Технологическая карта урока математики "Таблица умножения и деления на 9", 3 класс (УМК "Школа России", М. И. Моро)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Зияева Виктория Рустамовна

Тип урока: открытие нового знания; 

 

Цель урока: формирование знаний о случаях умножения и деления на число 9, закрепление знания таблицы умножения.

Задачи урока

 

Дидактические

  • познакомить с табличными случаями умножения и деления на 9;
  • составить таблицу умножения на 9; 
  • вспомнить порядок выполнения действий в примерах со скобками.

Развивающие:  

  • развивать аналитическое и логическое мышление; 
  • развивать внимание при решении учебных заданий;
  • развивать вычислительные навыки путём решения учебных заданий.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность; 
  • воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах, в группах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ 

 

Дата: 06.04.2021 

Школа: Многопрофильный лицей №148 

Класс: 3 «з» 

Урок: 4 

Время: 9:50 – 10:30             Кабинет: 112 

Студент: Зияева Виктория 

Группа: 46 

Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна 

Методист: Серебренникова Светлана Валентиновна 

 

 

Тема урока «Таблица умножения и деления на 9» 

 

Тип урока: открытие нового знания; 

 

Цель урока: формирование знаний о случаях умножения и деления на число 9, закрепление знания таблицы умножения.

Задачи урока 

 

Дидактические

  • познакомить с табличными случаями умножения и деления на 9;
  • составить таблицу умножения на 9; 
  • вспомнить порядок выполнения действий в примерах со скобками.

Развивающие:  

  • развивать аналитическое и логическое мышление; 
  • развивать внимание при решении учебных заданий; 
  • развивать вычислительные навыки путём решения учебных заданий.

Воспитательные: 

  • воспитывать аккуратность и внимательность; 
  • воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах, в группах.

Этап 

Образовательная цель этапа урока 

Формы, методы и приёмы 

Деятельность учителя 

Деятельность обучающегося 

Планируемые результаты 

(П,М,Л) 

Дидактические средства и интерактивноеоборудование 

Самоопределение к деятельности 

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне 

Словесный: беседа 

1. Приветствует учащихся; 

2. Проверяет готовность учащихся к уроку; 

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Рустамовна, сегодня я проведу у вас урок математики. Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста. 

- Вспомните правила посадки за партой, как правильно должна лежать тетрадь, как нужно держать ручку. Запишите в тетради число, классная работа. Не забывайте про орфограммы. 

1. Приветствуют учителя; 

2. Показывают готовность к уроку; 

М: личностное включение в учебную деятельность (Р) 

 

Актуализация знаний и мотивация 

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий 

Практический: решение грамматико-орфографических задач; 

Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания, анализ материала 

1. Учитель организует письменный счет с целью актуализации знаний. 

2. Ставит проблемную ситуацию. 

- Ребята, чтобы настроиться на урок давайте решим несколько заданий. Это будут задачки в стихах. Картинки на экране будут вам помогать.

1) Двое шустрых поросят

Так замёрзли, аж дрожат.

Посчитайте и скажите:

Сколько валенок купить им.

2) У речки гуляли 4 утёнка

И 24 весёлых гусёнка.

Во сколько раз больше было гусят?

Во сколько раз меньше было утят?

3) Восемь жёлтеньких цыплят,

восемь пухленьких зайчат,

Восемь лис и восемь кошек

Дружно выстроились в ряд.

Всех зверушек, все игрушки

К нам прислали в детский сад.

Помогите вы Валюше,

сосчитайте все игрушки.

4) Испекла нам бабушка

Вкусные оладушки.

Всего оладий 27.

По 3 нам хватило всем.

Кто ответит из ребят,

Сколько было же внучат?

- Чтобы узнать тему урока, посмотрите на слайд и скажите: какое числовое выражение будет следующим (2 х 9, 3 х 9. 4 х 9, 5 х 9, 6 х 9, 7 х 9, 8 х 9 …)

- Правильно. Для вас это новый случай умножения?

1. Выполняют задания. 

2. Участвуют в диалоге. 

 

- 2х4=8

- 24:4=6

- 8х4=32

- 27:3=9

- 9 х 9

- Да, новый.

П: знать смысл действия деления и умножения, вычитания 

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса 

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;  

Учебная презентация 

Постановка учебной задачи 

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока 

Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог; 

1. Учитель определяет тему урока. 

2. Учитель помогает сформулировать цель урока. 

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? 

-Зная тему урока, поставьте перед собою цель

- У кого такая же цель?

