Апробация модели смешанного обучения в начальной школе.
опыты и эксперименты (4 класс) на тему

Половинко Александра Васильевна

Смешанное обучение - смешание традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. На обычном уроке учитель объясняет  новый материал всем одновременно. Совершенно другая ситуация происходит  при электронной форме обучения, где учитель контатирует непосредственно только с учеником. Моделей смешанного обучения уже сегодня существует немало. Наибольшую популярность приобрели так называемый "перевернутый класс" и модель "смены рабочих зон".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель смешанного обучения  на уроке литературного чтения

по теме:  Загадки авторской сказки.
П.П. Бажов «Огневушка - поскакушка"

Половинко А.В.

Слайд№2

Мы на многое не отваживаемся не потому, что оно трудно;

оно трудно именно потому, что мы на него не отваживаемся.

(Сенека)

    Один маленький мальчик гулял в парке и увидел незабываемое явление - рождение бабочки. Она прилагала огромные усилия, чтобы выбраться из своего кокона на свет. Прошло уже много времени, но ей всё никак не удавалось освободиться от своего когда-то уютного, а теперь маленького и тесного дома. Казалось, что она бьётся из последних сил. Но у неё так и не получалось расправить свои красивые нежные крылышки.

И тогда мальчик решил помочь бабочке. Он хотел разорвать кокон и выпустить бабочку на волю.

В это время к мальчику подошёл отец. Он увидел, что собирается сделать его сын и остановил его.

Если ты поможешь бабочке, то очень повредишь ей. Природа мудра. Она каждому из нас даёт только те задания и трудности, с которыми мы в состоянии справиться. Когда бабочка рождается, то тренирует свои крылья. Эти усилия очень важны для неё. Если ты поможешь ей, то она останется слабой, её крылья не окрепнут, как следует. И встретившись на своём пути с первым дуновением ветерка, она не сможет справиться и погибнет.

Мальчик всё понял. Ведь точно так живут люди. Каждое препятствие, встретившееся на нашем пути, делает нас сильнее и даёт возможность дальнейшего роста и совершенствования.

      Эта притча рассказывает о том, каким должно быть современное обучение.  Новый Федеральный государственный стандарт, стандарт  нового поколения, предполагает изменение принципов организации образовательного процесса, в центре которого теперь находится ученик. Учитель при этом оказывается в роли организатора, партнера, помощника.     Главными в такой школе становятся дети с их любимым утверждением: «Я сам!»

Слайд №3

        Одной из моделей, позволяющей   устроить школу в соответствии с принципами здравого использования всех имеющихся ресурсов и рациональной организации образовательного пространства является смешанное обучение.

        Смешанное обучение -  смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. В старой системе есть огромный плюс, от которого нет ни малейшего смысла отказываться. Психологи называют его эмоциональной составляющей. Учитель в классе - прежде всего личность, со своей жизненной позицией и профессиональной философией. Учитель в классе - человек, а в наших школах чаще всего это женщина, подчас даже мама, которая кого-то погладит по голове, кого-то похвалит, кого-то пожурит, а иногда и отругает. Она живая, эмоциональная: грустная, веселая, энергичная, трепетная, сердитая, ласковая. Она разная, но главное она полна жизни! Компьютер –  неживое существо,  машина. Учитель вне сомнения останется в образовательном процессе, но его роль кардинально меняется. Однако и у электронного обучения своя сильная сторона, причем немалая. И это, прежде всего индивидуализация.

Слайд №4

       На обычном уроке учитель объясняет новый материал всем одновременно.  Совершенно иная ситуация происходит при электронной форме обучения, где учитель контактирует непосредственно только с учеником.

Слайд №5

Компонентами  технологии смешанного обучения являются:

  • компонент  традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса
  • компонент самообразования.
  • компонент интерактивного взаимодействия, опосредованного компьютерными телекоммуникационными технологиями и электронными информационно-образовательными онлайн ресурсами.

Слайд№6

       Кстати, моделей смешанного обучения уже в сегодняшней практике существует немало. Но наибольшую популярность приобрели  так называемый перевернутый класс и модель смены рабочих зон. Для меня наиболее приемлемой оказалась модель смешанного  обучения «Смена рабочих мест».

       На уроке по такой модели дети делятся на группы взаимодействия, так называемые «Группы Ротации» (ротация в переводе означает «круговое движение», и в течение урока каждая группа, пройдя через 3 рабочие зоны, представляет определенный продукт.

Слайд №7

      Уважаемые коллеги, я предлагаю вам  реализацию  данной модели на уроке литературного чтения по теме: Загадки авторской сказки.

Сказ   «Огневушка - Поскакушка»

Слайд №8

Цель: создать условия для понимания текста и нравственных проблем, поднятых  в сказе.
Задачи: Развивать умение организовывать свою учебную деятельность.

  • Развивать умение анализировать и обобщать.
  • Формировать умение работать в группе.
  • Формировать умение анализировать эпизод для понимания смысла текста.
  • Совершенствовать умение анализировать свою работу.
  • Воспитывать мыслящего читателя, способного понимать произведение.
  • Выполнять учебное задание в соответствии с целью .
  • Формулировать высказывания в рамках учебного диалога.
  • Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
  • Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Слайд №9

      Формирование универсальных учебных действий.

 Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

-самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;

-уважительное отношение к иному мнению.

