Проектная деятельность на уроках математики
план-конспект урока по математике (4 класс)

Захаренкова Валентина Ивановна

Данный проект может иметь практическую значимость для педагогов образовательных учреждений, заинтересованных в обучении и воспитании детей.

В условиях работы современной школы по стандартам второго поколения реализация проекта поможет обучающимся адекватно оценить свои возможности и самореализоваться.

Обобщение опыта освоения новых форм работы, применения новой технологии позволит педагогу повысить эффективность образовательной системы и качество образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Кармановская средняя общеобразовательная школа

Железногорского района Курской области»

307151, Курская  область, Железногорский  район, с. Карманово;                             телефон: 8 (47148)7-59-94, ,  e-mail karmanovo777@mail.ru

Конспект урока  математики

по теме:

«Проектная деятельность на уроке математики»

4 класс

Подготовила

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Захаренкова Валентина Ивановна

2021 г.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование информационных, проектировочных, коммуникативных и креативных компетенций обучающихся через включение в мини-проекты.

ЗАДАЧИ:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта;
  • представление информации, связанной с математикой;

- формирование эстетических потребностей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации (в справочниках, энциклопедиях, сети Интернет и др.);
  • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи проектной деятельности;
  • формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (коммуникативные УУД).
  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- знакомство с использованием цифр в окружающей жизни;

- развитие интереса к изучению математики.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Принцип развития – отражает чёткую ориентацию на развитие личности.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
  • Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
  • Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учётом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
  • Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Проект является краткосрочным (2 недели).

1 этап – Погружение в проект (подготовительный, организационный).

2 этап – Планирование работы. Получение проектных задач.

3 этап – Осуществление деятельности в классе и дома.

4 этап – Презентация проекта.

Слова-помощники  при  защите  проекта

1.Введение:

  • Я выбрал тему проекта…
  • Я решил изучить …, чтобы …
  • Мне хотелось это узнать, потому что я…..
  • История этого …. интересна тем, что ….

2.Основная часть:

  • Изучив разные источники информации, я выяснил, что …
  • Прочитав материал (сайта) я узнал ….
  • В энциклопедии … я отобрал информацию о …
  • Меня заинтересовали …, потому что ….

3.Заключительная часть:

  • Работая над проектом, я узнал, что …
  • Мне было интересно узнать…
  • Эта информация мне будет полезна…

 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для учеников:

-  ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

- самореализация.

Для родителей.

- повышение уровня личностного сознания;

- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

Для педагога:

- повышение профессионализма;

- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

- личностный и профессиональный рост;

- самореализация.

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

  Детская и школьная библиотеки,  глобальная сеть «Интернет»

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ПРОЕКТА:

Данный проект может иметь практическую значимость для педагогов образовательных учреждений, заинтересованных в обучении и воспитании детей.

В условиях работы современной школы по стандартам второго поколения реализация проекта поможет обучающимся адекватно оценить свои возможности и самореализоваться.

     Обобщение опыта освоения новых форм работы, применения новой технологии позволит педагогу повысить эффективность образовательной системы и качество образования.

     Данный проект позволит расширить границы  пространства школы: сотрудничество с родителями.

ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ: 

  • невозможность привития интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни, через выполнение проектной деятельности;
  • отсутствие доступной информации по теме проекта;
  • отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
  • слабая или отрицательная активность родителей в реализации проекта; слабое умение представить окружающим полученные знания

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их.

Психологический настрой на урок:

- Мы будем на уроке думать? (Да.)

– А может, будем спать? (Нет.)

– Мы будем рассуждать? (Да.)

 – А в облаках летать? (Нет.)

 – Друг другу будем помогать? (Да.)

Наш урок хочу начать с восточной притчи Мудреца. 

Притча Мудрец

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал её в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мёртвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю её и покажу, что вот, мол, мёртвая. А если мудрец скажет, что мёртвая, то выпущу её, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас всё знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мёртвая?» Мудрец подумал и сказал: «Всё в твоих руках».

