Игровые технологии на уроке математики в начальной школе
статья по математике
«Игра — это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства», — отмечал великий педагог Станислав Шацкий.
«Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра», говорил известный выдающийся педагог и писатель А. С. Макаренко.
Игровые технологии – это составная часть педагогических технологий. Она является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными как работу учащихся на творческо-поисковом уровне, так и в процессе изучения учебных предметов. Игра повышает мотивацию ребенка к учебному процессу. Использование игровых технологий в начальной школе помогает решить ряд трудностей, связанных с запоминанием материала. Важное серьезное занятие (особенно такое, как изучение математики) очень важно сделать для детей младшего школьного возраста занимательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_na_uroke_matematiki_v_nachalnoy_shkole.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроке математики в начальной школе
«Игра — это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства», — отмечал великий педагог Станислав Шацкий.
«Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра», говорил известный выдающийся педагог и писатель А. С. Макаренко.
Одним из результатов реализации Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является достижение высоких результатов обучения. Именно поэтому необходимо эффективно использовать различные технологии, причем важно знать, в какой части урока, на каком этапе их применять. Для повышения интереса младших школьников к изучению предмета и достижению высоких результатов обучения учителю необходимо применять в своей педагогической деятельности различные игровые технологии, так как именно они соответствуют возрастным особенностям ребенка младшего школьного возраста. Обучение этой возрастной группы характеризуется такими особенностями, как высокая значимость наглядно-образной подачи материала, тесная связь игровой и учебной деятельности. Это связано с тем, что игровая деятельность способствует развитию детей и влияет на эффективность восприятия нового материала.
Игровые технологии – это составная часть педагогических технологий. Она является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными как работу учащихся на творческо-поисковом уровне, так и в процессе изучения учебных предметов. Игра повышает мотивацию ребенка к учебному процессу. Использование игровых технологий в начальной школе помогает решить ряд трудностей, связанных с запоминанием материала.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В игровые технологии последовательно включают учебные игры и упражнения, формирующие знания из образовательной области. Учебная игра имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, при этом учитель обязательно должен учитывать особенности класса.
Игровые образовательные технологии – это огромный увлекательный мир. Задача педагога - не потеряться в этом многообразии и отобрать наиболее подходящие виды игр.
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах школы. Изучение математики в начальной школе направлено на решение следующих целей: математическое развитие младших школьников; освоение основ математических знаний; развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков.
Прочные умения и навыки обучающиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Важное серьезное занятие (особенно такое, как изучение математики) очень важно сделать для детей младшего школьного возраста занимательным. Для этого учитель применяет дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, игровые и занимательные ситуации, головоломки, занимательные квадраты, задачи на смекалку. В процессе игры на уроках математики обучающиеся выполняют различные упражнения, где им приходится тренироваться в устном счете, решать задачи, сравнивать множества, выполнять арифметические действия.
Игра ставит учеников в условия поиска, пробуждает самостоятельность, интерес к победе.
Применение игровых технологий на уроках математики способствуют достижению следующих целей:
- активизации мыслительной деятельности, развитию познавательных способностей;
- развитию логического мышления;
- углублению знаний по математике;
- восприятию метапредметных связей;
- развитию математической культуры;
- сплоченности коллектива, формированию деловых взаимоотношений;
- развитию индивидуальности и коммуникативных способностей;
- контролю знаний;
- формированию адекватной самооценки;
- приобретению новых знаний, умений и навыков.
На разных этапах учебного процесса обучения математике используются различные игровые технологии:
- Упражнения для устного счета: различные игры, шифровки, лабиринты, ребусы;
- Отработка состава числа: «Домики», «Молчанка», «Собери ёлочку»;
- Закрепление знания таблиц сложения и вычитания: «Поймай рыбку», «Самый быстрый почтальон», «Неуклюжий медвежонок»;
- Обучение счету: «Назови соседей числа», «Старик Хоттабыч», «Лесенка», «Лучший счетчик», игра «Хлопки, «Загадка», «Составим поезд», «Помоги числам занять свои места».
Для повышения интереса можно использовать интерактивные тренажеры.
При обобщении и повторении возможно применение игр-соревнований «Самый умный», «Брейн-ринг», «Аукцион знаний», «Кто быстрее».
Чаще всего игровые технологии применяются как часть урока, но возможно и проведение целого урока в игровой форме (Урок-КВН, Урок-сказка, Урок-кроссворд).
Особое место на уроках математики в начальной школе, особенно в 1-2 классах отведено загадкам. Загадки часто используются при изучении чисел. Такие загадки помогают детям запомнить графическое изображение чисел. Задачи в форме загадок вызывают живой интерес, активность, стремление верно ответить. Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами и мнением одноклассников, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, формируется характер. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Математическая игра требует от учеников знания предмета. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. При этом игровые формы приносят удовольствие от процесса познания.
Нельзя представить урок без игры, ибо игра остается для детей ведущей деятельностью. Ш. А. Амонашвили сказал: «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Применение игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода»
Презентация создана для учителей начальных классов, методистов, заместителей директора...
Игровые технологии на уроках математики в начальной школе
Игровые технологии на уроках математики в начальной школе...
Игровые технологии на уроках математики в начальной школе
Статья об использовании игровых технологий на уроках математики в начальной школе с примерами заданий....
Игровые технологии на уроке математики в начальной школе- выступление на семинаре
Игровые формы, как методы активного обучения, приносят удовольствие от процесса познания...
Использование игровых технологий на уроке математике в начальной школе
ull;Игра на уроке математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единств...
Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Дидактические игры- это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения учащихся, но в то же время ...
Статья "Игровые технологии на уроке математики в начальной школе"
Данная статья раскрывает значение игровых технологий на уроках математики и приводит примеры занятий....