  Регулятивные УУД:

-формулировать и удерживать учебную задачу;

-составлять план последовательности действий;

-осуществлять пошаговый контроль по результату;

  Познавательные УУД:

-самостоятельно выделять и формулировать образовательную цель;

-осуществлять сбор и обработку информации;

-установление причинно – следственных связей.

  Коммуникативные УУД:

-ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

-строить понятные для партнера высказывания;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

-строить монологическое высказывание.

Слайд№10

      Начало урока – вступительное слово учителя.

Интрига урока....

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это .... Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”. Ребята, а почему же он наш?

Наверное, и сейчас многие из вас знают ответ на этот вопрос. Но не станем спешить... Ответим на него в конце урока.

Итак, в путь...

РОТАЦИЯ по трем зонам (по 10 минут). 3 минуты начало, 8-финал, 3-переходы. За компьютером по 10-15 мин (СанПин!).

         Создала группы Р, П, К. Группа Р – это группа, для которой первоочередной задачей является формирование регулятивных УУД , группа П – познавательных, группа К – коммуникативных. Перед вами схема урока по зонам (Р — формирование регулятивных УУД, П — познавательных, К — коммуникативных).

Слайд№11 
       Порядок прохождения зон и задания  (создаю инструкции).
Траектория для группы, для которой первоочередная задача – совершенствование коммуникативных УУД.

Группа проходит 3 зоны:  это самостоятельная зона, киберзона и работа с учителем. Ребята получают инструкции как работать в каждой зоне.

        Эта группа начинает работу самостоятельно: они знакомятся с текстом, отвечают на проблемные вопросы.

        Затем переходят в киберзону:   выделяют 3 эпизода встречи с Огневушкой-Поскакушкой, ведут записи в борт-журнале.

 Находят  иллюстрации.  Составляют   синквейн на главного героя.

          И заканчивают работу с учителем: устная рефлексия по итогам самостоятельной работы, презентация синквейна.

Слайд№12

        Траектория для группы, для которой первоочередная задача – совершенствование  познавательных УУД.

        Начинают работу в киберзоне: знакомятся с произведением,

работают с электронным словарем,  составляют фишбоун ( фишбоун в переводе означает «скелет рыбы», голова – это проблемный вопрос, кости – аргументы, факты, хвост – вывод.

        Затем группа работает с учителем: отвечают на проблемные вопросы, рефлексия по работе в киберзоне.

        Третья зона – самостоятельная работа: презентация фишбоуна.

Слайд№13

       Траектория для группы, для которой первоочередная задача – совершенствование  регулятивных и личностных  УУД.

       Группа начинает работу с учителем: рубрика «Это интересно», учитель рассказывает  о происхождении фамилии Бажов.   Дети  отвечают на проблемный вопрос: А наш ли это Бажов?  Построение монологических высказываний о происхождении своей фамилии.

       Далее  самостоятельная работа: ответы на проблемные вопросы, выборочное чтение, работа со списком качеств человека.

       Заканчивают работу в киберзоне. Поиск в сети Интернет репродукции В. Васнецова «Встреча Олега с кудесником». Отвечает на проблемный вопрос.  Что может быть общего между кудесником и Бажовым? Здесь наблюдается ситуация активного незнания: определение границ учебной задачи, сопоставление, логические связи, выдвижение личной гипотезы и доказательство сходства репродукции с происхождением фамилии Бажов.

Опять проблема. А знаете ли вы историю происхождения вашей фамилии?

Презентация о происхождении моей фамилии.

         Каждая группа получила  в результате деятельности определенный продукт. Соединив все в единое целое, мы  создали мини-книжку по данному произведению.  

Слайд№14

       И последний рефлексивно – оценочный этап.

Мы сегодня о многом говорили.

В конце урока хотелось бы услышать оценку вашей деятельности

Могу похвалить себя за то, что..

Больше всего мне понравилось…

Хочу сказать спасибо…

     Данная  модель делает урок более интенсивным, насыщенным учебным материалом, очень увлекает детей, способствует  формированию личностных и метапредметных навыков обучающихся.

     Применение средств смешанного обучения обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, реализует принципы наглядности, адаптивности и удобства работы, гарантирует объективность оценки знаний. А также, обеспечивает более качественное и системное выполнение задач, поставленных ФГОС нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Модель смешанного обучения на уроке литературного чтения".

Разработка урока литературного чтения по программе Л.В. Занкова "Загадки авторской сказки. П.П. Бажов "Огневушка-Поскакушка". Апробация модели смешанного обучения....

Использование технологии смешанного обучения в начальной школе.

В статье использованы материалы методического семинара  в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года"....

Статья.Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ ПРИ СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Настоящая статья посвящена рассмотрению процесса обучения базису геометрического материала в начальной школе, а именно – обучение взаимодействию с геометрическими фигурами при смешанном обучении. В хо...

Анализ работы по теме самообразования «Использование модели смешанного обучения на уроках в начальных классах»

В своей работе учителем начальных классов, рассмотреть возможность реализации технологии смешанного обучения на уроках....

Доклад "Технология смешанного обучения в начальной школе"

Доклад "Технология смешанного обучения в начальной школе"...

Методическая разработка «Проект занятия в модели смешанного обучения "Перевернутый класс"»

В методической разработке представлена примерная структура занятия при использовании модели смешанного обучения "перевернутый класс"....

Проект занятия в модели смешанного обучения Перевернутый класс

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелица» рассчитана на возраст учащихся 7-10 лет. Срок освоения 2 года.Направленность программы - художественная.Занятие по теме - Макраме от прош...