Конспект урока математики на тему "Окружность и круг" .
план-конспект урока по математике (3 класс)

Данный конспект урока разработан по теме "Окружность и круг" в системно- деятельностном подходе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_okruzhnost_i_krug_alina.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Предмет: математика

Класс: 3

Тема урока: Круг.Окружность.

УМК: «Школа России»

Цель урока:

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей об окружности

Задачи урока:

           1) Образовательные: Сформировать первоначальные  представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе);

 познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом;                                                                                                                                                                                                 содействовать развитию внимания,  мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки;

         2) развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;

         3) воспитательные:  повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в паре, уважать мнение товарищей.

Основные термины и понятия темы:

Круг, окружность, центр окружности, радиус, диаметр.

Личностные УУД:

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 

-формирование устойчивой положительной самооценки,

-формирование устойчивого учебно-познавательного интереса,

-установки на здоровый образ жизни.

Предметные  результаты:

-сформировать первоначальные  представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе);

-познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом;                                                                                                                                                                                                 -содействовать развитию внимания,  мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

- установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,  процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;

- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

интегрированный (математика с элементами технического труда)

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Форма проведения урока: урок-мастерская.

Оборудование: тетрадь, карандаш, линейка, циркуль, ножницы,  модели фигур,  цветная бумага, образец аппликаций

Организационно-мотивационный момент

Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

У меня сегодня прекрасное настроение и мне не терпится вам сказать новость!

Сегодня на уроке я приглашаю вас в удивительную мастерскую.

- Давайте войдём в неё. Закройте глаза. Внимание, я открываю дверь. (на фоне музыки) Большая, просторная комната, напоминающая музей. Посередине - огромный стол, на котором лежит нарисованная от руки карта звёздного неба. Другой стол завален чертежами. Тут же колбы, папки с засушенными диковинными растениями. В углу - холст и краски. Вещей так много, что невозможно перечислить. Представили? Откройте глаза и ответьте: кому принадлежит мастерская? Кто этот человек по профессии?

Сегодня мы с вами будем работать в мастерской великого художника и мыслителя Леонардо да Винчи. Трудно назвать какую- либо область науки, которой бы он не занимался: живопись, математика, геология, анатомия и многое другое.

Его интересовало всё-всё в нашем мире. «Видеть, понимать, создавать», - формула жизни Леонардо да Винчи и девиз нашего урока (девиз на слайд).

Формулировка проблемы

- Предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. Где-то в бескрайнем море существует необыкновенный остров. В середине острова стоит остроконечная башня, от неё расходятся прямые улицы. Все они ведут к морю. Чтобы жители острова не упали в воду, вся территория побережья обнесена красным канатом. Начертите в тетрадях этот остров. Как    называется    геометрическая    фигура изображающая остров? (круг) А как называется фигура,    изображающая    побережье? (окружность)

Построение плана выхода из проблемной ситуации

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Вместе с вами мы попытаемся

  • увидеть … (особенности  окружности  и её элементов)
  • понять … (с помощью какого инструмента строят окружность, круг)
  • создать… (разнообразные геометрические модели окружности, то есть научиться их чертить)

Итак, задачи нашего  урока на слайде, расставьте следующие пункты по-порядку:

  1. Узнать, что такое окружность и круг.
  2. Узнать, из каких элементов состоят окружность и круг.
  3. Узнать, с помощью какого инструмента строят окружность.
  4. Научиться строить окружность.
  5. Закрепить свои знания.

Открытие новых знаний

(У каждого ученика на парте круг из бумаги)

-Возьмите круг, который лежит перед вами, карандашом обведите его границу.

Что вы нарисовали?  

-Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали, прогладьте линию сгиба. Сложите еще раз по другому сгибу, два сгиба пересеклись. Отметьте фломастером точку, в которой пересеклись линии.

-Как  вы думаете, как называется эта точка. Обозначьте его точкой О

-Красным фломастером проведите линию от центра до точки окружности. Проведите еще несколько отрезков от центра круга к его границе.  Сколько таких отрезков можно провести?

Что вам напоминает полученное изображение? (колесо) А отрезки напоминают спицы колеса.

А вы знаете, что по латыне «спица колеса» называется радиусом. И отрезки проведенные из центра круга к его границе тоже называют радиусами.

Физкультминутка (игра)

- В жизни мы часто встречаемся с кругом и окружностью.

