«Формирования элементарных математических представлений у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями в пропедевтический период»
проект по математике (1 класс)

Соколова Ирина Викторовна

вкр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_sokolova_i.v.docx147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования»

Отдел коррекционной педагогики

Соколова Ирина Викторовна

«Формирования элементарных математических представлений у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями в пропедевтический период»

Педагогический проект по программе профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование»

Научный консультант

Бывшева Елена Анатольевна

Орел - 2021 г.

Содержание

Актуальность темы

3-4

Обоснование проблемы

5-8

Целевая аудитория

8

Цель и задачи проекта

8

Гипотеза проектирования

8

Ожидаемые результаты

9

Ресурсное обеспечение

9

План педагогической по реализации проекта (с этапами и сроками реализации проекта)

10-20

Результаты проекта

21-22

Список используемой литературы

23-24

Приложение 1

25-35

  1. Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [9] предъявляет требования к знаниям, умениям и навыкам по основным и коррекционным курсам для данной нозологической группы. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) предполагает достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Это касается, в том числе, и предмета «Математика», который вызывает особые затруднения у детей с умственной отсталостью.

Математика - один из важных общеобразовательных предметов, основной целью которого является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками. Поэтапное формирование математических знаний оказывает корректирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной системы в целом.

В силу особенностей своего развития у детей данной нозологической группы отмечаются значительные затруднения в усвоении программного материала по математике. Они связаны с имеющимися у них нарушениями в психическом развитии, обусловленными особенностями их высшей нервной деятельности. Умственно отсталым школьникам тяжело дается оперирование числовой и знаковой символикой. Они с трудом запоминают названия некоторых цифр, определения, формулировки, схемы рассуждений, путают при решении действия, выполняют вычисления только на конкретном материале с использованием наглядных пособий, трафаретов и шаблонов.

Проблема овладения элементарными математическими представлениями наиболее остро стоит в период подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к школе и обучения в 1 классе, поскольку элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях создают основу для дальнейшего усвоения программных знаний курса математики, а также являются немаловажным фактором социализации.

Подготовка обучающегося и его познавательного мира к математическому образу мышления, разнообразные способы формирования познавательной сферы позволяют подготовить к изучению предмета математики. При организации занятий происходит воздействие на наглядное и логическое мышление, память, творческое воображение, восприятие, произвольное внимание. Задачей такого воспитания служит активизация мышления, стремления преодолевать трудности, потребностей в решении разного рода умственных задач.

В силу имеющегося выраженного недоразвития познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью отмечается инертность, вялость, рассеянность, интеллектуальная пассивность, повышенная утомляемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности, что сказывается на качестве восприятия материала. В связи с чем перед коррекционным педагогом встает проблема выбора таких видов деятельности и таких технологий, которые позволили бы активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках математики и достичь положительных результатов в формировании элементарных математических представлений.

  1. Обоснование проблемы

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности соотносится со сроками, в которые возникло поражение ЦНС, и определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Несмотря на наличие разнообразных механизмов, нарушающих формирование и развитие мозговых структур, общим является интеллектуальный дефект, определяющий степень недоразвития всей психики ребенка в целом, его адаптивных возможностей, что влияет на усвоение детьми программных знаний по математике.

Исследования отечественных дефектологов (Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной и др.) показали, что у умственно отсталых детей имеются своеобразные отклонения в развитии познавательной сферы, которые отчетливо проявляется в трудностях, которые испытывают умственно отсталые дети в овладении элементарными вычислительными навыками и особенно умением решать арифметические задачи.

Усвоение математических знаний обучающимися с легкой умственной отсталостью затруднено в связи с наличием следующих особенностей их развития: снижением познавательной активности, обусловленной замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью, и нарушениями мышление. У детей данной нозологической группы наблюдаются снижение активности мыслительных процессов и слабая регулирующая функции мышления. Особенности операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации проявляются в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и их дифференциации. Тугоподвижность мышления умственно отсталых проявляется в «буквальном переносе» имеющихся знаний без учета ситуации, без изменений этих знаний в соответствии с новыми условиями. У умственно отсталых школьников снижена способность к обобщению. Это проявляется в трудностях формирования математических понятий, усвоения законов и правил. С трудом формируются понятия числа, счета, а также усваиваются закономерности десятичной системы счисления.

Некритичность мышления проявляется и при решении задач. В методике преподавания математике умственно отсталых обучающихся отмечается, что дети воспринимают задачу не полностью, а по частям. Они не могут установить между ними связи и зависимости и выбрать правильный путь решения. Им трудно найти в задаче числовые данные, если они записаны не цифрами, а словами, выделить вопрос, если он стоит не в конце, а в начале или в середине задачи, и т.д.

У детей с интеллектуальными нарушениями с большим трудом вырабатываются новые условные связи, а, возникнув, они оказываются непрочными и недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний, что возникает по причине неполного и неточного сохранения приобретенных знаний, неумения объединять их в системы, отрыва математической терминологии от конкретных представлений, непонимание конкретной ситуации задачи.

