В гостях у сказки. Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Морозова Ольга Николаевна

В гостях у сказки. Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_v_1_klasse.docx44.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 1 классе.

Тема «В гостях у сказки. Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10».

Цели: учить выполнять вычисления вида 10+7; 17-7; 17-10; закреплять знания состава числа 10, табличных случаев сложения и вычитания; повторить знание нумерации чисел второго десятка, готовить к решению составных задач.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 10+7; 17-7; 17-10 с опорой на знание нумерации; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник, тетрадь на печатной основе, счётные палочки, карточки для индивидуальной работы с задачами, карточки с примерами, математические веера, сигнальные карточки обратной связи, цветочки красного, синего и жёлтого цветов.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД

1.Орг. момент.                                 Слайд 1

Всем внимание! Звонок!

Начинается урок.

Но урок наш необычный,

Сказочный урок у нас.

И сегодня здесь собрался

Весь наш дружный

Первый класс!

- Сегодня на уроке мы совершим сказочное путешествие по математике. Кто готов преодолеть все трудности, которые встретятся нам на пути? Поднимите руки.      

Слайд 2.

2

1

2

1

-

33

4

1

-  Прочитайте числа. Что вы заметили? Число 33 двузначное, а остальные числа однозначные.

- Сколько в числе 33 десятков и единиц?

-Число 33 можно найти в сказках. Вспомните, в каких сказках встречается число 33?     Слайды 3 и 4.

В сказках А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» -  33 богатыря,  «Сказка о рыбаке и рыбке» - старик и старуха жили вместе 30 лет и 3 года.

- В сказке о рыбаке  и рыбке не названо число 33. Почему же мы говорим, что оно там есть?  30+3=33

- В клеточках зашифровано имя сказочного персонажа. Каждое число обозначает порядковый номер буквы в  алфавите. Отгадайте имя этого сказочного персонажа.            Слайд 5.  Каждая буква по щелчку.

-Да, ребята, это Баба – Яга. Сегодня утром я нашла в классе для вас послание от неё. Прочитайте.                   Слайд 6.

Я летала на метле и увидела в окне –

Дети учатся считать, задачки сложные решать.

Покажите свои знания – выполните все мои задания.

В конце трудного пути подарок сможете найти.

- Что ж, ребята, пора отправляться в сказку и выполнить все задания Бабы – Яги.

2. Устный счёт.

-Чтобы пройти по дремучему лесу, нужно правильно решить задачи. А некоторые ученики будут собирать грибы для волшебного зелья Баба – Яги, для этого они решат задачи на карточках. Кто быстро справится с заданием, будет помогать нам.

Покажите правильные ответы на математическом веере.

1.Для угощения Ивана – царевича Баба – Яга испекла 5 пирожков с черникой и 4 пирожка с яблоками. Сколько пирожков испекла Баба – Яга для Ивана – царевича?

2. Баба – Яга собирала грибы. Она собрала 5 мухоморов, а бледных поганок на 3 меньше. Сколько поганок собрала Баба – Яга?

Сколько всего грибов собрала Баба – Яга?

-А вот и избушка Бабы – Яги.                Слайд 7.

- Кто построил эту избушку даже сама Баба – Яга не помнит, так это было давно. Но сохранился рисунок избушки.  Вот он.    Слайд 8.

-Из каких геометрических фигур состоит домик? Сколько треугольников? 7

- Как назвать одним словом квадраты и прямоугольники? Как называется фигура, из которой сделана труба? Сколько на рисунке четырёхугольников?  8.

-Сколько всего фигур? 15

-Сколько десятков и единиц в числе 15?

-Ребята, вы молодцы, справились с заданиями. Теперь можно войти в избушку.                          Слайд  9.

-На полках у Бабы – Яги стоят кувшины. Что вы заметили? Есть кувшины стеклянные, а есть глиняные.

- В кувшинах Баба – Яга хранит волшебное зелье и живую  воду. А каких кувшинов не хватает?  Покажите с помощью веера номер недостающих кувшинов. Назовите, сколько десятков и единиц в этих числах?

