Прибавление и вычитание числа 1.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Агаджан Елена Алиджановна

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  1. Закрепить умение называть предыдущее и следующее число.
  2. Учиться складывать и вычитать числа, используя правило.
  3. Познакомить учащихся с новыми математическими понятиями «сумма», «разность».

 

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ценностное отношение к здоровому образу жизни.

 

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

 

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать речь других.

 

Учебные пособия

Учебник. Рудницкая В.Н. «Математика», 1 класс.

Рабочая тетрадь. Рудницкая  В.Н. «Математика», 1 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx79.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Агаджан Елена Алимжановна

Предмет

Математика

Класс

1

Тема урока

Прибавление и вычитание числа 1.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель

Формирование навыка сложения и вычитания числа 1.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  1. Закрепить умение называть предыдущее и следующее число.
  2. Учиться складывать и вычитать числа, используя правило.
  3. Познакомить учащихся с новыми математическими понятиями «сумма», «разность».

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать речь других.

Учебные пособия

Учебник. Рудницкая В.Н. «Математика», 1 класс.

Рабочая тетрадь. Рудницкая  В.Н. «Математика», 1 класс.

Используемое оборудование

Числовой веер, муляжи фруктов, календарь, карточки с примерами, кружки для самооценки (красный, желтый, зелёный), числовой ряд, телевизор, компьютер.

Используемые ресурсы из других общедоступных источников

Презентация к уроку.

Этап урока

Цель этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организаци-онный момент.

Самоопределе-ние к деятель-ности.

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Дети.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать!

– Какое у вас сейчас настроение?

– Я желаю сохранить это хорошее настроение в течение всего урока.

– Я верю в вас, у вас все получится.

– Пожелайте друг другу удачи в работе.

– Прочитайте самостоятельно про себя пословицу, записанную на экране:  

«С малой удачи начинается большой успех».

– Прочитайте вслух.

– Как вы её понимаете?

(Каждое задание, выполненное на уроке – это маленькая удача, а из них складывается большой успех. А из успехов каждого из вас складывается успех всего класса.)

– Пусть эти слова помогут вам добиваться успеха на уроке.

Настраивает учащихся на познавательную деятельность.

Создает эмоциональный настрой.

Подготовка класса к работе.

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Получают эмоциональный настрой.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Самоопределение (Личностные УУД).

II. Актуализа-ция знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

– Мы продолжаем наше путешествие в страну под названием «Математика».

– Но прежде, чем продолжить свой путь, решите задачки и  узнайте:

С каким числом вы сегодня будете выполнять действия?

– Ответ показывайте с помощью веера чисел.

1. Катя пьёт чай без сахара, а Лена кладёт в чашку с чаем 1 ложку сахара. Девочки выпили по одной чашке чая. Сколько ложек сахара они взяли из сахарницы? (одну)

– Как узнали? (0 + 1 = 1)

2. В кувшине было 7 стаканов молока. Шестеро детей выпили по стакану молока. Сколько стаканов молока осталось в кувшине? (один)

– Как узнали? (7 – 6 = 1)

3. Ёжик по грибы пошёл.
   Десять рыжиков нашёл.
   Девять положил в корзинку,
   Остальные же – на спинку.
   Сколько рыжиков везешь
   На своих иголках, еж? (один)

– Как узнали? (10 – 9 = 1)

– Значит, с каким числом вы будете выполнять действия? (с числом один)

– Молодцы!

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Организует фронтальную работу по систематизации знаний детей.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Работают с числовым веером.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (Познавательные УУД).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

III. Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

– В какое время года ёжик ходил за грибами? (осенью)

– А сейчас какое время года?

Стр. 31, № 1.

– Ребята, скажите, а какой сейчас месяц? (февраль)

(на доске календарь февраля)

– Покажите на календаре какое сегодня число?

– Какое число будет завтра?

– Что произошло с числом? (оно увеличилось)

– Какое число было вчера?

– Что произошло с числом? (оно уменьшилось)

– Предположим, что сегодня 8 февраля. Покажите с помощью веера чисел, какое число будет завтра и какое было вчера.

Ответ ученика у доски: Если сегодня 8 февраля, то завтра будет 9, а вчера было 7.

– Предположим, что сегодня 10 февраля, 19 февраля, 15 февраля.

– Какое число будет завтра и какое было вчера.

– Как вы думаете, над какой темой вы будем работать сегодня на уроке?

Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.