Сейчас мы поиграем, посмотрим какие вы внимательные: я вам буду называть предметы, если они имеют форму круга, то вы хлопаете в ладоши, если форму окружности то показываете окружность руками. (Бублик, тарелка, баранка, колесо, циферблат от часов, кольцо, обруч, крышка, блюдо, зеркало)

У вас на партах лежит лист исследователя. Пододвиньте его к себе.

Как называется граница круга? Подпишите.

-Правильно, ребята, эта граница называется окружность.

С какими элементами круга мы познакомились? (центр круга, радиус)

Где расположен центр? Подпишите

Что называют радиусом? Подпишите

Будет ли длина радиусов меняться?

Посмотрите на слайд. С какими задачами мы справились?

Какие задачи перед нами стоят?

Сейчас вам нужно разделиться на группы. (поворачиваемся)

Внимательно послушайте задание. Первая группа работают с материалом энциклопедии: вы должны узнать с помощью какого инструмента можно построить окружность и из чего он состоит.

По латыни круг означает «циркус». Прибор с помощью которого чертят окружность называется циркуль.  Циркуль – чертёжный инструмент, с ним надо работать осторожно. Состоит он из головки, ножки, иглы и грифеля. При работе с циркулем нужно соблюдать определённые правила: нельзя подносить иглой к лицу и передавать соседу «иглой вперёд». Острый конец всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками  не должно меняться. Его нужно держать за головку, а не за ножку.

 Вторая группа должна составить план работы по построению окружности.

Определитесь в группах, кто у вас будет выполнять записи, кто будет демонстрировать работу.

Демонстрация работы в группах с помощью документ камеры.

У второй группы есть вопросы к первой? А у первой ко второй?

 Сама показываю, как пользоваться циркулем.

Обратите внимание на план. Все ли мы выполнили?

Первичное закрепление

Выполним построение в тетради стр. 95 под чертой.

Ниже запишите длину вашего радиуса.

Включение в систему знаний

Сегодня мы учимся работать циркулем в тетради. А когда вы вырастите, кто–то из вас может стать инженером, строителем. И ему необходимо будет правильно пользоваться циркулем.

Итак, мы побывали в мастерской Леонарда да Винчи, чтобы вернуться в наш класс, вам нужно в парах выполнить тест.

  1. Я считаю, что круг, окружность – это одно и тоже.
  • да
  • нет          
  1. Мне кажется, что шар можно считать объемным изображением круга.
  • да                              
  • нет                                    
  1. Я считаю, что окружность – это замкнутая линия.
  • да                              
  • нет                                    
  1. Я считаю, что расстояние от центра окружности до любой точки окружности называется радиусом?
  2. Мне кажется, что расстояние от центра до любой точки на окружности всегда одинаково.
  • да                              
  • нет                      

   

- Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой…

  - Граница круга это

  - Окружность можно начертить при помощи…

  - Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой, лежащей на окружности          

Рефлексия

Вот мы и вернулись в класс, а где мы были? Как вы считаете, а почему мы были именно в мастерской Леонардо да Винчи? (он очень разносторонний человек и  тема урока у нас сегодня была связана со многими профессиями)

А что у нас в классе имеет форму окружности или круга?

С помощью какого инструмента можно начертить окружность?

Специалистам, каких профессий нужно уметь работать с циркулем?

Какую цель мы перед собой поставили?

Выполнили ли мы план?

 Оцените свои знания, полученные во время путешествия.

У вас на партах лежат карточки.

Вам нужно закрасить ту часть круга, как вы оцениваете свою работу на уроке.

Вижу, что вы усвоил тему сегодняшнего урока! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе «А» по теме: «Круг»

Образовательные: Познакомить учащихся с новой геометрической фигурой - кругом, учить узнавать круг, называть его, выделять его среди других геометрических фи...

Конспект урока математики в 3 классе по теме "Деление круга и окружности на равные части".

Конспект урока математики в 3 классе по теме "Деление круга и окружности на равные части". УМК школа 21 века...

Конспект урока математики «Окружность и круг» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления об окружности и круге, как о геометрических фигурах; формирование умения чертить окружность и круг при помощи циркуля; совершенствование графическ...

Конспект урока математики "Окружность. Круг"

Урок по математике для учащихся 3 класса по теме "Окружность. Круг" ...

Конспект урока математики "Окружность и круг"

Конспект урока математики "Окружность и круг"...

План-конспект урока математики 2 класс по теме "Окружность и круг"

План- конспект урока математики по теме "Окружность и круг" предназначен для учителей начальных классов, которые работают  во втором клсссе по УМК "ПНШ"...