Тема: "Названия и последовательность чисел от 11 до 20" (1 класс)
план-конспект урока по математике (1 класс)

Иванова Екатерина Витальевна

Конспект по математике. Тема: "Названия и последовательность чисел от 11 до 20" (1 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazvaniya_i_posledovatelnost_chisel_ot_11_do_20_1_klass.docx65.26 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 04.03.2021

УМК: «Школа России» (Моро М.И.)

Класс: 1

Тип урока: урок открытия новых знаний                                                                                                                            

Тема: Названия и последовательность чисел от 11 до 20                                                                                                                                                                                    

Цели:                                                                                                                                                                                                             Деятельностная: формировать умение называть числа второго десятка и правильный порядок следования при счёте.                                                                     

Содержательная: познакомить с образованием чисел второго десятка, их названиями и порядком следования при счёте.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с образованием чисел второго десятка, их названиями и порядком следования при счёте;

2. Научить образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц;

3. Формировать умение сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте;

4. Развивать умение читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;

5. Формировать умение решать задачи изученных видов;

6. Формировать умение контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Развивающие:

1. Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Развивать умение выделять необходимую информацию;

3. Развивать умение создавать алгоритм деятельности;

4. Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

5. Развивать умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

6. Развивать умение планируют свои учебные действия  и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

7. Развивать умение проводить самооценку полученных результатов;

8. Развивать умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;

9. Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;

10. Развивать умение слушать, слышать и понимать речь других;

11. Развивать умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Воспитательные:

1. Формировать мотивацию к учебной деятельности;

2. Формировать стремление развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Формировать умение аргументировать свою точку зрения;

4. Формировать умение проявлять самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знание образования чисел второго десятка, их названия и порядок следования при счёте;

2. Умение образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц;

3. Умение сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте;

4. Умение читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;

5. Умение решать задачи изученных видов;

6. Умение контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Метапредметные:

Личностные:

1. Имеют мотивацию к учебной деятельности;

2. Стремятся  развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Умеют аргументировать свою точку зрения;

4. Проявляют самостоятельность.

Коммуникативные:

1. Умение оформлять свои мысли в устной форме;

2. Умение слушать, слышать и понимать речь других;

3. Умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Регулятивные:

1. Умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

2. Умение планируют свои учебные действия  и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

3. Умение проводить самооценку полученных результатов;

4. Умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные:

1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Умение выделять необходимую информацию;

3. Умение создавать алгоритм деятельности;

4. Умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Оборудование: презентация, счётные палочки, смайлики

Образовательный ресурс: Математика 1 класс: система уроков по учебнику М.И Моро, М.А Бантовой, Г.В Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой/ авт.-сост. С.В. Савинова.- Волгоград: учитель, 2012

План урока

1. Мотивационный этап

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Этический заряд

2. Актуализация знаний и осуществление пробного учебного действия

2.1. Игра «Засели домики»

2.2. Игра на соответствие

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

4.1. Образование десятка

4.2. Понятие однозначных и многозначных чисел

5. Реализация выбранного проекта

5.1. Устное выполнение задания №1 на стр.46 в учебнике

5.2. Физкультминутка

5.3. Устное выполнение задания №2 на стр.46 в учебнике

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

6.1. Решение задачи №3

6.2. Выполнение задания №5

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Самостоятельное решение задания №2 на стр.23 в рабочей тетради

8. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Решение примеров из задания №7

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

9.2. Рефлексия «смайлики»

Ход урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формы контроля

Планируемые результаты

1

Мотивационный этап

1.1.  Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Витальевна.

1.2. Проверка готовности к уроку                                                                    - Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, рабочая тетрадь в клетку, рабочая тетрадь на печатной основе, пенал, счётные палочки, смайлики.

1.3. Этический заряд  

- Дорогие ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, подарите частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок сразу стало светлее в классе.                                                                                

Приветствуют учителя

Проверяют, всё ли у них готово к уроку

Дети садятся на свои места

Визуальный внешний контроль  за готовностью детей к уроку

Л1

2

Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Игра «Засели домики»

(1 слайд)

- Ребята, посмотрите на слайд презентации. Мы видим домики, но в них не везде живут жильцы. Давайте заселим наши домики числами.

- Нам необходимо вписать в пустые клеточки домиков соседей указанных чисел.

2.2. Игра на соответствие

(2 слайд)

- Ребята, определите, какое число соответствует количеству предметов на каждой картинке.

- Что мы делали на данном этапе урока?

- Что мы повторили?