Слабая активность восприятия приводит к тому, что обучающиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. Они часто путают цифры 3, 6 и 9, 2 и 5, 7 и при чтении, и при письме под диктовку, затрудняются в пересчете предметов -  называние чисел опережает показ или наоборот. У них отмечается механическое заучивание таблицы умножения, при этом отвлеченный счет им недоступен.  

Все эти особенности в недоразвитии психики умственно отсталого ребенка приводят к трудностям в обучении математике, и, в первую очередь, в усвоении элементарных математических представлений. 

Математические представления – это элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у обучающихся с умственной отсталостью житейских понятий. Вся работа по формированию элементарных математических представлений создает необходимые предпосылки для овладения в дальнейшем представлениями о числе, счете, величине. Именно от того, насколько успешно будет усвоен этот материал в пропедевтический период, зависят дальнейшие результаты усвоения не только систематического курса математики, но и целого ряда других предметов: истории, биологии, географии, социально-бытовой ориентировки, труда.

Содержание обучения математике в 1 классе начинается разделом «Пропедевтика», который является обязательным для изучения обучающимися. Основное математическое содержание пропедевтического периода состоит в формировании (уточнении, развитии) элементарных математических представлений о величине, количестве, форме предметов, а также пространственных и временных представлений.

Усвоение знаний в рамках реализации данного раздела во многом зависит от формы организации занятий, приемов активизации познавательной активности обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями, предлагаемого материала, его связи с жизненными ситуациями, в которых обучающиеся показали бы и свою ориентировку в пространстве и умение различать предметы по различным свойствам. Он должен иметь жизненно-практическое значение. Наглядность, чувственное восприятие и практическая деятельность детей в этом возрасте для данной нозологической группы являются основой осознанного усвоения знаний, лучшим средством развития мышления детей.

Таким образом, усвоение элементарных математических представлений в пропедевтический период у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями возможно при правильной организации образовательного процесса с использованием наглядного и дидактического материала, разнообразием форм и методов обучения.  

  1. Целевая аудитория - обучающиеся 1 класса с интеллектуальными нарушениями.

  1. Цели и задачи проекта.

Цель определить основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы по формированию математических представлений у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями в пропедевтический период.

Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  1. проанализировать методическую литературу в рамках заявленной темы,
  2. изучить образовательную практику использования по вопросу формирования элементарных математических представлений у обучающихся указанной категории;
  3. определить содержание работы по теме проекта;
  4. подобрать дидактические игры, упражнения, приемы по формированию элементарных математических представлений у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями;
  5. повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями.

  1. Гипотеза проекта:

Процесс формирования элементарных математических представлений у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями в пропедевтический период будет проходить более успешнее при условии использования целенаправленной коррекционно-развивающей работы с применением различных дидактических игр, игровых приёмов и упражнений.

  1. Ожидаемые результаты:

Для учителя-дефектолога:

  1. конкретизация основных направлений и содержания коррекционно-развивающей работы по формированию математических представлений у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями;
  2.  систематизация дидактических игр и упражнений, используемых педагогом для формирования математических представлений.

Для обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями в ходе реализации проекта будут созданы условия для:

  • формирования элементарных математических представлений;
  • создания математически положительной развивающей среды;
  • формирования и активизации познавательных процессов (мышления, памяти, внимания) ребенка;
  • активизации мыслительной деятельности, развития умение делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, проводить аналогии;
  • формирования интереса к изучению математики;
  • развития эмоционально-коммуникативной сферы у детей.

  1. Ресурсное обеспечение:
  1. Информационное – методическая и учебная литература, литература по педагогики и психологии, Интернет-ресурсы.
  2.  Материально-технические – дидактические игры, средства ИКТ, раздаточный игровой материал, картинки, счетный материал.

  1. План педагогической деятельности по реализации проекта

   (с этапами и сроками реализации проекта).

  1. План педагогической деятельности по реализации проекта.

Осуществление работы по теме проекта проводится поэтапно.

I этап – организационный (май 2021 г.).

Цель: определение основных этапов реализации проекта.

  1. Определение проблемы, формулирование темы проекта.
  2. Формулирование целей и задач проекта.
  3. Выдвижение гипотезы.
  4. Разработка плана реализации проекта.

II этап – поисково-теоретический (август 2021 г.).

Цель: изучение теоретических и методических аспектов поставленной проблемы.

  1. Анализ имеющегося опыта коррекционной работы.
  2. Изучение методической литературы.
  3. Изучение проблемы возникающих трудностей в формировании математических представлений у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями.

III этап – практический (сентябрь – октябрь 2021 г.).

Цель: разработка основных направлений и содержания работы по формированию пространственных представлений у обучающихся указанной категории.

  1. Определение и реализация основных направлений коррекционно-развивающей работы.
  2. Конкретизация её содержания.
  3. Подбор соответствующих дидактических игр и упражнений.

