Технологическая карта урока математики «Нахождение числа по его части» (УМК «Перспектива», 4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс)

Боронина Елена Александровна

Цель урока: формирование умения решать задачи на нахождение числа по части, выраженной дробью.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать понятие дроби, умение читать, записывать, сравнивать дроби;
  2. Знать алгоритм решения задач на нахождение части числа.

Развивающие:

  1. Развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь;
  2. Развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики;
  3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Дата: 16.11.21

Школа: МАОУ СОШ № 104

Класс: 4 «б»

Урок: 2

Время: 8:55-9:35   Кабинет: 203

Студент: Боронина Елена

Группа: 41

Учитель: Артемьева Ирина Эдуардовна

Руководитель практики: Кузнецова Дарья Витальевна

Тема урока «Нахождение числа по его части»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения решать задачи на нахождение числа по части, выраженной дробью.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать понятие дроби, умение читать, записывать, сравнивать дроби;
  2. Знать алгоритм решения задач на нахождение части числа.

Развивающие:

  1. Развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь;
  2. Развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики;
  3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно -значимом уровне

Словесный (слово учителя)

Осуществляется психологический настрой учителя учащимся на работу.

- Громко прозвенел звонок,
Начинается урок,
Слушаем запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Меня зовут Елена Александровна. Я проведу у вас урок математики. Настроились на работу, будем продуктивными и бодрыми!

- Я хочу, чтобы у вас было хорошее настроение весь день.

Слушают.

Настраиваются на работу.

Улыбаются друг другу.

Л.: мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический (упражнение), проблемный, моделирование (аналитический)

Осуществляется проверка домашнего задания.
- Какую большую тему мы изучали на последних уроках математики?

- Что мы умеем делать с дробями?

- Можете ли вы с уверенностью сказать, что вам всё известно о дробях?
- Сегодня мы продолжим изучение этой темы. Я желаю вам усердия, внимания, сообразительности.
- Но для начала, мы с вами выполним математическую зарядку.
- Проанализируйте ряды чисел, какой является “лишним”? Почему?
1, 2, 4, 8, 16
3, 6, 12, 24, 48
2, 6, 18, 54, 162
5, 10, 20, 40, 80
 

- Верно. Хорошо. А справитесь ли вы с такой задачкой?
- Длина дороги равна 100 км. Заасфальтировали 4/10 дороги. Сколько километров заасфальтировано?

-
 Что повторили?
- А какие задачи есть еще?

Учитель предоставляет работу пробного действия.

– Прочитайте задачу. Что нового в ней?
Маша прочитала 24 страницы, что составляет 4/6 всей книги. Сколько всего страниц в книге? 

- У кого не получилось? Где возникли затруднения?
- У кого есть результаты? Кто может обосновать своё решение?
Правильный ответ: 24 : 4 ∙ 6 = 36 (стр.)

Отвечают.

(дроби)

(читать, записывать, сравнивать, находить часть числа)


(
нет)

(“лишний” 3-ий ряд. Все остальные увеличиваются в 2 раза)

(100:10=10 – приход-ся на 1/10 дороги.
10*4=40 – приход-ся на 4/10 дороги)

(Задачу на нахождение части числа)
(нахождение доли числа,  нахождение числа по доле)

(В решении задачи)

М: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника,

Меловая доска

Карточка Д-6

Учебное пособие

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный (беседа, рассуждение)

Предоставляется возможность учащимся самим назвать тему урока.

- Так как мы с вами не смогли сейчас решить такую задачу, то предположите, какая тема урока у нас будет?

Предлагается самостоятельно поставить цели урока.
- Какие цели мы с вами можем поставить на урок?

Поощрение учеников.


Отвечают.

(Нахождение числа по его части)

Отвечают.

(Узнать, как  вычислить целое, если известна часть числа; потренироваться решать задачи новым способом).

П:  постановка и формулирование проблемы

Р: целеполагание

Презентация.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный (частично-поисковый), репродуктивный (объяснительно-иллюстративный)

Решение пробного действия.
Задача на доске:
В бочку налили 4 л воды, заполнив 2/7 её объёма. Сколько литров воды вмещается в бочку?
Подводящий диалог (решение коллективное на доске и в тетрадях)
- С чего начнём решение?
- На сколько частей его нужно разделить? Почему?


- Сколько частей нужно взять? Почему?

- Каков главный вопрос задачи?

- Целое – это все 7 частей. Можем ли мы сразу найти все 7 частей?
- Что для этого необходимо знать?
- Можем ли мы её найти?


- Если знаем, чему равна одна часть, значит, сможем узнать, чему равно 7 частей. – Как?
- Проанализируем свои действия:

- Что обозначено числом 7 в дроби?
- Что обозначено числом 2?
- Как же найти число по части?

– Давайте проверим наше открытие. Откроем учебник на с.88 и сравним полученный эталон с эталоном учебника.
– Какие задачи мы научились решать?

Динамическая пауза.
- Мы много напрягали наши глаза. Давайте поиграем в сову. Когда вы услышите «раз» - вы широко должны открыть глаза. Когда услышите «два» - сильно зажмуриваетесь.