Определяют соседей указанных чисел

Определяют, какое число соответствует количеству предметов на картинках

Фронтальный и индивидуальный опрос

Л2

3

Этап выявления места и причины затруднения

Всё, что вижу во дворе я,

Всё, что вижу на пути,

Я умею, я умею

Сосчитать до десяти.

Еду с мамой в зоосад

И считаю всех подряд.

Пробегает дикобраз-

Это раз. (3 слайд)

Чистит пёрышки сова-

Это два. (4 слайд)

Третьей стала росомаха, (5 слайд)

А четвёртой - черепаха. (6 слайд)

Серый волк улёгся спать-

Это пять. (7 слайд)

Попугай в листве густой,

Он шестой. (8 слайд)

Вот лосёнок рядом с лосем,

Это будет семь и восемь. (9 слайд)

Девять - это бегемот.

Рот как бабушкин комод. (10 слайд)

В клетке ходит лев косматый,

Он последний, он десятый. (11 слайд)

Дальше мне не сосчитать-

Надо снова начинать!

В. Орлов

- До какого числа научился считать мальчик?

- Почему он не смог дальше сосчитать?

- Поднимите руку, кто знает, какие числа идут после 10.

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? Кто догадался?

(12 слайд)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с числами от 11 до 20, будем учиться их называть, записывать, сравнивать.

- Откройте учебник нас. 45. Прочитайте, как называется наш новый раздел?

- Давайте посмотрим на салют, который произведён в нашу честь,

Здесь шары такие разные:

И зелёные, и жёлтые, и красные.

На шарах ещё и цифры есть.

Надо нам данные числа прочесть.

- Какое самое маленькое число?

- Какое самое большое?

- Назовите числа на шариках от 11 до 20.

- Давайте прочитаем, что мы узнаем и чему научимся в новом разделе:

- Переверните страницу. Прочитайте, что мы узнаем на этом уроке?

- До 10

- Не знает чисел после 10

- Числа после 10

- Числа от 11 до 20. Нумерация. Сложение и вычитание.

- 11

- 20

Называют числа от 11 до 20

- Узнаем, как образуются числа второго десятка. Научимся их называть.

Фронтальный устный опрос

Р1

Р2

4

Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Образование десятка

- Вот задача для ребяток:

Как нам сосчитать десяток?

- Детки берём палочки и считаем вместе со мной

Один, два, три,

А за ними, посмотри -

Идут четыре, пять и шесть -

Их нам надо бы счесть.

Дальше будет семь и восемь.

К ним и девять мы подбросим.

Единицу лишь прибавим -

И десяток вмиг составим.

- Сколько палочек стало у нас в руке? 

- 10 палочек составляют десяток. У нас получился пучок, в котором 10 палочек.

- Сколько палочек в пучке?

(13 слайд)

- Мы получили с вами новую единицу измерения – десяток.

- Вы знакомы с таким словом – ДЕСЯТОК, где вы его можете встретить?

- Рассмотрите рисунок на с.46. Прочитайте ещё раз, как называются по-другому 10 палочек?

- Прибавьте к десятку ещё одну палочку.

- Сколько палочек стало?

- Сколько десятков палочек? 

- Сколько ещё есть отдельных палочек? 

- Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11? 

(14 слайд)

- Слово «одиннадцать» состоит из частей «один», «на», «дцать».

- Словом «дцать» в старину называли число 10. Значит, мы одну палочку положили на 10.

- Положите на десяток («на дцать») ещё 1 палочку. Сколько палочек лежит на десятке? 

- Сколько всего палочек? 

- Сколько десятков и сколько отдельных палочек? Сколько десятков и сколько единиц в числе 12? Посмотрите в учебнике на стр.46 рисунок и название числа 12.

- Положите ещё одну палочку. Сколько палочек лежит на десятке?

- Сколько всего палочек?

- Сколько десятков и сколько единиц в числе 13? Посмотрите в учебнике на стр.46 рисунок и название числа 13.

- Положите ещё одну палочку. Сколько палочек лежит на десятке?

- Сколько всего палочек?

- Сколько десятков и сколько единиц в числе 14? Посмотрите в учебнике на стр.46 рисунок и название числа 14.

- Положите ещё одну палочку. Сколько палочек лежит на десятке?

- Сколько всего палочек?

- Сколько десятков и сколько единиц в числе 15? Посмотрите в учебнике на стр.46 рисунок и название числа 15.

- Положите ещё одну палочку. Сколько палочек лежит на десятке?

- Сколько всего палочек?

- Сколько десятков и сколько единиц в числе 16? Посмотрите в учебнике на стр.46 рисунок и название числа 16.

