Статья.Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ ПРИ СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по математике

Гвенетадзе Надежда Егоровна
Настоящая статья посвящена рассмотрению процесса обучения базису геометрического материала в начальной школе, а именно – обучение взаимодействию с геометрическими фигурами при смешанном обучении. В ходе работы раскрываются педагогические принципы, которые должен учитывать учитель, чтобы правильно подать материала и заинтересовать как можно больше учеников в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gvenetdze_n.e.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ ПРИ СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR THE STUDY OF THE THEME OF THE GEOMETRIC FIGURE IN BLENDED LEARNING IN PRIMARY SCHOOL

Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению процесса обучения базису геометрического материала в начальной школе, а именно – обучение взаимодействию с геометрическими фигурами при смешанном обучении. В ходе работы раскрываются педагогические принципы, которые должен учитывать учитель, чтобы правильно подать материала и заинтересовать как можно больше учеников в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий.

Abstract. This article is devoted to the consideration of the process of teaching the basis of geometric material in elementary school, namely, learning to interact with geometric shapes in blended learning. In the course of the work, pedagogical principles are revealed that a teacher should take into account in order to correctly present the material and interest as many students as possible in the process of forming cognitive universal educational actions.

Ключевые слова: младший школьный возраст, начальная школа, формирование, действие, познание, фигура, объект.

Key words: primary school age, primary school, formation, action, cognition, figure, object.

Объектом при смешанном обучении на уроках геометрии является ребенок определенной возрастной группы, с индивидуальным типом темперамента, характера и ценностных установок. Субъектами взаимодействия выступают преподаватели начальной школы, которые посредством комплекса правил и методов совершенствуют навыки ребенка в сфере самообразования [1].

Таким образом, познавательные учебные действия – это инструмент формирования у ребенка представления об особенностях развития, существования и взаимодействия человека с информационным материалом.

Процесс формирования универсальных учебных действий при смешанном обучении на уроках геометрии в начальной школе достигается через прямое научение и усвоение качественных знаний, то есть, находящихся в «зоне актуального развития». Как правило процесс овладения простейшими геометрическими знаниями при формировании УУД, начинается ещё в детстве, когда человек способен воспринимать знаково-символическую информации и реализовывать её в процессе игры. Знаковое мышление позволяет сформировать миропонимание, особенности простейших форм окружающих ребёнка объектов. Изучение геометрических фигур позволяет сформировать основные УУД, которые будут изучаться школьником на протяжении всего изучения геометрии в будущем. Этим обусловлена их важность на данном этапе [1].

Прежде всего, следует отметить возрастные особенности знакомства с геометрическими фигурами при формировании УУД: в процессе взросления появляется необходимость в расширении и углублении полученных ранее знаний. Когда знания о реальном мире начинают систематизироваться и структурироваться, появляется склонность к систематизации наиболее существенных аспектов действительности, таких, как знания, касающиеся естественных и технических наук.  У младших школьников, помимо знаково-символического мышления, возникает алгоритмическое и логическое мышление. На примере геометрического материала логическое мышление структурируется и интегрируется с уже имающимися знаниями, что дает возможность стимулировать стремление к самообразованию [4].

Система математического и, в частности, геометрического обучения, в подготовке материала для младших школьников, исходящая из специальных форм нестандартного урока, – это система приобретенных знаний, форм и методов практической деятельности на уроках геометрии, развитие которых влияет на структуру и внутренний мир обучающегося. Важнейшими задачами математического образования является интеллектуальное развитие учеников, формирование качеств мышления, необходимых для математической деятельности и полноценной жизни в обществе, а также воспитание личности в процессе освоения геометрии, которое должно соответствовать новым требованиям ФГОСа третьего поколения [1].

Одними из основных задач математического образования в освоении геометрического материала являются следующие:

1)        овладение учениками различных видов деятельности;

2)        формирование коммуникативных способностей, обучающихся;

3)        индивидуальный подход к каждому ребенку при изучении математики;

4)        организация учебной деятельности обучающихся и т.д. [4].

