Технологическая карта
план-конспект урока по математике (4 класс)

Денисова Кристина Александровна

Технологическая карта урока математики "Виды треугольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Ф.И.О. студента: Денисова Кристина Александровна

Тема урока: «Виды треугольников»

УМК: «Перспектива»

Класс: 4 «А»

Цель урока: формирование представлений учащихся о разных видах треугольников через практическую деятельность.

Задачи урока:

Дидактические: 1) учить детей распознавать треугольники по сторонам.

2) совершенствовать вычислительные навыки учащихся. 

Развивающие: 1) развивать умение правильно, чётко и логично отвечать на вопросы; 2) развивать умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные: 1) формировать познавательный интерес к предмету;

2) содействовать воспитанию уважительного отношения друг к другу.

Ресурсы урока: Математика: 4 класс, 1 часть, Г.В. Дорофеев. «Перспектива», презентация, интернет ресурсы (инфоурок), раздаточный материал (треугольники).

Этапы

урока

Задачи этапов урока

Методы

и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и

самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Организационный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке, активизировать внимание и настроить работу в классе.

Словесный. Беседа

Приветствует учащихся. Просит проверить готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу.

Ф

Контроль учителем

К: взаимодействовать с учителем и одноклассниками

Р: организовывать свое рабочее место и настраивать себя на работу.

понимать важность рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний

Проверить уже имеющиеся знания у учащихся

Словесный: беседа

Проводит с детьми математический диктант. (см.

Приложение 2)

Участвуют в математическом диктанте.

Ф

Презентация

Фронтальный опрос.

Контроль учителем.

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний

3.Постановка цели, задач и темы урока

Научить определять тему и задачи урока

Словесный:

Беседа

Практический: упражнение

Наглядный

Дает задания, в которых зашифровано слово, для того чтобы подвести детей к теме урока.

Раздает треугольники, создает проблемную ситуацию.

(см. Приложение 3)

Выполняют задание.

Определяют тему и задачи урока.

Ф

И

Презентация.

Раздаточный материал (треугольники)

Фронтальный опрос.

Контроль учителем.

К: уметь формулировать собственное мнение и уметь выслушивать высказывания других

Р: самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

4.

Первичное усвоение новых знаний.

Обеспечить восприятие, осмысление материала; выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся

Словесный:

объяснение

Практический: упражнение

Дает выполнить задание. Объясняет виды треугольников.

Просит открыть учебник.

Задает вопросы.

Рассказывает, где в жизни встречаются треугольники.

(см. Приложение 4)

Решают проблемную ситуацию.

Работают с учебником.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Ф

Учебник 1 часть Дорофеев Г.В. «Перспектива»

Презентация

Фронтальный опрос

Знакомятся с видами треугольников по сторонам.

К:взаимодействовать с учителем и одноклассниками

П:формировать умение речевого высказывания

5.

Первичная проверка понимания.

Установить правильность и осознанность понимания нового материала

Словесный:

Беседа

Практический: упражнение

Просит выполнить упражнения из учебника и из презентации. Вызывает к доске. (см. Приложение 5)

Дети выполняют упражнения из учебника.

Выполняют упражнения из презентации.

 Выходят и отвечают у доски  и самостоятельно работают в тетрадях.

Ф

Учебник 1 часть

Дорофеев Г.В. «Перспектива»

Презентация

Контроль учителем.

Фронтальный опрос.

Научиться различать треугольники по сторонам;

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами для достижения цели;

П:формировать умение речевого высказывания

формировать понимания практической значимости математики для собственной жизни;

6.

Динамическая пауза.

(см. Приложение 6)

Ф

7.

Первичное закрепление.

Формировать умение самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Словесный:

Беседа

Практический: упражнение

Выводит задание на слайд для закрепления новой темы.

(см. Приложение 7)

Выполняют задания.

Ф

И

Презентация

Контроль учителем.

Фронтальный опрос.

продолжить работу по закреплению знаний о видах треугольников

П: применять знания на практике.

