Презентация по теме: «Формирования элементарных математических представлений у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями в пропедевтический период»
презентация к уроку по математике (1 класс)

Соколова Ирина Викторовна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon femp_1_klass.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Отдел коррекционной педагогики «Формирования элементарных математических представлений у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями в пропедевтический период» Педагогический проект по программе профессиональной переподготовк и «Специальное (дефектологическое)образование» Подготовила: Соколова Ирина Викторовна Научный консультант : Бывшева Елена Анатольевна

Слайд 2

Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями предъявляет требования к знаниям, умениям и навыкам по основным и коррекционным курсам для данной нозологической группы. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования о бучающихся с легкой умственной отсталость(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) предполагает достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Это касается, в том числе, и предмета «Математика», который вызывает особые затруднения у детей с умственной отсталостью. В силу особенностей своего развития у детей данной нозологической группы отмечаются значительные затруднения в усвоении программного материала по математике. Они связаны с имеющимися у них нарушениями в психическом развитии, обусловленными особенностями их высшей нервной деятельности .

Слайд 3

Проблема овладения элементарными математическими представлениями наиболее остро стоит в период подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к школе и обучения в 1 классе, поскольку элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях создают основу для дальнейшего усвоения программных знаний курса математики, а т акже являются немаловажным фактором социализации . В связи с чем перед коррекционным педагогом встает проблема выбора таких видов деятельности и таких технологий, которые позволили бы активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках математики и достичь положительных результатов в формировании элементарных математических представлений.

Слайд 4

Обоснование проблемы Исследования отечественных дефектологов (Т. А. Власовой, М. С.Певзнер, В. И.Лубовского, Н. А. Никашиной и др.) показали, что у умственно отсталых детей имеются своеобразные отклонения в развитии познавательной сферы, которые отчетливо проявляется в трудностях, которые испытывают умственно отсталые дети овладении элементарными вычислительными навыками и особенно умением решать арифметические задачи. Содержание обучения математике в 1 классе начинается раздело«Пропедевтика», который является обязательным для изучения обучающимися.Основное математическое содержание пропедевтического периода состоит в ф ормировании (уточнении, развитии) элементарных математических представлений о величине, количестве, форме предметов, а так же пространственных и временных представлений. Усвоение знаний в рамках реализации данного раздела во многом зависит от формы организации занятий, приемов активизации познавательной активности обучающихся 1класса с интеллектуальными нарушениями, предлагаемого материала, его связи с ж изненными ситуациями, в которых обучающиеся показали бы и свою ориентировку в пространстве и умение различать предметы по различным свойствам. О н должен иметь жизненно-практическое значение.

Слайд 5

Наглядность, чувственное восприятие и практическая деятельность детей в этом возрасте для данной нозологической группы являются основой осознанного усвоения знаний, лучшим средством развития мышления детей. Таким образом, усвоение элементарных математических представлений в пропедевтический период у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями возможно при правильной организации образовательного процесса с использованием наглядного и дидактического материала, разнообразием форм и методов обучения.

Слайд 6

Целевая аудитория - обучающиеся 1 класса с интеллектуальными нарушениями. Цель – определить основные направления и содержание коррекционно- развивающей работы по формированию математических представлений у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями в пропедевтический период. Задачи: проанализировать методическую литературу в рамках заявленной темы, изучить образовательную практику использования по вопросу формирования элементарных математических представлений у обучающихся указанной категории; определить содержание работы учителя-дефектолога по теме проекта; подобрать дидактические игры, упражнения, приемы по формированию математических представлений у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями; повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями.

Слайд 7

Гипотеза проекта: Процесс формирования математических представлений у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями в пропедевтический период будет проходить более успешнее при условии использования различных дидактических игр, игровых приёмов и упражнений. Ожидаемые результаты: Для учителя-дефектолога: конкретизация основных направлений и содержания коррекционной работы по формированию математических представлений у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями; систематизация дидактических игр и упражнений, используемых педагогом для формирования математических представлений, Для обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями в ходе реализации проекта будут созданы условия для: формирования элементарных математических представлений; создания математически положительной развивающей среды; формирования и активизации познавательных процессов (мышления, памяти, внимания) ребенка; активизации мыслительной деятельности, развития умение делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, проводить аналогии; формирования интереса к изучению математики; развития эмоционально-коммуникативной сферы у детей.