Отвечают и записывают в тетрадь.

(строим схему)
(на 7 частей; показывает знаменатель дроби)
(2 части; показывает числитель дроби)
(Сколько литров воды вмещается в бочку; нужно найти число)
(нет)

(одну часть)
( да; нам известно 2 части; значит, 4 разделив на 2 , узнаем, чему равна одна часть)

(2 ∙7)

Отвечают.
(знаменатель)
(числитель)
(часть числа разделить на числитель дроби и умножить на знаменатель)

Читают.

(Задачи на нахождение числа по его части)

Р: познавательная инициатива

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение

П: поиск необходимой информации

Учебное пособие

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический (упражнение)

Производится проверка изученного.

- В учебнике на странице 88 №2. Прочитайте задание.
- По одному ученику выходят к доске, записывают данный пример и объясняют каждое действие.

- Молодцы. Сейчас мы потренируемся решать задачи. Я приглашаю одного ученика решить задачу под буквой А в №3. Мы пишем и объясняем, рассуждаем.

- У кого получилось также?

- Сейчас я предлагаю вам в парах решить задачу под буквой Б. Вы можете опираться на пример на стр.88. У вас есть 2 минуты.

Отвечают.

Записывают.    

Р: выполнение учебного действия

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К: аргументация своего мнения

Учебное пособие

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический (упражнение)

Объяснение индивидуального задания.
- Готовы сами решать задачи на нахождение числа по части?
- Давайте попробуем!
- У вас на партах лежит Карточка с заданием. Прочитайте и выполните. (Решить задачу, выполнив схему)
На покупку книги Серёжа истратил 40 руб., что составляет 5/8 всех денег, которые дала мама. Сколько денег дала Серёже мама?

Проверка с эталоном.

- Сейчас вам нужно поменяться тетрадями со своим соседом. Сделайте взаимопроверку. Обратите внимание на экран. Это ответы, которые у вас должны были получиться.

(Да)

Слушают.

Выполняют.

П: построение логической цепи рассуждения

Учебное пособие

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение"открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический (упражнение), взаимопроверка

Дает задание на экране.

–  Обратите внимание на задание под номером 5. Прочитайте его. Что нам нужно найти?

- 2 ученика выходят к доске и самостоятельно решают эту задачу. А остальные самостоятельно в тетради.

- Давайте сверим ответы на доске, что решили ребята.
- У кого-то получилось по-другому?

Самостоятельная работа.

- Вернемся к 1 номеру. Сейчас это для вас легко, вот и проверим. Запишите числа. У вас есть 2 минутки.
- Сравните свои ответы с эталоном на экране.

Домашнее задание.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание. У вас будет стр.89 № 4, 6, 7.

Читают. Отвечают.
(Сколько детей живет в городе)

 

Р: познавательная инициатива, волевая саморегуляция

Л: смыслообразование

Учебное пособие

Учебное пособие

Карточка Д-11

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный (аналитический)

Задает вопросы по пройденной теме.

- Какую тему мы с вами изучили?

– Какой была ваша цель на уроке?

– Цель урока достигнута?

-Поиграем в игру «Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете.

 Итак: Сегодня на уроке:

- я узнал…

- я научился…

-Хорошо.

- Спасибо за урок, все свободны.

Отвечают.

(Нахождение числа по его части)

Отвечают.

(Узнать, как  вычислить целое, если известна часть числа; потренироваться решать задачи новым способом).

П: рефлексия способов и условий действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики.Тема "Число и цифра 5". УМК « Перспектива» (1 класс)

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: Формирование представлений о числе 5, умение записывать его, складывать и вычитать в пределах 5;Формирование представления о пятиугольникеДид...

Технологическая карта урока математики - "Умножение числа 3 и на 3" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: Умножение числа 3 и на 3Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование представлений о способе умножения на число 3; отработка...

Технологическая карта урока математики - "Умножение числа 3 и на 3" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: Умножение числа 3 и на 3Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: знакомство с таблицей умножения числа 3 и составление таблицы умнож...

Технологическая карта урока математики «Нахождение числа по доле» (УМК «Учусь учиться», 4 класс 1 часть)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: закрепление знаний у обучающихся о нахождение числа по доле и доли от числа.Задачи урока:Дидактические:1. закрепить и систематизировать ...

Технологическая карта урока математики "Нахождение числа по его дроби" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование умения читать и записывать дроби.Задачи урока:Дидактические:1. Повторить сведения об образовании доли.2. Повторить с обучающимися определения понятия «дробь», &laq...

Технологическая карта урока математики "Нахождение числа по его доле" 4 класс, УМК - "Начальная школа XXI века"

Цель деятельности учителя: формирование представления об алгоритме поиска числа по его доле; умение решать задачи на нахождение числа по его доле.Задачи урока: Дидактические:1) познакомиться с ал...

Технологическая карта урока математики «Нахождение неизвестного делимого. Решение уравнений» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о нахождении неизвестного делимого.Задачи урока:    Дидактические:1.   Познакомить обучающихся с правилом нахождения неизв...