Дополнительная общеразвивающая программа "Математический Олимп"
рабочая программа по математике (4 класс)

Большакова Татьяна Николаевна

Актуальность программы – соответствие потребностям времени.       Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера происходит успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_matem_oimp_4e_kl-.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38

имени В.М. Борисова

Принята на заседании

педагогического совета  

от «19»         06  2021

Протокол №  11

 Утверждаю:

Директор МАОУ СОШ №38

____________Борзенков В.В.

  «21»   06   2021  г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Математический Олимп» (стартовый уровень)

Возраст учащихся: 10-11 лет.

Срок реализации: 1 год

Разработчик:Большакова Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

Калининград, 2021 год

 

Пояснительная записка

1.  Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:  социально-педагогическая.

2. Актуальность программы – соответствие потребностям времени.       Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера происходит успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

       

3. Отличительные особенности программы

       Отличительной особенностью курса «Математический Олимп» является то, что программа предусматривает включение нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Решение таких заданий способствует формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности и любознательности.

       Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах, участвуя в математических олимпиадах различного уровня.

4. Адресат программы – 4 класс (10-11 лет).

5. Объем и срок освоения программы – 1 год, 33 часа (1 ч в неделю).

6. Формы обучения – очная.

7. Особенности организации образовательного процесса:  занятия проводятся с учетом психофизических возможностей младших школьников с элементами игры и сменой видов деятельности. Материал располагается от простого к сложному. Занятия включают «мозговой штурм», игровые и соревновательные элементы, творческие задания. Материал постепенно усложняется.

8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – один раз в неделю с продолжительностью занятия 35 минут:

- количество часов в год – 33 ч;

- количество часов и занятий в неделю – 1 раз в неделю;

- периодичность и продолжительность занятий  - 1 раз в неделю, 35 минут.

9. Цель программы: развитие математических способностей третьеклассников через формирование элементов логической и алгоритмической грамотности.

Основные задачи:

  • обучающие - развитие познавательного интереса к математике,

включение в познавательную деятельность;

  • развивающие - развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, формирование потребностей в самопознании, саморазвитии;
  • воспитывающие - формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

10. Содержание программы.

Учебный план:

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Решение комбинаторных задач

4

1

3

Олимпиада

за 1 четверть

2

Решение логических задач

5

1

4

3

Переливания

2

1

1

Олимпиада

 за 2 четверть

4

Эффект плюс-минус один

2

1

1

5

Правило крайнего

2

1

1

6

Инварианты и раскраски

4

1

3

Олимпиада

за 3 четверть

7

Решения задач международного конкурса «Кенгуру»

8

1

7

8

Разрезания

2

1

1

Олимпиада

за год

9

Математические игры

2

1

1

10

Круги Эйлера

2

1

1

Итого

33

10

23

Тема № 1«Решение комбинаторных задач» (4 ч).

Теория. Что такое «комбинаторная задача». Правила комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач.

Практика. Решение задач 

Тема № 2 «Решение логических задач» (5 ч).

Теория. Особенности логических задач. 

Практика. Решение задач

Тема № 3 «Переливания» (2 ч).

Теория. Особенности задач на переливание.

Практика. Решение задач.

Тема № 4. «Эффект плюс-минус один» (2 ч).

Теория. Задачи, для решения которых надо добавить одни или убрать один.

Практика. Решение задач 

Тема № 5 «Правило крайнего» (2 ч).

Теория. Что такое «правило крайнего». Анализ с конца.

Практика. Решение задач

Тема № 6 «Инварианты и раскраски» (4 ч).

Теория. Особенности задач на инвариантность. Математическая раскраска

Практика. Решение задач 

Тема № 7 «Решения задач международного конкурса «Кенгуру»  (8 ч).

Теория. История конкурса «Кенгуру».

Практика. Решение задач

Тема № 8 «Разрезания» (2 ч).

Теория. Задачи на разрезания.

Практика. Решение задач

Тема № 9 «Математические игры» (2 ч).

Теория. Математические игры.