В отношении трактовки значений геометрических фигур у учащихся наблюдается скованность, которая, однако, может являться признаком успешно формирующихся УУД. Хотя и общие суждение в большей степени всё ещё основываются на чувственном опыте, появляется склонность к формированию общего пространственного воображения, что означает обязательный интерес к способам, с помощью которых можно развить не только понятийный аппарат, но и понимание геометрии как предметной области. Познавательные способности и все основные УУД в контексте возникновение первичного набора знаний, умений и навыков о сущности геометрических фигур формируют критическую модель познания.

В этих условиях особенно важно научить ребёнка решать практические задачи по геометрии с плоскими или объемными фигурами, благодаря чему в дальнейшем ему будет проще усвоить сложные и составные понятия. Математические и геометрические знания крайне важны, так как позволяют ещё расширить понятийный аппарат качественным комплексом функциональных свойств различных фигур. Ребенок должен синтезировать различные факты, не просто уметь отличть квадрат от треугольника по внешним характеристикам, знать аксиомы и правила построения фигур, но и понимать, как работают эти правила.

В процессе освоения ребенок навыков, необходимых ему для успешного завершения учебной деятельности, могут использоваться следующие действия:

1. Моделирование.

2. Игровые действия.

3. Использование фактических данных.

Еще один эффективный способ, который позволит сосредоточить внимание именно на УУД, это метод проектов. С его помощью можно будет не только сформировать УУД с оптимальным уровнем геометрических знаний, но и попытаться помочь отстающим понять основные свойства и особенности фигур при изучении новых тем.

Метод проектов в широком смысле – это совокупность приемов и действий учащихся, направленных на решение практических задач. Метод проектов в узком смысле – это способ достижения дидактической цели через реализацию технологии проектной деятельности, связанной с актуальной проблемой, имеющей практическую значимость, и поиском ее решения в исследовательской или творческой деятельности учащихся при поддержке руководителя. Цель проекта – решение поставленной проблемы, проблемной ситуации [3].

Ценность метода проектов на уроках по геометрии состоит в предоставлении школьникам возможности интегрировать свой творческий потенциал в практическое решение задач, в опыт работы с геометрическими фигурами. Вместе с тем, актуализируется важность самостоятельного приобретения знаний и раскрывается интерес практического решения темы урока. Говоря о методе проектов как о педагогической технологии формирования УУД, следует выделить его творческую природу: вне зависимости от вида и формы проекта, совокупность его приемов всегда восходят к частичной рефлексии новоприобретенных знаний, поэтому школьные проекты, как правило, помогают повторить и обобщить полученные знания. Мы рекомендуем использовать метод проектов при изучении геометрических фигур с отстающими учениками [3].

Одним из вариантов решения вопросов дальнейшего УУД на уроках по геометрии является необходимость изменения содержание обучения, разработка новых методических инструментариев, разнообразие стиля преподавания, изменение представления о математике и геометрии, как о сложных науках. При ознакомлении младших школьников с плоскими геометрическими фигурами и формировании первичных представлений о плоских фигурах, наибольшую сложность вызывает непосредственно решение практических задач. Теория школьникам даётся намного проще, однако, если не совмещать теорию с практикой, то в дальнейшем решение задач будет довольно затруднительным, поскольку каждый новый познавательный ценз в школе ставит задачу овладения новым уровнем качественных знаний. В таком положения, школьнику придётся обратится за помощью к репетитору [7].

Знакомство с объемными фигурами протекает сложнее, однако, стимулируется оно за счет уже пройденных тем и выработанных ПУУД. Даже учитывая то, что именно в младшем школьном возрасте у детей наблюдается интерес к геометрии и алгебре в целом, расширение зоны ближайшего развития у каждого ребёнка происходит по-разному, скорость зависит, прежде всего, от вовлечённости и усидчивости, а также от характера помощи извне. Не менее важные факторы – вовлечённость в процесс обучения и зона актуального развития. Фактически, этими двумя факторами характеризуется и пройденный этап освоения различных видов и типов фигур [5].

При смешанном обучении накопление изменений о геометрических фигурах, увеличение их количества, способствует качественному преобразованию в понимании формы как таковой.  Ведущей задачей обучения геометрическому материалу младших школьников на завершающем этапе формирования основных УУД считается развитие пространственного воображения у школьника, умения ассоциировать, обобщать, анализировать и абстрагировать полученную информацию. Второй необходимой задачей считается составление у ребенка практических умений.

