конспект урока по математике "Круг и шар" (Перспективная начальная школа)
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

 

- Сформировать представление о круге и шаре;

-Развивать познавательные процессы-  мышление (все виды): логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную);

-Развивать  пространственное представление, умение рассуждать и делать выводы;

-Развивать кругозор учащихся.

       -Воспитывать интерес к предмету, толерантность, уважение к ближнему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnaya_nachalnaya_shkola.doc417.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Тема урока: « Круг и шар» 

Предмет: математика (перспективная начальная школа)

Класс: 4 класс

Авторы урока: Барсукова Татьяна Юрьевна(учитель начальных классов).

Образовательное учреждение: МАОУ средняя общеобразовательная школа №40 города Томска

Методическая информация:

Тип урока: медиаурок

Необходимое оборудование и материалы:

1.Интерактивная доска

2.Раздаточный материал

Цель урока

Метапредметная

Предметная

Расширить границы предмета «математики» через интеграцию    с окружающей средой

  Конкретизация знаний обучающихся о круге и шаре

Метапредметные задачи

  Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Коммуникативных

Личностных

Регулятивных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

2. Искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (домашнее задание)

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи;

4. Строить логические цепи рассуждений;

5. Выдвигать гипотезы

Постановка и решение проблем:

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;

1. Уметь слушать и вступать в диалог;  

2. Уметь  с достаточной точностью выражать свои мысли в устной речи используя математическую речь.

1.Проявлять любознательность при получении знаний;

2.Проявлять интерес к изучению математики

3.Проявлять чувство взаимоуважения,  взаимовыручки.

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно  и  что ещё не известно, но предстоит узнать»;

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;

4. Оценивать – осознавать качество и уровень  усвоения нового знания;

5. Регулировать  мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели;

Предметные задачи

Образовательные:

-Сформировать представление о круге и шаре;

-Дать понятие, что такое круг и что такое шар;

     Развивающие:

-Развивать познавательные процессы-  мышление (все виды): логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную);

-Развивать  пространственное представление, умение рассуждать и делать выводы;

-Развивать кругозор учащихся.

    Воспитывающие:

-Воспитывать интерес к предмету, толерантность, уважение к ближнему.

Подробный конспект урока

№ слайда

 п/п

Содержание слайда

Структурные элементы урока

Формирование УУД

1

Настрой на урок в стихотворной форме

Организационный момент

Регулятивные

2

Настрой на работу

Познавательные (логические)

3-7

Задания устного счёта

Устный счёт

Познавательные(общеучебные)

коммуникативные,

личностные

Загадки

Определение темы урока детьми

Познавательные (логические)

8

 Иллюстрации разных предметов в виде круга и шара

Интеграция с предметом «Окружающий мир». Развитие кругозора

 Познавательные(общеучебные)

коммуникативные,

личностные

9

Значение слов «круг» и «шар»

Работа с источниками информации (со словарём)

Познавательные (общеучебные)

          10

Закономерность

Практическая самостоятельная работа с раздаточным материалом

Познавательные (логические)

11

Домашнее задание

Погружение детей в поисково-исследовательскую деятельность

Познавательные (логические) – при выполнении Д/З

12-13

Диаметр и радиус

Погружение детей в поисково-исследовательскую деятельность

Познавательные(логические)

коммуникативные,

личностные

14

Глобус. Меридианы и параллели.

Развитие логического мышления

Интеграция с предметом «Окружающий мир». Развитие кругозора. Развитие речи

Познавательные (логические)

коммуникативные,

личностные

15

Упражнение гимнастики для глаз

Физкультминутка

Регулятивные

16

Работа по алгоритму

Закрепление умения работать по алгоритму

Познавательные  (общеучебные)

17

Самостоятельная работа

Закрепление знаний нового материала

Познавательные (логические)

18

Неоконченные предложения

Рефлексия, подведение итогов урока

Регулятивные, коммуникативные


Ход урока

Этап урока

Содержание

№ слайда

 п/п

Учитель

Запись на доске  

Формирование УУД

Организационный

Настрой на урок в стихотворной форме

1

Прочитайте слова, с которыми к нам обращается Евдокия Васильевна              

- как понимаете эти слова?