1. Определяют тему урока. 

2. Формулируют цель урока

- Таблица умножения и деления на 9.

- Составить таблицу умножения и деления с числом 9 и выучить её.

Поднимают руки.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); 

Учебная презентация 

«Открытие» нового знания 

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению 

Практический: учебный диалог; 

Словесный: беседа; 

Иллюстративный метод 

Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос. 

Практический: упражнение 

1. Учитель помогает научиться выполнять действие деления, когда в частном получаются нули. 

- Перед вами таблица умножения и деления на девять. Как вы думаете, почему представлено всего два случая?

- Запишите их в тетрадь.

9 х 1

9 х 2

9 х 3

9 х 4

9 х 5

9 х 6

9 х 7

9 х 8

9 х 9

– Какое свойство умножения поможет нам найти значения этих произведений?

– Пользуясь этим свойством, назовем значения произведений.

– Чтобы найти это значение, рассмотрим, что происходит с результатами во всей таблице.  

 

– Как же получить последний результат?

- Так как каждое последующее произведение больше предыдущего на 9, чему будет равно произведение 9 х 9?

– Таким образом, из всей таблицы надо запомнить всего 1 случай, а все предыдущие вы уже знаете.

- Таблица умножения числа 9 очень интересная. Давайте внимательнее рассмотрим результаты умножения. Вы заметили что-то необычное?

- Также, количество десятков уменьшается на 1, а количество единиц увеличивается на 1.

- Еще один интересный момент. Если в первых четырёх ответах цифры поменять местами, то получим четыре других ответа таблицы.

- Если кто-то еще не запомнил результаты таблицы умножения числа 9, то ее можно выучить на даже пальцах. Попробуем?

–Поверните обе руки ладонями к себе. Пусть каждый палец один за другим означает соответствующее число: первый слева - 1, второй за ним - 2, третий - 3, четвертый - 4, и так до десятого, который означает 10.

–Теперь, если нужно умножить 9 на каждое из первых десяти чисел, надо загнуть палец, обозначающий второй множитель. Тогда пальцы, слева от загнутого, дадут в сумме число десятков, а пальцы справа покажут число единиц.

- Давайте попробуем. 9 ∙ 2.

– Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 2. Слева от загнутого пальца - 1 палец, справа - 8, значит, результат умножения равен 18.

- 9 ∙ 3

–Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 3. Слева - 2 пальца, справа - 7, выходит результат умножения равен 27 и т.д.

1. Выполняют упражнения. 

- Потому что, остальные уже изучили.

- От перестановки множителей произведение не изменяется.

- 9, 18, 27, 36 ,45, 54, 63, 72, 81.

- Каждое следующее число увеличивается на 9

- Прибавить 9.

-Произведение чисел 9 на 9 равно 81.

- Сумма цифр произведения числа 9 тоже равна 9 - (1+8), (2+7).

М: выдвижение гипотез и их обоснование (П); 

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 

П: знать случаи табличного умножения

Учебная презентация, учебник 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза 

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности 

Практические: выполнение физических упражнений 

Учитель организует динамическую паузу. 

Выполняют упражнения. 

М:умение соотносить свои действия с действиями студента 

Видеофрагмент 

Первичное закрепление во внешней речи 

Усвоение нового способа действий 

Ф, П 

Практические: выполнение заданий 

Словесные: беседа, учебный диалог, 

Практический: упражнение 

1. Учитель организует работу с учебником. 

2. учитель организует работу в парах. 

-Ребята, на стр. 65 найдите задание №1. Опираясь на таблицу умножения и деления, решим первые два столбика устно.

- Перейдем ко второму заданию. Кто прочтет задачу?

- Что узнаем выражением 27:9?

- Что узнаем выражением 18:9?

- Что узнаем выражением 27+18?

-Что узнаем выражением (27+9):9?

- Все верно. Давайте найдем значения этих выражений.

Каково значение первого, второго, третьего и четвертого выражений?

1. Работают с учебником. 

2. Работают в парах. 

- Первый столбик: 8,8,9,7.

- Второй столбик: 49,64,81,36

- Количество клеток, в которые положила морковки девочка

- Количество клеток, в которые положил морковки мальчик.

- Сколько всего морковок у мальчика и у девочки

- Количество клеток, в которые положили морковки девочка и мальчик.

- 3 клетки, 2 клетки, 45 морковок, в 5 клеток.

П: уметь работать с открытым правилом; 

 

Учебная презентация, 

Раздаточный материал 

Самостоятельная работа с самопроверкой 

Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха 

 

Практические: метод решения грамматико-орфографических задач 

Наглядный: проверка по эталону 

1.Проводит самостоятельную работу. 