Определяют и формулируют тему урока с помощью учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с веером чисел.

Целеполагание (Регулятивные УУД).

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Организация совместных действий для выхода из затруднений.

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Стр. 31, № 2.

– С помощью веера чисел покажите число, следующее при счете за числом: 3, 9, 13, 18.

– Чтобы назвать следующее число, что вы для этого делали? (прибавляли 1, увеличивали на 1)

Стр. 31, № 3.

– Покажите число, которое называют при счете перед числом: 4, 7, 10, 14.

– Чтобы назвать предыдущее число, что вы для этого делали? (вычитали 1, уменьшали на 1)

– Кто догадался, как можно прибавлять число 1?

(Чтобы к числу прибавить 1, можно назвать следующее за ним при счете число)

– Кто догадался, как можно вычитать число 1?

(Чтобы из числа вычесть 1, можно назвать предыдущее при счете число)

– Попробуйте сделать вывод, как можно прибавить и вычесть число 1.

– Вы сделали вывод, а теперь давайте сравним с выводом, который предложен в учебнике на стр. 31. Прочитайте.

– Совпадает ли ваш вывод с выводом учебника?

– Молодцы, ребята. Вы сделали правильный вывод.

Физминутка 1.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

На доске (по центру) числовой ряд: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20

На доске на карточках (слева):

6 + 1 =                   9 – 1 =

14 + 1 =                 15 – 1 =

7, 15, 8, 14

На доске на карточках (справа):

9 + 1 =                   18 + 1 =

7 – 1 =                   19 – 1 =

10, 6, 19, 18

– Объясните, как выполните действия с помощью числового ряда. Решите примеры. Назовите результаты.

Ответ: к 6 прибавить 1 получится 7, потому что за числом 6 следует число 7.

– А вы, ребята, положите перед собой линейку и выполните действия при помощи линейки.

На средней доске появляются примеры:

6 + 1 = 7

9 – 1 = 8

15 – 1 = 14

14 + 1 = 15

– Откройте тетради, запишите число.

– Попробуйте самостоятельно решить 2 строчку примеров № 5 на стр. 31.

– Давайте проверим.

9 + 1 = 10

7 – 1 = 6

19 – 1 = 18

18 + 1 = 19

– На какие две группы можно распределить все эти примеры? (на сложение и вычитание)

– Распределите примеры на две группы (слева на сложение, справа на вычитание)

– Как вы считаете, правильно распределили ребята на группы?

– Есть другие мнения?

– Математика – это особая наука. Изучая математику, мы работаем не только с числами, но и знакомимся со специальными математическими понятиями.

– Посмотрите внимательно на записи.

6 + 1 = 7

9 + 1 = 10

14 + 1 = 15

18 + 1 = 19

– Числа при сложении имеют название.

– Кто знает, как они называются?

– Открою вам секрет.

– Число, которое получается при сложении, называют словом сумма.

           сумма

6 + 1 = 7

9 + 1 = 10

14 + 1 = 15

18 + 1 = 19

– Числа при вычитании тоже имеют своё название.

         разность

9 – 1 = 8

7 – 1 = 6

15 – 1 = 14

19 – 1 = 18

– Кто-нибудь знает, как называется число при вычитании?

– Открою вам секрет.

– Число, которое получается при вычитании, называют словом разность.

– С какими двумя новыми понятиями вы познакомились? (сумма, разность)

– Что такое сумма?

(Число, которое получается при сложении, называют словом сумма)

– Что такое разность?

(Число, которое получается при вычитании, называют словом разность)

Построение выхода из затруднения.

Подводит обучающихся к выводу.

Проговаривает текст физминутки и показывает движения.

Организует коллективную проверку.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Работают с веером чисел.

Читают и запоминают правило, на которое опирались при выполнении задания.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Выполняют задание в тетради.

Анализируют деление на группы.

Слушают и запоминают правило.

Слушают и запоминают правило.

Озвучивают понятия «сумма», «разность».

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (Познавательные УУД).

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (Регулятивные УУД).

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). 

Ценностное отношение к здоровому образу жизни

(Личностные УУД).

V. Первичное закрепление.

Организация усвоения учениками нового способа действий с проговаривани-ем во внешней речи.

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

– А сейчас вы попробуете самостоятельно вычислить сумму чисел.

Стр. 32, № 7 (1, 2 ст.)

– Назовите сумму чисел.

Пользуйтесь карточкой-помощницей.