«Интересная работа ждет нас, друзья!

Значит, лениться нам никак нельзя!» 

Регулятивные

 

Работа в тетради

Предлагает выполнить запись в тетради с объяснением орфограмм

Число

Классная работа

Устный счёт






































Работа парами

Настрой на работу


















Устный счёт.

2



















3








4





5








6-7

















8




9







10
















11

1.Настроились на работу и прочитаем сообщение Евдокии Васильевны                

-почему она рассказала нам эту историю? (для того , чтобы мы были внимательными).










2.На устном счете нам понадобится не только внимание, но и наши знания.         


 Запишите ответы в тетрадь.                                                                                                                  

Сравните ответы с доской  и поставьте оценки.




                                                                                                                 


Решить удобным способом:




Вычислите устно.

Как решали?








На партах карточки

Разложить  карточки на три группы так, чтобы :

1. В каждой из них было по одной фигуре.

2. Сумма чисел каждой группы была равна 1000.

Проверка с доской.(два ученика  у доски)

Сравните ответы о поставьте оценки.

Найдите среднее арифметическое своих оценок и поставьте оценку за устный счёт

1.«В 1962 году американцы подорвали свою ракету, стартовавшую к Венере,

 так как с некоторым опозданием ученые обнаружили в программе действий ракеты ошибку: был пропущен один знак. Казалось бы, один знак- мелочь, но она могла обернуться катастрофой.»

 

Будь внимательным!

 10, 15, 20, 25

1. Увеличить в 20 раз

200,300,400,500

2. Увеличить в 11раз.

110,165,220,275


3.

87*64+87*36=8700

720:(9*2)=40


Вычисли:

300мин.=     ч.                            

6100кг=   ц

1ч.20мин.=  мин                                                                                           

                                                                                                                       

Известно:

Длина- 4дм

Ширина - 3см

S- ?                        

 P- ?                

       


280+150+570=100

260+350+390=100

120+140+740=100


МОЛОДЦЫ

                                                   

Познавательные (логические)
















































Познавательные, коммуникативные,

Личностные





















коммуникативные,

личностные



















Познавательные, коммуникативные,

логические.








Создание проблемной ситуации





















Работа парами





















Домашнее задание

2. Введение в тему урока.












































Погружение детей в поисково-исследовательскую деятельность


3. Отгадайте  загадки:                                                                                                  

1)Сегодня все ликуют!                                              

В руках у детворы                                                  От радости танцуют                                                   Воздушные…. (шары)

2)Нет углов у меня,

И похож я на блюдо.

 (круг)


- кто сможет назвать тему урока?                                                                    

- что объединяет эти два понятия?          (геометр. фигуры)

- в чём их различие? (объёмный и плоский)

- где мы встречаем в жизненном обиходе шар?  Круг?                      


- из какой   фигуры можно сделать ёмкость для жидкости? Почему?  (из шара)


-на что похожа комбинация? (треугольник)

-из скольких ещё одинаковых кругов можно составить фигуру, также похожую на треугольник, вы определите сами, работая в парах.

Возьмите круги и выполняйте задание.

Проверка: из скольких  одинаковых кругов можно составить фигуру, также похожую на треугольник?(6,10,15 )                

- какую закономерность увидели?(каждое промежуточное последующее число увеличивается на один)

Продолжите ряд ещё тремя числами

6,10,15,…….(21,28,36…)

Проверка. Оцените работу по 5-ой системе.

 

Подобное задание вы выполните дома, используя шары, и определите закономерность.












Тема: шар и круг




картинки







Из 6 одинаковых кругов составлена фигура

Решение учебной проблемы
































































Физминутка
















Работа с учебником

4.Интеграция с предметом «Окружающий мир»



















Развитие логического мышления и кругозора

12












13









14

- назовите, как называется отрезок, соединяющий точки границ круга (диаметр)

- как называется отрезок, соединяющий центр круга  и точку на границе круга

? (радиус)

- Как вы думаете, какой отрезок называется радиусом шара?