10, 11, …, 13, …, …, 16, …, 18, …, 20

-Прочитайте получившийся числовой ряд. Что вы можете о нём сказать? Числа от 10 до 20, есть числа чётные и есть нечётные числа.

-Прочитайте чётные числа, прочитайте нечётные числа.

-Сравните кувшины и написанные на них числа.

На прозрачных кувшинах - чётные числа, на глиняных - нечётные числа.

-Как выдумаете, что хранит Баба – Яга в кувшинах с чётными числами, с нечётными числами. Почему вы так считаете?

3.Гимнастика для глаз.                 Слайд 10.

4.Самоопределение к деятельности.

Баба – Яга набрала на полянке цветы.       Слайд 11.

Она собрала 10 ромашек и 5 васильков. Сколько всего цветов собрала Баба – Яга?  15

Как получилось число 15? Как узнать, сколько цветов набрала Баба - Яга?   10+5=15

Как выполнить вычисление 10 + 5? Знакомы ли мы с такими вычислениями? Какие числа складываем? Как называются числа при сложении?

- Да, мы ещё не выполняли такие вычисления.

-Так, сколько всего цветов собрала Баба – Яга?    Слайд 12.

Баба – яга собрала 15 цветов. 10 ромашек она засушила для лекарства. Сколько осталось васильков?

- Как нашли число 5? Какое действие выполнили? Какие числа вычитали?

- Пользуясь вычислениями 10+5=15 как получить пример на вычитание?

Что получится если из суммы вычесть первое слагаемое?  

15-10=5

Слайд 13.  Примеры  по щелчку.

Баба – Яга собрала 15 цветов. Из 5 васильков она сделала букет. Сколько осталось ромашек?

-Как нашли число 10? Какие числа вычитали? Как получили пример на вычитание?

-Что получится, если из суммы вычесть второе слагаемое?

15-5=10

Как связаны между собой слагаемые и сумма? Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится второе слагаемое.

- Какие вычисления вы сейчас выполняли? А умеем ли мы решать  примеры такого вида?  Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Мы будем учиться выполнять новый вид сложения и вычитания чисел. Мы будем складывать и вычитать двузначные и однозначные числа.

Откройте учебники на стр. 52, прочитайте, чему вы научитесь сегодня на уроке.                     Слайд 14.

-Чтобы справится со всеми заданиями Бабы – Яги мы обязательно научимся выполнять такие вычисления. Правда, ребята?

5.Работа по теме урока.

- Сейчас вы будете выполнять задания с помощью палочек, а счетоводы с каждого ряда будут записывать примеры, которые можно составить. А главным счетоводом я сегодня назначаю …. Он будет записывать примеры на обратной стороне доски.

Практическая работа.

Положите перед собой 1 десяток палочек. Что такое 1 десяток?

1десяток – это десять.

К 1 десятку надо прибавить 6 единиц.  Добавьте 6 палочек. Какое число составляют 1 десяток и 6 единиц? 16

Значит,  сколько будет 10+6?              10+6=16

Уберите 6 палочек. Сколько осталось? 1 десяток или 10

Значит, сколько будет 16-6?                16-6=10

Уберите от 16 10 палочек. Сколько осталось палочек?

Сколько будет 16-10?                           16-10=6

- Счетоводы, покажите, какие примеры вы составили? Ребята, что вы заметили в записанных примерах? Как связаны слагаемые и сумма?

6.Работа по учебнику.

- Рассмотрите верхние рисунки на стр. 52.   Слайд 15.

- Первый столбик для первого ряда, второй столбик для второго ряда, а третий столбик для третьего. Обсудите в парах, как выполнены вычисления, какие числа надо вставить в окошки? А третьему ряду быть очень внимательными, может, вы найдёте какое несоответствие. (В учебнике есть опечатка).  Числа по щелчку.

Примерное рассуждение: 10 – это 1 десяток. К 1 десятку прибавить 3 единицы, 1 десяток и 3 единицы – это число 13, значит 10+ 3=13. Из 13 вычесть 3 единицы останется 1 десяток ли 10.