8.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Озвучивает домашнее задание

(см. Приложение 8)

Записывают домашнее задание.

Ф

9.

Рефлексия

Словесный. Беседа.

Просит проанализировать свою работу на уроке

Анализируют свою работу с помощью незаконченных высказываний, выведенных на слайд.

(см. Приложение 9)

Ф

Фронтальный опрос. Контроль учителем.

П:формировать умение речевого высказывания

Анализ наставником: урок математики разработан в соответствии с ФГОС. При планировании урока учтены возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Структура урока соответствует типу урока, усвоения новых знаний, и целям; соблюдена логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Содержание урока носит развивающий характер. Методы и приёмы обучения были подобраны согласно задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей. На уроке использовалась технология деятельностного метода, здоровьесберегающие технологии (запланированы физминутки).

Рекомендации: включить в технологическую карту для каждого этапа урока определить временные рамки.

Оценка: 5 (отлично)

Приложение.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Александровна, сегодня я проведу у вас урок математики.

-Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово для того, чтобы начать урок? – Отлично, тогда начнем.

Орг. Момент: П1

-Солнце на небе проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

- Подарим тепло и улыбки друг другу. Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши сердца добрыми чувствами.

Актуализация знаний: П2

-Ребята, сейчас будет математический диктант, приготовьте свои ручки и рабочие тетради.

  1. Найдите сумму чисел 230 и 560. (790)
  2. На сколько нужно увеличить число 730, чтобы получилось 1000? (На 270.)
  3. Найдите разность чисел 740 и 140. (600.)
  4. Увеличьте число 60 в 8 раз. (480.)
  5. Уменьшите число 420 в 6 раз. (70.)
  6. Увеличьте число 220 на 480. (700.)
  7. Чему равна разность чисел 900 и 360? (540.)
  8. На сколько число 320 больше числа 90? (На 230.)
  9. На сколько умножили число 879 и получили 879? (На 1.)

1)После того, как туристы проехали 76 км на машине, им осталось пройти 37 км пешком. Какова длина маршрута? (113)

2)Альбом стоит 96р., а записная книжка-24 р.

На сколько записная книжка дешевле альбома? (на 72р.)

Во сколько раз альбом дороже записной книжки? (в 4 раза)

3)Лыжник прошёл дистанцию 24 км за три часа. С какой скоростью он шёл? (8 км/ч)

4) Самолёт  летел  4  часа  со   скорость 600 км/ч. Какое расстояние он пролетит?  (2400 км)

Молодцы!

Постановка цели и темы: П3

Для того, чтобы определить тему нашего урока, я вам предлагаю выполнить несколько заданий. Каждому заданию соответствует определённая буква, которую нужно соотнести с числами, с числами-ответами к заданиям.

102  6 + 376 : 8 = 659 Ь

497 : 7  9 + 355 =  994 И

36  2 + 15 = 87 Г

Периметр квадрата равен 48 см. Чему равна одна сторона? (12) Р

Длина прямоугольника 20 см, а ширина 7 см. Чему равна площадь фигуры? (140) О

Скорость машины 80 км/ч. Сколько км она пройдет за 6 ч? (480) Л

Стороны треугольника 5 см, 7 см и 9 см. Найдите периметр треугольника. (21) Е

Самолет летел 2 часа со скоростью 500 км/ч. Какое расстояние он пролетит? (1000) К

Сколько см в 7 м? (700) Н

Идя со скоростью 12 км/ч, лыжник прошел без остановки 36 км. Сколько времени он был в пути? (3) Т

Чему равна плошадь квадрата со стороной 8 см? 64 У

Расположите числа в порядке возрастания и подпишите соответствующие буквы. Какое слово получилось?

1000

3

12

140

994

64

21

87

659

480

700

К

Т

Р

О

И

У

Е

Г

Ь

Л

Н

3

12

21

64

87

140

480

659

700

994

1000

Т

Р

Е

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

-О какой фигуре пойдет речь на уроке? (о треугольнике)

-Что вы знаете о треугольниках? (геометрическая фигура, три угла, три вершины, три стороны)

На каждой парте набор из 9 треугольников: 3 равносторонних, 3 равнобедренных, 3 разносторонних.