Вначале младшему школьнику предстоит освоить те геометрические фигуры, которые, скорее всего ему уже были знакомы в процессе постижения окружающего мира – это круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник. Только теперь знание будет классифицироваться, а не только систематизироваться. И роль учителя состоит в помощи к освоению качественно-количественных характеристик геометрических фигур, желательно, в процессе обучения пояснять, как в качестве объектов эти фигуры могут сосуществовать в одном месте. Однако, это требует понимания объёма, и, чтобы не забежать вперёд, необходимо вначале разобрать плоские фигуры [6].

Проше всего начать с многоугольника, так можно будет осветить наибольшее количество тем: углы, стороны и вершины. Учитель сможет раскрыть саму суть геометрии, руководствуясь наиболее понятным материалом по принципам классической отечественной педагогики. Самое главное, что, выполняя управления с понятиями углов, сторон и вершин, учащие смогу овладеть всей полнотой знаний о плоских фигурах. В дальнейшем необходимо будет только расширять эти знания при работе с понятием объема [5].

Здесь важно также отметить, что именно в младшем школьном возрасте возрастает интерес к геометрии как таковой, он носит неосознанный характер, однако, именно это следует учитывать в процессе обучения. Главное – правильно отыскать подход, заинтересовать учащихся теоретическим материалом, чтобы практика давалась значительно проще, а для этого требуется соблюдать ряд педагогических принципов, добавляющих сложность работе учителя математики.

Выводы. Таким образом, в процессе освоения геометрического материала младшими школьниками, учителю необходимо уделять внимание не только теоретической и практической части в процессе обучения, но и развивать познавательную активность учащихся с помощью систематизирования предметных данных. Учитель должен соблюдать принцип практичности, чтобы, при ознакомлении с геометрическими фигурами, учащиеся лучше понимали о практической стороне своих знаний и стремились к расширению и углублению.

Список литературы:

  1. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. – М.: Школьная Пресса, 2018. – 142 с.
  2. Курбангалеева, З. Р. Изучение пространственных геометрических фигур в начальной школе / З. Р. Курбангалеева, С. А. Косцова // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 25 декабря 2015 года / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2015. – С. 171-173.
  3. Швецова, Р. Ф. Изучение площади геометрической фигуры в начальной школе / Р. Ф. Швецова // Начальная школа. – 2020. – № 7. – С. 61-64.
  4. Молокова, В. А. Изучение геометрических фигур на уроках математики в 1 и 2 классах по программе "перспективная начальная школа" / В. А. Молокова // Молодёжь, наука, творчество - 2016 : материалы XIV межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов, Омск, 23–26 мая 2016 года. – Омск: Омский государственный технический университет, 2016. – С. 659-661.
  5. Гаджиагаев, Ш. С. Реализация принципа укрупнения дидактических единиц при изучении площадей и объемов геометрических фигур в основной школе как средства систематизации материала и повышения качества знаний учащихся : специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гаджиагаев Шарафудин Сираджудинович. – Махачкала, 2006. – 158 с.
  6. Симакова, А. В. Обучение учащихся 5-6 классов изображению пространственных фигур при изучении геометрического материала в основной школе / А. В. Симакова // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. – С. 247-249.
  7. Новикова, Н. М. Обучение учащихся 5-6 классов изображению пространственных фигур при изучении геометрического материала в основной школе / Н. М. Новикова // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2008. – № 2. – С. 98-102.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Апробация модели смешанного обучения в начальной школе.

Смешанное обучение - смешание традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. На обычном уроке учитель объясняет  новый материал всем одновременно. Совершенно другая си...

Методические рекомендации для проведения родительских собраний с 1 по 4 классы начальной школы. ФГОС.

         В этих методических рекомендациях подробно расписан план проведения каждого родительского собрания  в начальной школе с 1по 4 классы. В каждом учебном год...

Методические рекомендации по организации работы с интерактивными тетрадями на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по организации работы с интерактивными тетрадями на уроках английского языка в начальной школе....

Использование технологии смешанного обучения в начальной школе.

В статье использованы материалы методического семинара  в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года"....

Доклад "Технология смешанного обучения в начальной школе"

Доклад "Технология смешанного обучения в начальной школе"...