Слайд 8

План педагогической деятельности по реализации проекта. I этап – организационный (май 2021 г.). Цель: определение основных этапов реализации проекта. Определение проблемы, формулирование темы проекта. Формулирование целей и задач проекта. Выдвижение гипотезы. II этап – поисково-теоретический (август 2021 г.). Разработка плана реализации проекта. Цель: изучение теоретических и методических аспектов поставленной проблемы. Анализ имеющегося опыта коррекционной работы. Изучение методической литературы. Изучение проблемы возникающих трудностей в формировании математических представлений у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями. III этап – практический (сентябрь – октябрь 2021 г.). Цель: разработка основных направлений и содержания работы по формированию пространственных представлений у обучающихся указанной категории. Определение и реализация основных направлений коррекционно-развивающей работы. Конкретизация её содержания. Подбор соответствующих дидактических игр и упражнений. IV этап – итоговый (ноябрь2021 г.). Цель: подведение итогов работы в рамках проекта. Обобщение результатов работы по теме проекта.

Слайд 9

Свойства предметов «Геометрическое домино»; «Что в руке?»; «Игра с пирамидкой». Сравнение предметов. Сравнение двух предметов, серии предметов. « Игра в поручения»; «Глазки спят, а ручки работают»; «Кто быстро и верно сложит заданную фигуру»; «Покажи СТОЛЬКО же». Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих «Положи такую же фигуру»; «На какую фигуру похожа игрушка?»; «Составим поясок». Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ «Уточки плавают в глубоком и мелком озере (тазу)»; «Наполни песком ведро с помощью ложки».

Слайд 10

Положение предметов в пространстве, на плоскости «Вчера, сегодня, завтра»; «Вчера, сегодня, завтра»; «Игра в забывчивость»; «Назови скорей». Единицы измерения и их соотношения «Кто где?»; «Встань на место»; «Вверху - внизу. Кто в ыш е?»; «Куда пойдешь и что найдешь?» Геометрический материал « Найди предмет такой же формы»; «Кто внимательнее?»; «Сделай так, как я скажу».

Слайд 11

Дидактическая игра “ Озорные баночки” Цель: формировать представлений о геометрических фигурах, учить сравнивать предметы по величине, развивать мелкую моторику рук, развивать слуховое внимание.

Слайд 12

Д еятельност ь при формировании элементарных математических понятий . Формирование представлений о величине предметов Формирование представлений о количестве предметов Формирование пространственных представлений Формирование временных представлений Формирование представлений о форме предметов

Слайд 13

Результаты проекта : доказана актуальность и целесообразность проведения к оррекционно - развивающей работы по формированию элементарных математических представлений в пропедевтический период с использованием игровых упражнений; определены основные направления деятельности в рамках заявленной темы; все используемые в ходе проекта дидактические игры и упражнения показали свою методическую эффективность, как продуктивного способа формирования элементарных математических представлений; указаны условия, способствующие повышению эффективности коррекционного воздействия ; целенаправленная коррекционно-развивающая работа, являясь одним из важных факторов развития обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями, позволила добиться выраженной положительной динамики в овладении элементарными математическими представлениями ; подобраны дидактические игры, способствующие повышению уровня коррекционного воздействия и усвоению математических знаний в указанный период.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений(РЭМП) в подготовительной группе Тема: «Весёлое путешествие в страну Математика»

Цели:Закреплять умения детей знать количественный и порядковый счет в пределах 10, развивать познавательные и творческие способности ,классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина...

Мастер - класс на тему "Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений

данный материал рассказывает о том, как можно организовать работу для формирования предпосылок познавательных УУД для детей 6-7 лет  на занятиях по формированию элементарных математических предст...

Консультация для родителей на тему: "Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте"

Консультация для родителей на тему: "Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте"...

Формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В системе коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Математика изучает реальный окруж...

Занятия по формированию элементарных математических представлений в классе «Особый ребёнок» Тема: «Петушок в гостях у ребят».

Закреплять представление детей о частях суток, основных цветов и геометрических фигур...