Составление и решение контекстной задачи по теме "Расчет маршрутов движения"
учебно-методический материал (4 класс)

Прокопенко Наталья Владимировна

Данная контекстная задача составляется и решается учениками на уроках математики, окружающего мира и занятиях по ПДД. 

Учащимся дана проблемная задача без конкретных данных и единственного решения. Данные находятся самостоятельно, на их основе составляются задачи, решаемые на уроках математики. Безопасность маршрутов оценивается на уроке окружающего мира при работе с картой города. Самостоятельный пеший маршрут составляется учащимися на занятиях по ПДД. Работа проходит в мобильных группах по поиску данных и составлению задач. Оптимальный маршрут учащиеся определяют, работая в группах.  (весь класс). Результаты были представлены на родительском собрании.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Контекстная задача «Расчет маршрутов движения» Математика, окружающий мир, «Безопасное колесо» 4 класс Методика В. И. Жохова Прокопенко Н.В.

Слайд 2

В 2021-22 учебном году ученики 4 «А» класса приобрели годовой абонемент в Сергиево-Посадский историко-художественный музей. Занятия будут проходить на базе музейного комплекса «Конный двор». Для посещения музея необходимо разработать маршрут передвижения класса, основываясь на трех критериях: выгодность, удобство, безопасность. Задача

Слайд 3

Пешком Общественный транспорт (газель) Личный автотранспорт (родители) Способы передвижения

Слайд 4

Данные Расстояние от школы до муз. комплекса «Конный д вор» Стоимость поездки на маршрутке Стоимость бензина Расход бензина Средняя скорость пешехода Средняя скорость автомобиля в городе Расстояние от остановки «Белый пруд» до муз. комплекса «Конный двор» Расстояние от стоянки (за универмагом) до муз. комплекса «Конный двор»

Слайд 5

Задача №1. Группа учеников в количестве 35 чел., 5 сопровождающих. Стоимость проезда на газели – 37 руб . Рассчитайте стоимость проезда на газели . Задача № 2. Стоимость бензина – 50 руб. за 1 л Расстояние – 4 км Расход бензина – на 1 км – 120 мл Кол-во автомобилей - ? Рассчитайте стоимость проезда на личном автотранспорте.

Слайд 6

Задача № 3. Расстояние – 4 км. Средняя скорость пешехода – 6 км/ч Рассчитайте время в пути пешком. Задача № 4. Расстояние – 4 км. Средняя скорость автомобиля по городу – 24 км/ч Пешком: 200 м со средней скоростью 6 км/ч Рассчитайте время в пути на личном транспорте. Задача № 5. Расстояние – 4 км. Средняя скорость газели по городу – 24 км/ч Пешком: 200 м со средней скоростью 6 км/ч Среднее время ожидания газели – 5 мин, среднее время для остановки – 1 мин Рассчитайте время в пути на общественном транспорте.

Слайд 7

Способ передвижения Стоимость Время в пути Безопасность Итог Пешком Общ . Транспорт Личный автотранспорт

Слайд 8

Безопасность Количество пешеходных переходов Количество светофоров Безопасность в транспорте Количество транспортных средств Количество сопровождающих взрослых

Слайд 9

Итоговые таблицы

Слайд 10

Вывод Самый выгодный, удобный и безопасный маршрут: на личном автотранспорте. Результаты переданы в родительский комитет, для рекомендации обеспечить сопровождение учащихся 4 А класса на личном автотранспорте во время поездок в музейный комплекс «Конный двор»

Слайд 11

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Контекстная задача «Расчет маршрутов движения» Математика, окружающий мир, «Безопасное колесо» 4 класс Методика В. И. Жохова Прокопенко Н.В.

Слайд 2

Решение задач в группах

Слайд 5

Работа с критерием «Безопасность» по карте

Слайд 6

Составление пешего безопасного маршрута



Предварительный просмотр:

Задача №1.

Расчет стоимости проезда на газели.

Группа учеников в количестве 35 чел., 5 сопровождающих.

Стоимость проезда на газели – 37 руб.

Задача № 2.

