Магические квадраты.
олимпиадные задания по математике (4 класс)

Холодионова Светлана Васильевна

Учебно-развивающий материал по математике "Магические квадраты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magicheskie_kvadraty.docx565.71 КБ

Предварительный просмотр:

                    «Магические квадраты»   

                                     

                                                         

                                       

                                     

                                Холодионова Светлана Васильевна

                               Учитель начальных классов

                                высшей категории МБОУ СОШ№11

                                г.Владикавказ                    

Великие ученые древности считали количественные отношения основой сущности мира. Поэтому числа и их соотношения занимали величайшие умы человечества. Магический квадрат- это квадрат, сумма чисел которого в каждом горизонтальном ряду, в каждом вертикальном ряду и по каждой из диагоналей одна и та же. Некоторые выдающиеся математики посвятили свои работы магическим квадратам и полученные ими результаты оказали влияние на развитие групп, структур, латинских квадратов, определителей, разбиений, матриц, сравнений и других нетривиальных разделов математики.

Практическая значимость работы: решение сложных математических головоломок, развитие логического мышления. На основе этой работы можно в дальнейшем провести в школе математический вечер, организовать кружок юных мыслителей, создав инициативную группу, состоящую из учителей, классных руководителей и учащихся. В действительности  заинтересовать учащихся, привить любовь к математике.

Магический, или волшебный квадрат — это квадратная таблица n×n, заполненная n2 числами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова.

   Если в квадрате равны суммы чисел только в строках и столбцах, то он называется полумагическим.

Нормальным называется магический квадрат, заполненный целыми числами от 1 до n2. Магический квадрат называется ассоциативным или симметричным, если сумма любых двух чисел, расположенных симметрично относительно центра квадрата, равна n2 + 1.

I. Известные магические квадраты.

  1. Квадрат Ло Шу

"Существует предание, согласно которому китайский император Ию, живший примерно 4000-5000 лет до нашей эры, однажды увидел на берегу реки священную черепаху с узором из черных и белых кружков на панцире.

http://festival.1september.ru/articles/550629/2.JPG

Сообразительный император сразу понял смысл этого рисунка. Черными кружками в этом квадрате изображены (женские) четные числа, белыми - нечетные (мужские) числа.

Чтобы и нам стал понятен смысл, заменим каждую фигуру числом, показывающим, сколько в ней кружков.

http://festival.1september.ru/articles/550629/3.gif

В обычной записи он не так эффектен"."Символ изображенный на черепахе, китайцы называли Ло Шу (в книге эпохи Мин) и считали магическим - он использовался при заклинаниях. Поэтому квадратные таблицы чисел с тех пор называют магическими квадратами.

Что же в нем магического?

Девять порядковых чисел размещены в девяти клетках квадрата так, что суммы чисел вдоль каждой строки, каждого столбца и каждой из двух диагоналей одинаковы - это основное свойство волшебного квадрата.

  1.  Древне индусские  квадраты.

Более поздние сведения о волшебных квадратах, относящиеся к I веку, получены из Индии. Вот один из таких древне индусских памятников почти 2000-летней давности.

http://festival.1september.ru/articles/550629/4.gif

Здесь 16 порядковых чисел расположенных в 16 клетках так, что выполняется основное свойство волшебного квадрата - сумма равна 34.

Недаром в ту далекую эпоху суеверий древние индусы, а следом за ними и арабы приписывали этим числовым сочетаниям таинственные и магические свойства.

Вся эта своеобразная мозаика чисел с ее постоянством сумм действительно придает волшебному квадрату "волшебную" силу произведения искусства.1.3.Магический квадрат Ян Хуэя (Китай)

В 13 в. математик Ян Хуэй занялся проблемой методов построения магических квадратов. Его исследования были потом продолжены другими китайскими математиками. Ян Хуэй рассматривал магические квадраты не только третьего, но и больших порядков. Некоторые из его квадратов были достаточно сложны, однако он всегда давал правила для их построения. Он сумел построить магический квадрат шестого порядка, причем последний оказался почти ассоциативным (в нем только две пары центрально противолежащих чисел не дают сумму 37):

27

29

2

4

13

36

9

11

20

22

31

18

32

25

7

3

21

23

14

16

34

30

12

5

28

6

15

17

26

19

1

24

33

35

8

10

1.4.Магический квадрат Дюрера

Магические квадраты почитались не только в Древнем Китае. Во времена средневековья в Европе свойства магических квадратов тоже считались волшебными. Магические квадраты служили талисманами, защищая тех, кто их носил, от разных бед.

 В Западную Европу из Индии этот волшебный квадрат проник лишь в начале XVI века и так очаровал выдающегося немецкого художника, гравера и немного математика Альбрехта Дюрера, что художник даже воспроизвел его (в несколько измененном виде) в одной из своих гравюр на меди "Меланхолия" 1514 г.  

                                                                                                       

Магический квадрат, воспроизведённый немецким художником Альбрехтом Дюрером на гравюре “Меланхолия”, известен всем исследователям магических квадратов.

 http://www.klassikpoez.narod.ru/dyurer.files/image005.jpg

        Теперь покажу этот квадрат в привычном виде:

 

 

16

3

2

13

5

10

11

8

9

6

7

12

4

15

14

1

 

Интересно, что два средних числа в последней строке квадрата (они выделены) составляют год создания гравюры – 1514.

 Магический квадрат 4×4, изображённый на гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия I», считается самым ранним в европейском искусстве. Сумма чисел на любой горизонтали, вертикали и диагонали равна 34.

Эта сумма также встречается во всех угловых квадратах 2×2, в центральном квадрате (10+11+6+7), в квадрате из угловых клеток (16+13+4+1), в квадратах, построенных «ходом коня» (2+8+9+15 и 3+5+12+14). В прямоугольниках, образованных парами средних клеток на противоположных сторонах (3+2+15+14 и 5+8+9+12). Большинство дополнительных симметрий связано с тем, что сумма любых двух центрально симметрично расположенных чисел равна 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Магические квадраты

Магические квадраты можно использовать в работе кружка или факультатива. Но мы с интересом заполняли их на переменках....

Внеклассное занятие на тему "Магический квадрат"

Занятие можно проводить при подготовке к олимпиадам, для развития логического мышления, на классном часе....

мастер-класс для учителей начальной школы "Магические квадраты"

материал содержит презентацию и текст мастер-класса...

Презентация внеклассного мероприятия "Магический квадрат"

Данная презентация предназначена для проведения внеклассного мероприятия по немецкому языку в начальной школе....

2 кл. (2015 год) Интерактивное пособие "Магические квадраты" (сорбонка)

Презентация «Магические квадраты» с использованием технологического приема «Сорбонка» представляет собой интерактивный демонстрационный материал для 2 класса по учебнику М.И.Мо...

Магический квадрат

Магический квадрат (2 класс)...