Конспект урока математики "Окружность и круг"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Ивлева Василина Олеговна
  • Конспект урока математики "Окружность и круг" 
  •  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        14.02.2020                                                                                                          ФИО учителя: Бурага С.В.  _________________

Школа: №95                                                                                                                ФИ студента: Ивлева В., 33гр.

Класс:        2-7                                                                                                                ФИО методиста: Дрокина М.В. ______________

Кабинет: 103                

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема: «Окружность и круг»

Цели деятельности учителя: формирование понятий «окружность», «циркуль»; формирование умений строить окружности с помощью циркуля.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: понятия «окружность», «циркуль», алгоритм работы с циркулем;

Уметь: строить окружности с помощью циркуля;

Личностные: 

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий, поступков.

Тип урока: «открытие» нового знания 

Оборудование: учебник «Математика» 2 класс, 2 часть УМК «ПНШ», рабочая тетрадь «Математика» 2 класс, 2 часть УМК «ПНШ», презентация, раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой 

Словесный: слово учителя

1 мин.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Василина Олеговна, сегодня я проведу у вас урок математики.

-Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Слушают учителя.

Садятся на места.

Р: настрой на продуктивную работу.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Практический: выполнение задания

4-5 мин.

-Перед работой нам нужно потренироваться. Для начала, откройте тетрадь, отступите от последней работы четыре клеточки, посередине строчки запишите число, ниже на следующей строке классная работа.

-Посмотрите, на слайде для вас есть несколько заданий. Для начала вам нужно выразить длины в требуемые единицы измерения. А затем, расставьте ответы в порядке убывания и вы получите слово. Это слово будет частью нашего урока.

2 м = …дм (20 дм) Ж

6 м = …дм (60 дм) К

3 м 5 дм = …дм (35 дм) У

1 м 9 см = …см (109 см) Н

5 дм 7 см = …см (57 см) О

4 м = …см (400 см) Р

8 м = …см (800 см) О

7 см 2 мм = …мм (72 мм) Т

9 см = …мм (90 мм) С

5 см = …мм (50 мм) Ь

Получившееся слово: окружность

Записывают число, классная работа.

Выполняют задание. Получают слово окружность.

П: соотнесение ранее изученного материала для выполнения задания;

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: презентация

1 мин.

-Верно! Вы правильно выполнили задание и получили слово окружность. Это и есть тема нашего урока сегодня.  Круг и окружность.

- Что же нового мы узнаем сегодня на уроке? Какие цели поставим?

Узнаем, что такое окружность. Научимся строить эту геометрическую фигуру.

Р: целеполагание – постановка учебной задачи;

IV. Открытие нового знания

Наглядный: учебник, презентация

Словесный: учебный диалог

Практический: работа в паре, выполнение задания

20 - 25 мин.

-Как вы думаете, часто ли нам приходится встречаться с кругом,  окружностью в повседневной жизни? Где мы можем увидеть круг?

-Послушайте и отгадайте загадку:

В дверь вошло животное,

До того голодное:

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу,

Занавески на окне

И картину на стене,

Со стола слизнула справку

И опять пошло на грядку.  (Коза)

-Откройте учебник на стр.44.Там мы с вами встретимся  с нашими старыми друзьями Мишей, Машей и козой Белочкой.

https://sun9-47.userapi.com/c200620/v200620898/5cc51/V_YVnISVWKY.jpg

- Чем является колышек, к которому привязана верёвка?

- Может ли коза Белочка пощипать все цветочки см. учебник внутри круга?

-Прочитайте №1 на стр.44 и выберите правильный вариант ответа.

https://sun9-49.userapi.com/c857128/v857128898/d0f4b/ICnVFZtHNZU.jpg

-Давайте  рассмотрим рисунки 1 и 2 на странице 45.

Светло-зелёным цветом на них обозначен первоначальный круг, где паслась Белочка. Темно-зелёным цветом обозначена новая область на лугу, на которой теперь Белочка может щипать травку.