- а поможет нам  ответить на этот вопрос Евдокия Васильевна,                                                                                                                  










- в переводе с латинского «глобус»-шар.

Глобус позволяет хорошо представить шарообразную форму Земли. Шарообразная потому, что у полюсов она немного сплюснута.

                                                                                                                   

- покажите на глобусе Земли, какие окружности изображены на нём(меридианы и параллели)

-На что указывает меридиан?(точное направление с севера на юг)

-Для чего служат меридианы и параллели?(Помогают определить точное положение

географического объекта на поверхности земли.)

- что является диаметром у земли? (невидимая ось, которая на глобусе проходит через полюсы Северный и Южный)

- что называем диаметром шара?

Вывод: отрезок соединяющий любые две точки шара и проходящие через его центр называется диаметром шара.

- а что является радиусом? (отрезок, соединяющий центр шара с любой точкой, лежащей на шаре)

Вывод: отрезок, соединяющий центр шара с любой точкой, лежащей на шаре, называется радиусом шара.


Вывод: меридианы - это окружности одного и того же радиуса, совпадающие с радиусом шара.

Параллели- это окружности, радиусы которых изменяются. Если параллель имеет радиус, равный радиусу шара, то как она  называется?   (экватором.)

 МОЛОДЦЫ!!!

Круг

Диаметр

Радиус





Шар


Евдокия Васильевна


1.На какую геометрическую фигуру по форме похожа наша планета?

2.Почему говорят, что наша Земля "круглая"?  

3.Как называется модель земного шара?



демонстрация глобуса

Познавательные, коммуникативные,

личностные

5. Эти знания нам пригодятся для того , чтобы выполнить №265, стр. 80

Но сейчас немного отдохнем (Физминутка)

Гимнастика для глаз

15

Короткий инструктаж

Упражнение гимнастики для глаз

Работа по алгоритму














Практическая самостоятельная работа в тетради

16















17

.















 Открыли учебники на стр. 80 №265






Что означает выражение «что в 14 раз больше диаметра второй окружности.»

(вторая окружность в 14 раз меньше первой).

Найдите радиус второй окружности(самостоятельно).  

 1 человек у доски.

Прочитайте задание.

1. Прочитайте задание.

2. Кто отправился в путешествие по глобусу?(Миша)

3. Откуда начал движение Миша?(полюса: с  Северного или с Южного)

4. Что напоминает траектория перемещения по глобусу?(треугольник, но только сторонами будут не отрезки, а дуги.)



Работа в тетрадях.

Стр.65, №120

1. Прочитайте задание.

2. Рассуждаем.  

. Проверка.

Познавательные (логические)

Общеучебные

Рефлексия

  Подведение итогов урока

18

Итог:

1. Что объединяет понятия "круг" и "шар"?

2. В чем их различие?

3. Диаметр круга-это..........

4. Диаметр шара-это..........

5. Радиус круга-это............

6. Радиус шара-это............

Регулятивные, коммуникатив

ные

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики , 3 класс, программа "Перспективная начальная школа". Тема: "Сочетательное свойство умножения"

На данном уроке  учащиеся в роли ученых раскрывают сочетательное свойство умножения, применяют это свойство  при решении задач и выражений. Используя словарь Ожегова и энциклопедию, дети зна...

Конспект урока + презентация "Значение лесов" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока "Куколка" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Куколка" Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока "Палетка" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по технологии на тему: "Палетка". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока "Масленица." (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Изделие, выполняемое на уроке: Кукла из нитей «Масленица».Цель урока (образовательный/развивающий/воспитательный аспекты) :- изучение алгоритма создания куклы и применение алгоритма;- разв...

Конспект урока " Верблюжонок" (1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цели:продолжить формирование навыка беглого чтения;воспитывать любовь к чтению;создать условие для знакомства с творчеством В,Д, Берестова;развивать внимание, память, воображение, фонематический слух ...