2. Организует взаимопроверку учащихся.  

- Сейчас, вам нужно будет самостоятельно решить 3 и 4 столбик из 1 упражнения на 65 странице. Первый вариант будет решать 3 столбик. Второй вариант будет решать 4 столбик.

- Напомните порядок выполнения действий.

Если в выражении есть скобки, сначала решаем действия в скобках.  

Сначала выполняем по порядку умножение и деление, а затем сложение и вычитание.

Если в выражение без скобок входят только сложение и вычитание или только умножение и деление, то действия выполняют в том порядке, в каком они записаны: слева на право.

-Обменяйтесь работами с соседом по парте и сверьте работу с ответами.

1. Выполняют самостоятельную работу. 

2. Выполняют взаимопроверку. 

- Первый вариант: 40, 28, 30, 20.

Второй вариант: 40, 81, 24, 64.

М: уметь проводить самоанализ; 

П: уметь решать выражения со скобками 

Раздаточный материал 

 

 

Включение в систему знаний, повторение 

 

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного 

 

Ф 

Словесные: учебный диалог 

Практический: упражнение 

1. Учитель организует групповую работу.

-Ребята, найдите задание №3. Кто хочет прочитать задачу?

-О чем в ней говорится?

-Какое действие с ним выполняли?

- Что нужно узнать в задаче?

-Кто хочет выйти к доске и сделать схематический чертеж к задаче?

-Что делали в первом случае?

-Что делали во втором случае?

- Ребята, какими способами можно решить задачу?

Первый способ: 50 - 8 - 7 = 35 (м).

Второй способ: 50 - (8 + 7) = 35 (м).

Ответ: осталось 35 м провода.

-Теперь запишите решение задачи у себя в тетради.

-Давайте проверим, какие ответы получились.

Молодцы!

1. Решают задачу. 

- О проводе длиной 50 м

- Отрезали 8м, потом 7

- Сколько метров провода осталось.

- Отрезали по очереди 8м, затем 7м.

- Отрезали вместе 8м и 7м.

П: знать компоненты задачи, уметь переводить тонны в центнеры 

М: контроль, коррекция, оценка (Р) 

Учебник, 

Рабочая тетрадь 

Рефлексия деятельности 

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания 

Ф, И 

Словесные: беседа, анализ 

1. Подводит итог урока; 

2. Проводит работу по самооценке; 

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая была тема урока? 

- Какая была цель урока? 

 

- Мы достигли цели?  

- Какие необычные свойства таблицы умножения на 9 вы запомнили?

- Оцените свою работу на уроке, использую смайлики. 

 Рис. 1. 

Я усвоил всё.                             

Рис. 2. 

Я понял, но не всё. 

Рис. 3. 

Я не усвоил материал  

- Почему ты выбрал такой смайлик? 

- Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок! 

 

- Таблица умножения и деления на 9.

- Научиться составлять таблицу умножения и деления с числом 9 и применять её.

- Да.

Ответы детей.

М: рефлексия способов и условий действия (П); 

П: знать таблицу умножения на 9 

Л: самооценка 

Учебная презентация 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики "Умножение и деление трехзначных чисел" 3 класс "Школа России"

Цели урока:познакомиться с алгоритмами устных приемов умножения и деления трехзначных чисел, аналогичных таким же приемам при умножении и делении двузначных чисел...

технологическая карта урока математики "Умножение и деление" 2 класс

Технологическая карта урока математики "Умножение и деление" 2 класс учебник Моро М.И....

Технологическая карта урока математики "Умножение и деление. Приемы устных вычислений." УМК "Школа России"(3 класс)

Тема урока: «Умножение и деление. Приёмы устных вычислений»Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для формирования навыка использования устных приемов умножени...

Технологическая карта урока математики "Умножение и деление. Приемы устных вычислений" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: создание условий для формирования навыка устных приемов умножения и деления в пределах 1000.Задачи урокаДидактические:1. Формировать навык ус...

Технологическая карта урока математики "Умножение и деление круглых чисел"3 класс УМК Школа России

Тип урока: рефлексия. Цель урока: создание условий для обобщения умения умножать и делить круглые числа.Задачи урокаДидактические:  закрепить умение деления круглых чисел;закрепить умен...

Технологическая карта урока математики "Умножение и деление на 10" УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знания и умения умножать и делить на 10Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познакомить с правилом умножения и делен...