Расчет стоимости проезда на личном автотранспорте.

Стоимость бензина – 50 руб. за 1 л

Расстояние – 4 км

Расход бензина – на 1 км – 120 мл

Кол-во автомобилей - ?

Задача № 3.

Расчет  времени в пути пешком.

Расстояние – 6 км.

Средняя скорость пешехода – 6 км/ч

Задача № 4.

Расчет  времени в пути на автомобиле.

Расстояние – 4 км.

Средняя скорость автомобиля по городу – 24 км/ч

Пешком 200 м со средней скоростью 6 км/ч

Задача № 5.

Расчет  времени в пути на газели.

Расстояние – 4 км.

Средняя скорость газели по городу – 24 км/ч

Пешком: 200 м со средней скоростью 6 км/ч

Среднее время ожидания газели – 5 мин



Предварительный просмотр:

Способ передвижения

Стоимость

Время в пути

Безопасность

Итог

Пешком

Общ. Транспорт

Личный автотранспорт



Предварительный просмотр:

Выступление

Я хочу предложить Вашему вниманию задачу, которую ребята составили сами и она являлась проблемной для нашего класса.

 Задача решалась в сентябре несколько уроков по количеству и по направленности. Это были такие уроки как математика, окр. мир и занятия «Безопасное колесо».

Уроки математики я могу задействовать для решения контекстных задач, т. к. программу нач. школы по математике мы заканчиваем в 1 классе. 3 и 4 класс мы изучаем углубленный материал. Сейчас мы активно работаем с отрицательными числами, дробями, задачами на движение. И эти умения как раз пригодились нам при решении данной контекстной задачи.

На уроках окр. мира мы работали с планом, картой. И как Вы увидите, мы поработали с картой нашего города.

На занятиях «Безопасное колесо» мы разрабатывали безопасные маршруты при передвижении по нашему городу.

Вот собственно задача, которая была представлена детям. Здесь нет конкретных данных и дети добывали их самостоятельно.

Были установлены три способа передвижения: пешком, на общ. транспорте и на личном автотранспорте.

Необходимо было узнать следующие данные. Список мы составили коллективно, мобильная группа из желающий дома нашла эти данные.

Детьми, с моей помощью, были составлены 5 задач. Опять работала мобильная группа. Активные ребята за эту работу получают положительные оценки.

Решались задачи всем классом, работали в группах.

Результаты работы заносились в таблицу. Критерии «стоимость» и «удобство» заполнялись на уроках математики. С критерием «безопасность» работали на уроке окр. мира. Работали с картой, по след. пунктам.

Этапы работы Вы видите на фотографиях.

В результате самым выгодным, удобным и безопасным маршрутом ребята единогласно выбрали передвижение на личном автотранспорте. Результаты были представлены на первом род. собрании. И одним из решений род. собрания было: найти время и возможность для обеспечения передвижения учеников 4 А класса от школы 14 до муз. комплекса «Конный двор» один раз в триместр.

Продолжение работы было на занятиях «Безопасное колесо». Ребята не согласились с предложенным мной пешим маршрутом, слишком опасный. Слишком много пешеходных переходов и светофоров.

Такой вид работы, конечно, трудоемкий, занимает много времени. Но дети очень любят такие задачи. Они применяют знания на конкретных жизненных ситуациях и приходит понимание для чего нужны те или иные знания и умения, приобретенные на уроках. Знания актуализируются, становятся функциональными.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Составление и решение простых задач.

Урок математики в 1 классе по теме "Составление и решение простых задач"...

Решение задач. Составление и решение обратных задач.

Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует  формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...

Составление и решение контекстных задач в начальной школе

Из опыта работы по составлению и ирешению контестных задач туристическо-краеведческой направленности  на уроках математик и внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....

Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...

Составление и решение контекстных задач

Презентация по теме "Составление и решение контекстных задач краеведческой направленности, связанных с патриотическим воспитанием в рамках регионального мастер-класса "Составление и решение ...

Составление и решение контекстных задач с использованием ПДД.

Согласно новым образовательным стандартам основной задачей школы является формирование функционально грамотной личности. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отноше...