-К какому варианту ответа из задания 1 соответствует каждый рисунок?

https://sun9-68.userapi.com/c857728/v857728113/15f28b/G4LtWXk6lHM.jpg

-В начале урока мы с вами сказали, что круг довольно часто встречается в нашей повседневной жизни, скажите, а есть ли игры, в которых мы встречаемся с этой геометрической фигурой.

-Давайте посмотрим, с какой проблемой столкнулись Маша и Миша в  задании №3?

Ребятам  для игры нужно было обозначить круг на песке. Как им это сделать?

- А если нет верёвки?

- А можно ли обозначить круг, если нет ни верёвки, ни палки?

Для того чтобы начертить круг, нужно провести его границу.

- Что значит граница фигуры?

- Что является границей прямоугольника?

-А как может называться граница круга?

-Правильно, ребята, эта граница называется окружность. А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ.

Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой - грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль.

- Как работать с циркулем мы познакомимся сегодня, и поможет нам в этом учебник.

 -Рассмотрите рисунок на стр.46 и объясните, как с помощью циркуля проводят окружности.

- Ребята, как вы думаете, нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с циркулем и почему.

-Для того чтобы правильно начертить окружность, нужно знать алгоритм работы. Сейчас каждая пара получит конверт с шагами алгоритма, попытайтесь расставить их в правильной последовательности.

-Проверьте правильность с эталоном на доске.

1. Карандашом  отметить  точку, в которой будет находиться иголка циркуля (это нужно для того, чтобы в случае если иголка циркуля соскочит с данной точки, можно было легко её определить)

2. Обозначаем точку О - центр круга.

3. Совмещаем с точкой О конец иглы.

4. Совершаем круговое движение ножкой циркуля.

-Теперь посмотрите на меня, как нужно правильно держать и работать с циркулем.

Динамическая пауза

-Ребята, вставайте со своих мест, немного с вами разомнемся. Я буду назвать вам предметы, если это окружность – вы показываете руками кольцо, если круг – приседаете. крышка, бублик, тарелка,

баранка, колечко, браслет, блин, зеркало.

- Нам часто приходится встречаться с кругом и окружностью в повседневной жизни. Форму круга  могут иметь  солнышко, тарелка, блюдце, барабан…

-Рассматривают рисунок на стр.44 и читают диалог Маши  и Миши.

-Центром круга.

-Может. В какой бы точке внутри круга не находился цветок, верёвка не будет этому мешать. Длина верёвки больше, чем расстояние от центра круга до того места, где растёт цветок.?

Читают, выбирают.

Выбирают рисунок и дают пояснение.

Начертить круг можно с помощью веревки. Если один конец закрепить в центре, а с другим концом обойти вокруг, то получится круг.

-Верёвку можно заменить палкой.

- Да. Если двое ребят возьмутся за руки, один из них будет стоять на месте, а другой обойдет вокруг него, то получится круг.

Высказывают предположения.

- Границей прямоугольника является замкнутая ломаная линия.

- Эта граница может называться ОКРУЖНОСТЬЮ.

-Дети объясняют, как нужно работать с циркулем и почему с ним  необходимо работать аккуратно.

Получают алгоритм, расставляют шаги.

Выполняют движения.

Р: планирование, прогнозирование

П:

решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: построение речевого высказывания

К: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К:

взаимодействие с партнером

К: осуществление учета всех мнений при работе паре;

V.Первичное закрепление

Наглядный: учебник, рабочая тетрадь

Практический:

выполнение задания

5 мин.

- Сейчас мы с вами выполним №6 на странице 46. Прочитайте задание про себя. Что вам необходимо сделать?

- Каждая окружность определяет круг. Больший круг закрасьте красным карандашом, а меньший - синим.

-Посмотрите на слайд, на нем изображены предметы. Найдите на рисунке предметы, в составе которых есть окружность. Кто готов, поднимите руку. Какие предметы вы выбрали и почему?