-У вас на столах лежат фигуры. Можно ли назвать их треугольниками? Что общего у этих фигур? (Да, это треугольники, так как у них три стороны, три вершины и три стороны.)

Работа в парах.

Распределите их на три группы и дайте название каждой группе.

-Кто смог выполнить задание?

- Почему возникло затруднение?

- Какой вопрос у вас возник?  

Ответы детей.

- Нет правила, чтобы определить, верно ли выполнили задание.

- Как разделить треугольники на группы?

-Откройте учебник на стр. 65 и прочитайте тему нашего урока (Виды треугольников)

-Какие задачи мы перед собой поставим?

  • Узнать, какие бывают виды треугольников.
  • Научиться различать разные виды треугольников.
  • Применять на практике новые знания.

Первичное усвоение новых знаний: П4

-А как вы думаете, есть ли какой-то признак, по которому можно разделить треугольники на группы?

Сейчас мы проведём исследование.

Чтобы правильно дать имена каждому треугольнику, мы должны измерить их стороны.

-Возьмите треугольник № 1.  Измерьте каждую его сторону.  

-Какова длина каждой стороны?  (4 см, Они одинаковые (равные) )

Слайд  (картинка с треугольником)

-Даю маленькую подсказку:

Равный (СТОРОНА)- РАВНОСТОРОННИЙ, дети поднимают равносторонний треугольник

-Возьмите треугольник № 2. Измерьте каждую его сторону.  Что можно сказать о длине сторон этого треугольника? (2 стороны одинаковые, 3 имеет другую длину) (две из трех сторон одинаковые)

-В математике называется сторона фигуры  по – другому (БЕДРО).   И треугольник, у которого две стороны одинаковой длины называется….

Слайд  (картинка с треугольником) дети поднимают равнобедренный треугольник

Равный (БЕДРО)- РАВНОБЕДРЕННЫЙ

-Возьмите треугольник № 3, измерьте все его стороны.  Что можно сказать о длинах его сторон? (они все разные)

-А если они все разные, кто догадался, как называется этот треугольник?

Слайд  (картинка с треугольником) дети поднимают разносторонний треугольник

Разно (СТОРОНА)- РАЗНОСТОРОННИЙ

- Отлично!

- Итак, ребята, мы с вами провели исследование и дали название треугольникам. А где мы можем убедиться в том, что мы сделали правильные выводы? (в учебнике)

- Верно. Учебник страница 65. Сравните открытые нами знания с выводом в учебнике. Миша прочитай и скажи правильные ли мы сделали выводы.

-Объясните, почему всякий равносторонний треугольник можно назвать равнобедренным. (слайд с треугольниками)

Если у треугольника равны все три стороны, то его называют равносторонним. Естественно, равносторонний треугольник является равнобедренным, т. е. он обладает и свойствами равнобедренного треугольника, и своими собственными.

Итак, какой вопрос у вас возник в начале урока?

Теперь вы можете ответить на вопрос?

Какие треугольники называются равносторонними?

Какие треугольники называются равнобедренными?

Какие треугольники называются разносторонними?

Почему всякий равносторонний треугольник можно назвать равнобедренным?

Какой признак вы положили в основу классификации?

-Теперь нужно закончить задание, которое мы начали, распределить оставшиеся треугольники. (Треугольники, которые у них лежат на столах, мы работаем с ними)

-Отлично, молодцы!

-Ребята, а где в жизни можно встретить треугольники? (Крыша дома, дорожные знаки треугольной формы  и.т.д.)-СЛАЙД

- Оказывается, что на земле есть загадочное место, в форме геометрической фигуры.

В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня говорим. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день.

-Ребята, еще есть такое понятие как «фронтовой треугольник».

В годы Великой Отечественной войны солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, но с печатью полевой почты.

Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был "двойной" листок, вырванный из середины тетради.

Первым делом подписывался адрес

После этого лист разворачивался, и писалось письмо.

Первичная проверка понимания: П5

-Откройте учебник на стр. 66, ознакомьтесь с заданием под № 1. Мария прочитай.

Самостоятельно в тетрадях.

-Чему равны стороны треугольника? Как он называется? Эмилия прочитай, что у тебя получилось? (4,9, 6 см. Разносторонний) У кого получилось так? А мб у кого-то другой ответ? (нет)

-Тогда продолжим

-Вам нужно вычислить его периметр. Как найти периметр треугольника? P=a+b+c Эмилия вычисли устно периметр этого треугольника ( 19 см)

-Чему будет равен периметр равностороннего треугольника?  (19-1 = 18 (см))

-Чему равна сторона равностороннего треугольника? Как вы узнали? (18:3 = (6 см))

Задание №2

Устно.

-Мария прочитай задание:

Вам нужно определить вид каждого треугольника на чертеже.

Выборочно спрашиваю.  Николай, определи вид треугольника PRO (пользоваться линейкой можно), все остальные следят и проверяют.

Треугольник PRO равнобедренный

Треугольник TLN разносторонний

Треугольник SGE равносторонний

Задание № 3

К доске пойдет Эмилия.

Эмилия прочитай задание со слайда. ( у остальных распечатки)

https://fsd.videouroki.net/html/2019/02/11/v_5c6199084db39/99728992_2.png

1)Разносторонние: 2,3,5

2)Равнобедренные: 1,4, 6,7

Задание №4

Заполни таблицу, схематично изобрази треугольник.

https://fsd.videouroki.net/html/2019/02/11/v_5c6199084db39/99728992_3.png

https://fsd.videouroki.net/html/2019/02/11/v_5c6199084db39/99728992_5.png

Динамическая пауза: П6

  1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
  2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.
  3. Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15 сек. 4. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых  10-15 сек. Открыть глаза.

Первичное закрепление: П7

Работа по вариантам:

 1 вариант – треугольник АБС,

2 вариант – ОМТ,

3 вариант – ДЕК.

https://lh5.googleusercontent.com/eXq3a8FwN0xgr2_CZ-WIF1ENBCR3ay-WSd-xwD6XFQRTNrUUJvRCIGm05i5FGk19wdharVY2ibcJT_JrkXOpIYiicbzxZrbbBcPt2s4r9hwkIA_Eud1dAG9JUlAogGUhDeiErP4

Найди лишнюю фигуру и объясни почему она лишняя? ( детям будут даны фигуры без ответов)

https://lh5.googleusercontent.com/6LBzIWhW9KtHUNOfWhio8IWHb2QcnBSv7YG7XpHGMAeUm5jjgIftpvaLH7TxvfoKdSdoY3PTOhtujBxO-yAtb5nok6JuKahk594IAfncfJunmEO3ik4PEGmkiY2BTYyI4pATnxA

https://lh6.googleusercontent.com/HHnyDIwE8gGV3wugGEztQI6cCwOPeo0YT0mhMr9TlVdjTbn86RZ2C-dv-rZYYjLlLxWsXuWLEKoAwkD4XmuGfNgFWhKHwtdoN5kqN6vKVF8Wce_1CiUgsJb3zfe6YVutQ9CC0zw

https://lh3.googleusercontent.com/-6uTCH6BIMqwHJnaq8TX-IUyyQYzn3J4qGoI8mWuLQs-JP3piGAbDWl8WYpWjoZ9a1Xl3XJ9JLhDcFBM2RuMGHaZmG9iVfXEH-Xg5BdGeW4BnqhpC2FmCR3iIrU5oT1llL1ALIo

- Молодцы.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: П8

Учебник стр.67  №6 , №7, №8  

Рефлексия: П9

Закончите предложения

Сегодня на уроке:

смог  ………..

узнал……

научился….

открыл для себя…..

могу похвалить себя и своих одноклассников за…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...