- Как выполнено вычисление? Как связаны слагаемые и сумма?

7.Закрепление изученного материала.

-Наше сказочное путешествие по математике подходит к концу, Баба – Яга хочет узнать, научились ли вы выполнять новые вычисления.

Ученики, у которых в тетради  закладка выполняют примеры №1 на стр. 26.

10+7=               10+2=

17-7=                12-2=

17-10=              12-10=

- Остальные ученики выполняют задания на карточках.

10…7=17         10…2=12

17…7=10         12…2=10

17…10=7          12…10=2

10+…=17         10+…=12

17-…=10          …-2=10

…-10=7            12-…=2

-Проверьте себя. Слайд 16.  Поднимите сигнальную карточку: Зелёный цвет, если вы решили верно, красный цвет, если вы допустили ошибку.

-Как получился каждый столбик примеров?

-А вот и подарок от Бабы – Яги.  Слайд 17. Буквы по щелчку.

-Что же лежит в этом сундуке?  Для того чтобы это узнать, надо назвать, какой пример у вас с ответом 17? 12? 10? 7? 2?

На каждое число открываются буквы, из которых складывается слово ЗНАНИЯ.

-Какой же подарок приготовила вам Баба – Яга?  Для чего человеку нужны знания? Что нужно делать, чтобы получать хорошие знания?

-Вы, ребята, молодцы. Вы хорошо потрудились и преодолели трудности, а сейчас пришла пора нам немного отдохнуть вместе с двумя котами, которые живут в избушке Бабы – Яги.    Слайд  18.

8. Физкультминутка «Два кота».

9. Работа над задачей.

- Ребята, вы сегодня на уроке получили новые знания. Но Баба – Яга хочет  проверить, а как вы умеете решать задачи. Задача №6 в тетради  на стр.25

-Прочитайте задачу «про себя». О чём эта задача?  Слайд 19.

- Давайте поможем Бабе – Яге принести воды.  Ученик читает задачу.

В одном ведре 5 л воды, а в другом на 1 л меньше. Сколько литров воды во втором ведре?

-Сколько литров воды в первом ведре? Известно ли, сколько литров во втором ведре? Что сказано, про второе ведро? Что значит, на 1 л меньше? Какое действие нужно выполнить?            5-1=4 (л)

-Запишите решение в клеточках. А на доске запишет ….

Сколько литров воды в двух вёдрах?

Вспомните ещё раз: сколько литров воды в первом ведре? Вы узнали, сколько литров во втором ведре? Как узнать, сколько литров воды в двух вёдрах?             5+4=9(л)

- Запишите решение в тетрадь. А на доске запишет …

Почему нельзя было сразу посчитать, сколько всего литров воды?

Мы не знали, сколько воды во втором ведре.

10. Итог урока.

- Какие знания вы приобрели сегодня на уроке?

-Какие примеры вы научились решать сегодня на уроке? Какие числа вы научились складывать и вычитать?

11. Рефлексия.

-Скоро у Бабы – Яги День рождения. Давайте соберём для неё букет цветов. Если вам сегодня легко было на уроке, вы поняли, как выполнять новый вид сложения и вычитания, вы активно отвечали на мои вопросы, то возьмите красный цветок. Если вы испытывали затруднения при выполнении заданий, сомневались, возьмите синий цветок, а если вам сегодня было трудно на уроке, вы мало отвечали на вопросы, то возьмите  жёлтый цветок. Прикрепите с помощью магнитов цветы на стебельки.

-Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились на уроке. А ваш букет, я думаю очень понравиться Бабе - Яге. Спасибо за урок.

Слайд 20.

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация самостоятельной работы на карточках.

Совершенствование устных вычислительных навыков.

Безымянный дом.bmp

Повторяют состав чисел второго десятка из десятков и единиц.

Организует физкультминутку.

Постановка вопросов.

Постановка проблемного вопроса.

Организует формирование темы урока, постановку учебных задач.

