занесла в таблицу. Соединив данные, получилось следующее.

маршрут

Кол-во  шагов

Время

Вариант 1 (з)

435

6 мин. 30 сек.

Вариант 2

515

8 мин. 30 сек.

Используя полученные данные, совместно составили такую задачу:

Учащихся 3 В класса пригласили на мастер-класс в ДДТ «Родник» , который начинается в 13.00. Выбери безопасный маршрут для твоего класса и рассчитай время, во сколько нужно  выйти из школы, чтобы не опоздать на мероприятие. При этом нужно учесть время на переодевание по прибытию.

Для удобства мы вместе уточнили условия:

На переодевание на ДДТ «Родник потребует примерно 10 мин. Значит, на  месте нужно быть в 12ч 50 мин.

Каждая группа посчитала время для своего маршрута.

1 вариант  маршрута

Если на дорогу потребуется 6 мн. 30 сек.,  из школы класс должен выйти:

12.ч 50 мин. – 6 мин. 30 сек. = 12 ч 43 мин. 30 сек.

2 вариант маршрута

Если на дорогу потребуется 8 мин. 30 сек., то из школы нужно выйти в :

12 ч 50 мин.-8 мин. 30 сек. = 12 ч 41 мин. 30 сек.

Сравнив оба вычисления на доске, учащиеся пришли к выводу, что первый вариант пути удобнее - требует меньше времени на передвижение. Однако это была ловушка. Выбранный вариант пути проходит рядом с перекрестком, что снижает уровень безопасности из-за того, что хуже видимость на дороге, движение автомашин происходит в разном направлении, а мы должны двигаться большой группой, перед переходом нет искусственной неровности для снижения скорости автомобилей.

Второй вариант пути является более безопасным, так как там в первой половине дня находится регулировщик, нет рядом перекрестка, имеется импульсный односекционный  светофор-иникатор пешеходного перехода, привлекающий внимание водителя, перед переходом имеется «лежачий полицейский».

В день посещения мастер-класса, мы вышли из школы в рассчитанное время по выбранному маршруту,  и пришли на мероприятие вовремя.

Результат работы с этой задачей:

  1. Учащиеся наглядно увидели, как имеющиеся знания помогают решить жизненные проблемы.
  2. Полученные решения мы применили на практике.
  3. Задача заставила рационально мыслить, отойти от привычных шаблонов.
  4. Ученики учились критически оценивать свои результаты, делать выводы.
  5. Учились работать с инфографикой.

На следующих занятиях мы составляли похожие задачи, используя заранее подготовленные дома планы с маршрутами и данными в таблицах. Условиями были реальные ситуации из жизни ребят:

1. Рассчитать время выхода из дома по разным маршрутам до места проведения кружка , секции, музыкальной школы, чтобы не опоздать на занятие.

2. Рассчитать время, когда выходить из  дома  для разных маршрутов, чтобы не  опоздать на праздник.

В дальнейшем мы планируем составлять контекстные задачи не только с использованием ПДД, но и других жизненных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Составление и решение простых задач.

Урок математики в 1 классе по теме "Составление и решение простых задач"...

Решение задач. Составление и решение обратных задач.

Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует  формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...

Технологическая карта урока математики. Тема урока: Решение нестандартных задач с использованием классмейта (СМРС) путём построения моделей «таблица», «диаграмма».

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии.Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению способов составления модели и решения нестанда...

Составление и решение контекстных задач в начальной школе

Из опыта работы по составлению и ирешению контестных задач туристическо-краеведческой направленности  на уроках математик и внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....

Составление и решение контекстных задач

Презентация по теме "Составление и решение контекстных задач краеведческой направленности, связанных с патриотическим воспитанием в рамках регионального мастер-класса "Составление и решение ...

Составление и решение контекстной задачи по теме "Расчет маршрутов движения"

Данная контекстная задача составляется и решается учениками на уроках математики, окружающего мира и занятиях по ПДД. Учащимся дана проблемная задача без конкретных данных и единственного решения...