C:\Users\ирина\Documents\ВАСИЛИНА\uPgh-s4_Xzo.jpg

Начертить две окружности при разном растворе циркуля.

Выполняют упражнение.

Закрашивают круги.

Выполняют задание.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: соотнесение ранее изученного материала для выполнения задания;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельная работа

5 мин.

-Следующее задание № 1 и №2 из рабочей тетради на стр.22. Выполняете задание самостоятельно.

https://sun9-49.userapi.com/c855128/v855128904/1e4d8f/VdCzsUQaTj4.jpg

https://sun9-61.userapi.com/c857136/v857136113/d19ea/ACaN56fiYhk.jpg

-Первые пять человек, кто выполнит все задания, можете подойти, я поставлю оценку.

-Проверяем по эталону. Если все верно поставьте треугольник, если 1-2 ошибки круг и, если больше квадрат.

- Поднимите руку те, у кого стоит треугольник. Теперь те, у кого круг и квадрат.

Выполняют задания из рабочей тетради самостоятельно.

Проверяют по эталону. Оценивают работу.

Р: самостоятельное планирование и выполнение своих действий на знакомом учебном материале;

VII. Включение в систему знаний

 

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебник

3 мин.

- Ребята, а кто из вас был в цирке, поднимите руку?

-Как называется место, где выступают артисты?

- А какую форму имеет арена?

- Почему арена имеет форму круга?

-Возможно, вы знаете, что не только в цирке арена имеет форму круга, но и в некоторых видах спорта спортсмены выступают на площадках круглой формы. Как называются эти виды спорта?

-Откройте рабочие тетради на стр.22 №3 (2). Прочитайте задание. Кто хочет выполнить номер у доски?

https://sun9-11.userapi.com/c853420/v853420904/1e58b2/U-4TxDLsTqQ.jpg

-Оценим работу у доски? Молодец, присаживайся.

-Арена.

-Арена имеет форму круга.

Вольная борьба, сумо, греко-римская борьба, самбо

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

1 мин.

- Вспомните, какую цель мы ставили на урок?

-У нас получилось узнать?

- Кто достиг этой цели – поднимите руку.

- Продолжите предложение:

Я сегодня узнал о…;

Я научился…;

Настроение у меня…;

Я помог…;

Я поделюсь ….

- Спасибо за работу!

Узнать, что такое окружность. Научиться строить эту геометрическую фигуру.

Заканчивают предложение.

П: построение речевого высказывания

Р: осуществление итогового контроля

  1. Чтобы поужинать, волку надо 3 кг мяса. Сколько кг мяса понадобится, чтобы накормить 4 голодных волков? (12 кг)
  2. Медведи – искусные рыбаки. Одна медведица на обед себе поймала 42 рыбёшки, а своему медвежонку в 7 раз меньше. Сколько рыбёшек на обед съест медвежонок? (6 р.)
  3. Сова – главный враг мышей. За 6 дней она поймала 35 мышей. Это в 5 раз больше, чем за 1 ночь. Сколько мышей ловит сова за 1 ночь? (7 м.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике "Круг и шар" (Перспективная начальная школа)

- Сформировать представление о круге и шаре; -Развивать познавательные процессы-  мышление (все виды): логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоц...

Конспект урока по математике "Круг и квадрат. Сравнение шара и куба"

Предложенный конспект урока предназначен для учащихся с умеренной умственной отсталостью...

конспект урока по теме: Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности

конспект урока математике во 2 классе по теме "Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности"...

Конспект урока по обучению грамоте (письмо) Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга?

Конспект урока по обучению грамоте (письмо)Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга? Тип урока: урок открытия нового знания.Цель деятельности учителя:- формировать навыки копирова...

Конспект урока математики "Окружность. Круг"

Урок по математике для учащихся 3 класса по теме "Окружность. Круг" ...

Конспект урока по математике "Круг и шар" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с объёмной геометрической фигурой - шаром; формирование ценностного представления о геометрической фигуре: шар; совершенствование вычислительных навык...