- Положите ещё одну палочку. Сколько палочек лежит на десятке?

- Сколько всего палочек?

- Сколько десятков и сколько единиц в числе 17? Посмотрите в учебнике на стр.46 рисунок и название числа 17.

- Положите ещё одну палочку. Сколько палочек лежит на десятке?

- Сколько всего палочек?

- Сколько десятков и сколько единиц в числе 18? Посмотрите в учебнике на стр.46 рисунок и название числа 18.

- Положите ещё одну палочку. Сколько палочек лежит на десятке?

- Сколько всего палочек?

- Сколько десятков и сколько единиц в числе 19? Посмотрите в учебнике на стр.46 рисунок и название числа 19.

- Итак, сделайте вывод: что в названии чисел от 11 до 19 обозначает первая часть слова? 

- Какая вторая часть слова? Что значит «на дцать»? 

- А теперь положите на парту еще одну палочку. Сколько не связанных в пучок палочек у вас на парте? 

- Сколько это десятков?

- Замените несвязанные палочки пучком палочек.

- Сколько всего десятков палочек у вас на парте? 

(15 слайд)

Два десятка – это двадцать единиц.

4.2. Понятие однозначных и многозначных чисел

(16 слайд)

- Ребята, наши друзья Незнайка и Ёжик принесли вам числа, которые мы уже знали от 0 до 10, и числа, с которыми познакомились сегодня от 11 до 20. Но обратите внимание, что одно число находится и в первой, и во второй строке одновременно.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

- Прочитайте первый ряд чисел.

- Прочитайте второй ряд чисел.

- Какое число в первом ряду лишнее?

- В какой ряд его можно поставить?

- Как вы думаете, они похожи? А чем отличаются?

- Как можно назвать числа, стоящие в первом ряду?

- Как назовём числа второго ряда? 

Считают вместе с учителем

- 10

- 10 палочек или 1 десяток

- Десяток яиц, десяток пуговиц, десяток конфет

- Десяток

- 11

- 1 десяток

- 1 палочка

- 1 десяток и

1 единица

- 2 палочки

- 12 палочек

- 1 десяток и

2 единицы

- 3

- 13

- 1 десяток и

3 единицы

- 4

- 14

- 1 десяток и

4 единицы

- 5

- 15

- 1 десяток и

5 единицы

- 6

- 16

- 1 десяток и

6 единицы

- 7

- 17

- 1 десяток и

7 единицы

- 8

- 18

- 1 десяток и

8 единицы

- 9

- 19

- 1 десяток и

9 единицы

- Число единиц

- Мы складываем отдельные палочки на 10 («на дцать»)

- 10

- 1 десяток

- 2 пучка

- 10

- Во второй ряд

- Для записи каждого числа в первом ряду требуется 1 цифра или 1 знак. А каждое число во втором ряду состоит из 2-х цифр

- Однозначные

- Двузначные

Фронтальный устный опрос

Р1

Пр1

Пр2

Пр3

Пр1

Пр2

Пр3

Пр4

5

Этап реализации построенного проекта

5.1. Устное выполнение задания №1 на стр.46 в учебнике

11+1=12

12+1=13

13+1=14

14+1=15

15+1=16

16+1=17

17+1=18

18+1=19

19+1=20

5.2. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять -

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши 3 хлопка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

5.3. Устное выполнение задания №2 на стр.46 в учебнике

- Сколько красных флажков на рисунке? 

- Как можно сказать по-другому?

- Положите один десяток палочек на парту.

- Сколько синих флажков?

- Как по-другому назвать 10?

- Положите еще 1 десяток палочек на парту.

- Сколько всего палочек у вас на парте? 

- Сколько флажков на рисунке? 

- Два десятка – это сколько единиц? 

Устно выполняют задание №1 совместно с учителем

- 10

- 1 десяток

- 10

- 1 десяток

- 20

- 2 десятка

- 20

Фронтальный устный опрос

 

П1

Пр6

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Решение задачи №3

- Откройте свои рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, 4 марта, и классная работа.

- Красиво пишет тот, кто правильно сидит. Проверьте свою посадку. Сядьте ровно.

- На стр.47 найдите задание №3.

- Подпишите в тетради номер задания.

- Поставьте пальчик на начало задания, я вам его прочитаю, а вы следите за мной.

- О чём говорится в задаче?

- О каких именно деревьях идёт речь в задаче?

- Давайте с вами составим краткую запись к задаче. Какие слова мы возьмём за основу?

- Сколько лип посадили дети у школы?

- Сколько берёз посадили дети у школы?

- Как звучит вопрос задачи под цифрой 1?