-Как вы думаете, в чём смысл притчи? (притча учит нас делать правильный выбор, который может стать решающим в нашей жизни;  в жизни  всё в руках каждого человека, поэтому нужно хорошо подумать, прежде чем что-то сделать; нужно учиться, не бояться новшеств; учиться видеть в жизни нюансы, которые с такой лёгкостью могут всё изменить для вас)

-А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и перенесите эту мудрость на урок математики. Итак, девиз нашего урока: «Всё в ваших руках!»

2. Самоопределение к деятельности

- Две недели назад мы решили с вами заняться проектной деятельностью и провести урок по защите проектов. Вам были предложены различные темы, из которых вы выбрали одну для создания проекта. Сегодня каждый из вас представит свой проект. В конце урока мы определим, путём голосования, чей проект вам больше всего понравился.

3. ЗАЩИТА   ПРОЕКТОВ

Физминутка.

Встали прямо, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало.

Разомнёмся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

По коленкам бьём ладошкой,

Прыгаем на правой ножке,

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала ещё раз!

Встали прямо, потянулись

И друг другу улыбнулись.

ЗАЩИТА    ПРОЕКТОВ

5. Лайфхаки  от  учителя

1) Умножение на пальцах на число 9

Положите руки ладонями на стол.

Пронумеруйте пальцы от 1 до 10, начиная от левого мизинца

Загните тот палец, которое соответствует числу, на которое умножаете 9.

Слева от загнутого пальца- число десятков произведения.

Справа - число единиц произведения.

Например,3*9=27

2) Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого меньше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр.

Например,       32*11=3(3+2)2=352                              72*11=7(7+2)2=792

6. Рефлексия. Подведение итога урока. Выставление оценок.

АНКЕТА (лист самооценки)

1. Заинтересовала ли тебя работа, которую ты выполнял?

        ДА                                           НЕТ

2. Удалось ли тебе выполнить все задания?

        ДА                                           НЕТ

3. Ты пользовался чьей-то помощью?

        ДА                                           НЕТ

Если «ДА», то укажи, кто тебе помогал _____________________________

4.Тебе понравилось работать над проектом?

        ДА                                           НЕТ

5. Чья работа, кроме своей, тебе показалась наиболее интересной?

_____________________________________________________________

Шуточные задачи по математике

1. Шел человек в город и по дороге догнал трёх своих знакомых. Сколько человек шло в город? (4)

2. Шел человек в город, а навстречу ему шло четверо его знакомых. Сколько человек шло в город? (1)

3. Мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух и один сзади двух. Сколько всего бежало поросят? (3)

4. Сколько концов у палки? (Два) А у двух с половиной палок? (Шесть).

5. Если у стола отпилить один угол, то, сколько углов останется? (Пять).

6. Муж с женой, отец с сыном, да мать с ребёнком. Сколько всех? (Трое).

Фронтальная работа

1. Какие единицы измерения пропущены?

- Масса кита 150 … (тонн).

- Длина земного экватора около 40 000 … (км).

- Масса колибри едва достигает 2… (грамма).

- Рост императорского пингвина до 80 … (см).

- Длина спичечного коробка 50 … (мм).

- Масса волка 50 … (кг).

2. Работа над задачами.

На скамейку сели малыши. Дюймовочка занимает 1 см, Незнайка 8 см, а доктор Пилюлькин 10 см. Уместятся ли они все, если скамейка 2 дм?

(Да. 1 + 8 + 10 меньше 20 см)

У Иры 2 дм тесьмы. Хватит ли её, чтобы обшить карман квадратной формы со стороной 4 см.           (Да. 4 * 4  меньше 20 см)

Муравью нужно переправиться через лужу длиной 5 дм. Посередине лежит камешек. У муравья есть соломинки длиной 20 см, 25 см и 30 см. Какие соломинки ему нужно взять для переправы?           (25 см и 30 см)

3. Сколько треугольников на рисунке?  (  Ответ: 12 )