(сумма чисел 8 и 1 равна 9)

8 и 1                      11 и 1

3 и 1                      4 и 1

– Что находили? (сумму) Каким действием вы находили сумму? (сложением)

– А сейчас вы попробуете самостоятельно вычислить разность чисел.

Стр. 32, № 8 (1, 2 ст.)

– Назовите разность чисел. Пользуйтесь карточкой-помощницей.

(разность чисел 7 и 1 равна 6)

7 и 1                       2 и 1

9 и 1                       5 и 1

– Что находили? (разность) Каким действием вы находили разность? (вычитанием)

Физминутка 2.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Работа в парах.

– Сейчас, ребята, вы будете работать в парах.

– Вспомните правила работы в парах.

– Вспомните, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

– О чем вы будете составлять задачи?

– Какие фрукты вы видите? (апельсины и груша)

– Давайте посчитаем.

– Самостоятельно в паре составьте задачи на сложение и вычитание, используя муляжи фруктов.

– Как только будете готовы, то поднимите руки «домиком».

Ответы детей.

(В вазе лежали 4 апельсина и 1 груша. Сколько фруктов лежали в вазе?)

– Решите задачу _________ .

– Кто может повторить условие? Какой вопрос в задаче?

– Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?

– Нарисуйте с помощью фишек условие задачи, запишите решение в тетрадь и ответ.

Решение:

4 + 1 = 5 (фр.)

Ответ: 5 фруктов.

– Кто составил  задачу на вычитание? Расскажите.

– Решите задачу устно.

Решение:

5 – 1 = 4 (ап.)

Ответ: 4 апельсина.

– Проверьте решение.

Устанавливает осознанность восприятия, организует первичное закрепление.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Проговаривает текст физминутки и показывает движения.

Организует работу в парах.

Организует проверку выполнения задания.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Работают в парах.

Повторяют правила работы в парах.

Выполняют задание в тетради.

Осуществляют самопроверку.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него (Регулятивные УУД).
Коррекция

(Регулятивные УУД).

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (Познавательные УУД).

Ценностное отношение к здоровому образу жизни

(Личностные УУД).

VI. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону.

Организация выполнения учащимися самостоятельной работы по применению новых знаний. Организация самопроверки по эталону.

– Над какой темой мы работаем на уроке?

– Продолжите работу над темой урока.

(Т.) Стр. 23, № 2.

– Какое задание будете выполнять в этом номере?

– Сколько всего столбиков?

– В каком столбике надо найти сумму?

– В каком столбике надо найти разность?

– Чем интересен второй столбик?

– Выполните работу самостоятельно.

Проверка.

– Ребята, посмотрите на экран. Что заметили? (на экране 1 столбик примеров, которые решали)

– А для чего они здесь? (чтобы проверить)

– Проверьте 1 столбик; 2 столбик; 3 столбик.

– Оцените свою работу. Нарисуйте в тетради:

       – выполнили без ошибок;

       – кто допустил ошибки.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Организует самопроверку.

Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Осуществляют самооценку.

Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (
Личностные УУД).

VII. Рефлексия деятельности.

Организация рефлексии.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

– Ребята, над какой темой работали на уроке?

– С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

– Ребята, давайте вернёмся к пословице на экране.

«С малой удачи начинается большой успех».

– Расскажите о своих удачах на уроке.

– Оцените свою работу на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

      – тема раскрыта, все понятно;

      – кое-что не понял;

      – не удалось разобраться в теме.

– Молодцы, ребята, вы работали с интересом, узнали много нового.

Организует рефлексию.

Подводит итог урока.

Организует самооценку учебной деятельности.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Самооценка (Личностные УУД).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Способы прибавления и вычитания числа 4"

Презентация к уроку математики 1 класс по программе "Школа 2100"...

Прибавление и вычитание числа 2.

Задачи в стихах для 1 класса на тему "Прибавление и вычитание числа 2" по любой программе....

Урок математики в 1 классе "Прибавление и вычитание числа 3. Закрепление."

Конспект урока с презентацией. На уроке учащиеся научатся пользоваться приемами прибавления и вычитания числа 3; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставл...

Конспект урока математики "Прибавление и вычитание числа 3. Решение текстовых задач". 1 класс "Школа России"

Урок закрепления изученного материала с мультимедийной презентацией....

Конспект урока по математике для учащихся 1 класса Тема: «Прибавление и вычитание числа 3. Закрепление»

конспект урока для 1 класса  ФГОС в системе учебников "Школа России"...