Знакомит с новым видом вычислений, опираясь на практическую деятельность учеников.

Использует дифференциацию по степени сложности.

Организует работу в парах.

Организует самостоятельную деятельность учеников.

Использует дифференциацию заданий по степени сложности.

Формирует позитивное отношение к знаниям.

Работа над задачей.

Подготовка к решению задач в два действия.

Подводит итог урока.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Опираясь на знание алфавита, ученики расшифровывают имя сказочного персонажа.

Выполняют задания на карточках.

Называют геометрические фигуры, сравнивают их.

Учатся отвечать на поставленные вопросы.

Формулируют познавательную задачу урока.

Работают со счётными палочками.

Выполняют запись:

10+6=16

16-6=10

16-10=6

Работают по учебнику в парах.

Выполняют самостоятельно задание.

Учатся решать задачи.

Составляют букет для Бабы – Яги, учатся оценивать свою работу на уроке.

Формирование эмоционального отношение к школе и учебной деятельности. (Личностные УУД)

Сравнивать числа и находить лишнее число по определённому признаку. (Познавательные  УУД, логические)

Расшифровка, перевод числовой записи в буквенную.

(Познавательные УУД, логические)

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения.

(Личностные УУД)

Совершенствование умения решать задачи в одно действие.

(Познавательные УУД, общеучебные)

Формирование умения сравнивать, рассуждать.

(Познавательные УУД, логические)

Закрепление умения читать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи.

(Познавательные УУД)

Формирование умения сравнивать объекты: находить общее и различное. (Познавательные УУД)

Учатся понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, выполнять вычитание с использованием взаимосвязи между сложением и вычитанием. (Познавательные УУД).

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы.

(Познавательные УУД)

Учатся формулировать цель на уроке с помощью учителя выделять из темы урока известные знания, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

(Регулятивные УУД)

Учатся

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

(Познавательные УУД)

Формирование умения моделировать приём выполнения действий сложения и вычитания, используя счётные палочки.

 (Познавательные УУД, знаково-символические).

Учатся выполнять вычисления вида 10+7, 17-10, 17-7.

(Познавательные УУД).

Учатся работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

Закрепление умения выполнять вычисления изученных видов.

(Познавательные УУД) 

Формирование умения осуществлять контроль выполненного задания.

(Регулятивные УУД)

Смыслообразование. Принятие и понимание социальной роли ученика и личного смысла учения. (Личностные УУД)

Учатся составлять план решения задачи в два действия.

(Познавательные УУД)

Оценка результатов работы. (Регулятивные УУД)

Учатся фиксировать в конце урока удовлетворённость или неудовлетворённость своей работой на уроке с помощью цветочков разного цвета.

(Регулятивные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ВИДА 26 + 2, 26+ 20

Конспект урока по математике во 2 класе...

Урок по математике «Сложение и вычитание вида 26±2; 26±10. Решение задач»

Краткое содержание работыЦели: создать условия для:•        формирования умения складывать и вычитать двузначные числа в пределах 100;•...

Урок математики 1 класс Сложение и вычитание вида +2,-2

    Цель: в ходе практической работы и наблюдений развивать умение прибавлять и вычитать число 2;формировать вычислительные навыки;развивать умение рассуждать, анализироват...

Математика. 1 класс. Моро.Сложение и вычитание вида число +3.

Математика. 1 класс. Моро.Сложение и вычитание число +3. План-конспект урока.Т. Н. Ситникова Поурочные разработки по математике....

Урок математики в малокомплектной школе. 1 класс "Закрепление по теме «Сложение и вычитание вида +4, -4». 3 класс "Закрепление по теме «Прием умножения в случаях вида 23*4»

Урок математики составлен по программе УМК «Школа России», авторы: М.И.Моро, Ю.Г.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова и обеспечен учебниками «Математика» для 1 и 3 классов ...

Урок-сказка по теме "Сложение и вычитание вида ... ±1, ... ±2 , ... ±3 "

Данный  урок  разработан в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом  начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке формируется совокупность УУД, ...