Практика. Решение задач 

Тема № 10 «Круги Эйлера» (2 ч).

Теория. Множества. Отношения между множествами. Круги Эйлера.

Практика. Решение задач

11. Планируемые результаты.

Планируемые результаты

освоения программы «Математический Олимп»

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Результаты обучения (предметные результаты): по окончании третьего года обучения учащиеся будут

- уметь делать анализ задач по наводящим вопросам учителя;

- стремиться найти способ решения задачи;

- приобретут первичные умения решения задач в области математики и информатики.

Результат воспитывающей деятельности: будет сформирована устойчивая потребность к познавательной деятельности, будут воспитываться морально-волевые и нравственные качества, активная жизненная позиция.

Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)будут формироваться:

 регулятивными универсальные учебные действия: 

- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- контролировать точность выполнения действий, делать проверку;

познавательные универсальные учебные действия:

- - преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- анализировать предлагаемую задачу, отличать новое от уже известного;

- делать выводы о результате собственной работы;

коммуникативные универсальные учебные действия

- умение слушать и слышать учителя и одноклассников;

- умение выступать перед одноклассниками.

1. Календарный учебный график

п/п

Название раздела,темы

Материально-техническое оснащение

Формы ,методы,

приемы ,обучения

Форма контроля

Решение комбинаторных задач

Презентация,

дидактический

материал

групповая

Олимпиада за 1 четверть

2

Решение логических задач

Презентация.,

дидактический

материал

индивидуальная

3

Переливания

Презентация.,

групповая

Олимпиада за 2 четверть

4

Эффект плюс-минус один

Презентация,

дидактический

материал

групповая

 5

Правило крайнего

Презентация,

групповая

6

Инварианты и раскраски

Презентация,

дидактический

материал

групповая

Олимпиада за 3 четверть

7

Решения задач международного конкурса «Кенгуру»

Презентация,

индивидуальная

8

Разрезания

Презентация,

дидактический

материал

групповая

Олимпиада за год

9

Математические игры

Презентация,

групповая

10

Круги Эйлера

Презентация,

дидактический

материал

групповая

2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы:

  • перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения раздаточного материала;
  • перечень технических средств обучения: АРМ учителя, экран, , проектор;
  •  компьютерная локальная сеть, выход в Интернет.

Методическое обеспечение:

обеспечение программы методическими видами продукции:

- варианты задач и их решения, тренировочные упражнения;

- методические рекомендации для учителя.

Кадровое обеспечение:

Большакова Т.Н. - учитель высшей категории. Стаж работы учителем начальных классов - 43 года.

Формы аттестации:

Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме математических олимпиад, проводимых в конце каждой четверти и года на основе материала, пройденного за этот период.

заданий.

 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: результативность участия в математических конкурсах.

Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося: тетради с текущими рабочими записями, результаты олимпиад, грамоты.

Оценочные материалы: олимпиадные задачи, участие в математических конкурсах, в том числе дистанционных.

Список литературы:

1. Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Математика и информатика: Учимся решать логические задачи. 1-4 классы / Пособие для учителя. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2018. – 184 с. – (Внеурочная деятельность: Общеинтеллектуальное направление). – ISBN 978-5-418-01378-1

2. Максимово Т.Н. Сборник текстовых задач по математике: 3 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с. - ISBN 978-5-408-00038-8.

3. Кенгуру. Избранные задачи. – СПб, 2018. – 56 с. - ISBN 978-5-905843-25-9.

4. Гуркина Т. А. Формы организации занятий кружка дополнительного образования по математике для учащихся 5-6 классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65213.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС

Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной  общеразвивающей про...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...

Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"

Программа «Вокальная студия»  адресована учащимся  дошкольного и младшего школьного возраста.  Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется  по двум...

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка"

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка" для учащихся дошкольного возраста. Срок реализации - 2 года....

Дополнительная общеразвивающая программа "Страна театральных игр" (144 ч.)

Данная программа отредактированна  в связи с последними требованиями к оформлению программ,  на основе следующих нормативных документов:1. Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 201...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...