- Поставили цифру 1. Каким действием мы будем отвечать на вопрос задачи?

- Как записать решение задачи математически?

- Как звучит вопрос задачи под цифрой 2?

- Поставили цифру 2. Каким действием мы будем отвечать на вопрос задачи?

- Как записать решение задачи математически?

6.2. Выполнение задания №5

- Найдите задание №5.

- Подпишите номер задания в своих тетрадях.

- Прочитает вслух…

- Что нам нужно выполнить?

- Какой длины должны быть отрезки?

- Начертите 2 отрезка данной длины: 10 см. и 6 см.

- Как звучит вопрос задачи?

- Каким действием мы можем ответить на данный вопрос?

- Как записать решение арифметически?

- Записываем решение в рабочих тетрадях.

Решают задачу №3 вместе с учителем

- О деревьях

- О липах и о берёзах

-  Липы и берёзы

- 7

- 3

- Сколько всего деревьев посадили дети?

- Сложением

- 7+3=10 (д.)

- На сколько меньше берёз, чем лип, посадили дети?

- Вычитанием

- 7-3=4 (д.)

- Начертить 2 отрезка

- 10 см. и 6 см.

- На сколько сантиметров первый отрезок длиннее второго?

- Вычитанием

- 10-6=4 (см.)

Взаимоконтроль

К1, К2

Пр5

Пр6

Пр6

7

 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Самостоятельное решение задания №2 на стр.23 в рабочей тетради

- Откройте свои рабочие тетради на печатной основе, найдите задание №2.

- Что вам необходимо выполнить?

- Запишите числа от 11 до 20 самостоятельно.

- Проверьте с эталоном на слайде. (17 слайд)

- Записать числа от 11 до 20

Самоконтроль, самоанализ

Л4

8

Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Решение примеров из задания №7

- Найдите задание №7.

- Запишите номер задания в тетради.

- Давайте решим примеры.

(по очереди выходят по одному ученику к доске и решают по одному примеру, остальные решают примеры в своих тетрадях)

6-5+3=1+3=4

7-5+3=2+3=5

9-6-3=3-3=0

9-6+3=3+3=6

8-2-4=6-4=2

8-2+4=6+4=10

Решают примеры

Взаимоконтроль

Пр6

9

Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

- Ребята, какая была тема нашего урока?

- Какое математическое открытие мы сегодня с вами сделали на уроке?

9.2. Рефлексия «смайлики»

- Мне очень интересно узнать, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

- У вас на столах лежат 2 смайлика. Если вы всё поняли на уроке, и вам было интересно, то поднимите тот смайлик, который улыбается. А если у вас были какие-либо затруднения, то поднимите грустный смайлик.

- Кто испытывал затруднения? Какие?

- Какое чувство вы испытывали, когда разобрались в новом материале?

- Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо за работу на уроке, до свидания!

- Числа от 11 до 20

- Узнали, как называются числа от 11 до 20

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают своё мнение

Фронтальный устный опрос

П4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Названия и последовательность чисел от 11 до 20" 1 класс "Школа России"

Урок по теме «Названия и последовательность чисел от 11 до 20» первый урок в теме "Двузначные числа" Цель урока - познакомить с образованием чисел второго десятка, их названиями и порядком при счете. ...

План-конспект урока по теме: Название и запись трехзначных чисел

План-конспект урока по математике.  Образовательная система: ПерспективаТема: Название и запись трехзначных чиселТип урока: открытие нового знанияЦель: формировать навыки чтения и записи чисел в ...

План-конспект урока по теме: Название и запись трехзначных чисел с нулем в разряде единиц

План-конспект урока по математике.  Образовательная система: ПерспективаТема: Название и запись трехзначных чисел с нулем в разряде единицТип урока: открытие нового знанияЦель: формировать навыки...

Конспект урока по математике на тему "Названия компонентов и результата умножения. Закрепление изученного " 2 класс

Конспект урока по математике на тему "Названия компонентов и результата умножения. Закрепление изученного " 2 класс...

Конспект урока по математике на тему: «Название и запись трёхзначных чисел» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование  умения  читать и записывать  трёхзначные числа(и соответствующие единицы длины), выражать их в различных единицах счёта(измерения).Планируемые р...

Конспект урока по математике на тему "Названия компонентов и результата умножения. Закрепление изученного " 2 класс. Школа России

Конспект урока по математике на тему "Названия компонентов и результата умножения. Закрепление изученного " 2 класс...

Технологическая карта урока математики по теме "Название компонентов действия вычитания. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность" - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с названиями компонентов и результата действия вычитания, с чтением примеров, используя термины; формирован...