IV этап – итоговый (ноябрь2021 г.).

Цель: подведение итогов работы в рамках проекта.

Обобщение результатов работы по теме проекта.

Как было отмечено выше, в пропедевтический период уточняются имеющиеся у обучающихся знания, а также ведётся работа по формированию элементарных математических представлений - дочисловых и числовых представлений, количественных, пространственных, временных, представлениях о форме предметов, величине и размерах, а также умение осуществлять счет вербальный и конкретный, определение знания чисел и цифр, умение производить действия сложения и вычитания.

Комплект примерных рабочих программ для 1 и 1 дополнительного классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) конкретизирует содержание пропедевтического периода для обучающихся данной нозологической группы.

В соответствии с указанными направлениями нами были определены направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога, подобраны игры и упражнения, способствующие достижению положительного результата в усвоении элементарных математических представлений. Данные можно представить в таблице:

Раздел

Содержание пропедевтического курса

Примерные игры и упражнения

Свойства предметов

Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение.

Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

Примерные игры и упражнения:

  • «Геометрическое домино»;
  • «Что в руке?»;
  • «Игра с пирамидкой».

Сравнение предметов. Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).

Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).

Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).  Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

Примерные игры и упражнения:

  • «Игра в поручения»;
  • «Глазки спят, а ручки работают»;
  • «Кто быстро и верно сложит заданную фигуру»;
  • «Покажи СТОЛЬКО же».

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.

Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.

Примерные игры и упражнения:

  • «Положи такую же фигуру»;
  • «На какую фигуру похожа игрушка?»;
  • «Составим поясок».

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.

Примерные игры и упражнения:

  • «Уточки плавают в глубоком и мелком озере (тазу)»;
  • «Наполни песком ведро с помощью ложки».

Положение предметов в пространстве, на плоскости

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение.

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.

Примерные игры и упражнения:

  • «Вчера, сегодня, завтра»;
  • «Вчера, сегодня, завтра»;
  • «Игра в забывчивость»;
  • «Назови скорей».

Единицы измерения и их соотношения

Единица измерения (мера) времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

Примерные игры и упражнения:

  • «Кто где?»;
  • «Встань на место»;
  • «Вверху - внизу. Кто вьnпе?»;
  • «Куда пойдешь и что найдешь?»;
  • «Кто быстро и верно сложит заданную фигуру».

Геометрический материал

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами.

Примерные игры и упражнения:

  • «Найди предмет такой же формы»;
  • «Кто внимательнее?»;
  • «Сделай так, как я скажу».

Следует отметить основное содержание деятельности при формировании элементарных математических понятий.

Раздел

Примерное содержание деятельности

Формирование представлений о величине предметов

  1. выявление существенных признаков и отграничения их от несущественных;
  2. обучение приемам сравнения предметов (наложение, вложение, приложение, с помощью мускульных ощущений (для определения тяжести предмета) и т. д.);
  3. нахождение среди предметов тех, которые имеют такую же величину (такую же длину, ширину и т д.) что и данный предмет, абстрагируясь от других признаков предметов;
  4. обучение сравнению серии предметов по длине, ширине, высоте, глубине, толщине, (3–4 предмета);
  5. обучение раскладыванию предметов в определенном порядке;
  6. практическое усвоение грамматических норм русского языка на материале математического материала;
  7. формирование у детей понимания взаимообратности отношений;
  8. обучение в сопоставлении всех признаков величины и т. д.

Формирование представлений о количестве предметов

  1. организация предметно-практической деятельности по узнаванию предметных совокупностей, называнию предметных совокупностей, созданию предметных совокупностей, состоящих из одинаковых предметов;
  2. сравнение предметных совокупности, состоящие из разных предметов;
  3. обучение пониманию и применению слов, являющихся количественными оценками совокупностей предметов (много, мало, несколько, один, ни одного);
  4. использование данных слов при ответе на вопрос «Сколько?»;
  5. обучение сравнению количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих;
  6. получение опыта добавления предметов к данной совокупности или удаления из нее предметов и оценки полученных результатов;
  7. обучение сравнению небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия их элементов;
  8. отработка понятий «столько же», «одинаковое количество» на равночисленных множествах;
  9. формирование умения соотнести предметы (элементы) двух множеств друг с другом и т. д.

Формирование пространственных представлений

  1. изучение положения предметов в пространстве на основе знания детей об организации пространства относительно самих себя;
  2. изучение положения предметов в пространстве, на плоскости по отношению друг к другу;
  3. пониманием сложных логико-грамматических конструкций с предлогами и наречиями;
  4. стимулирование речевой активности детей по оформлению в речи пространственного расположения предметов, высказывание в виде отчета о проделанном;
  5. ориентировка обучающихся на листе бумаги и т. д.

Формирование временных представлений

  1. формирование понятий о сутках и их частях (утро, день, вечер, ночь) на основе жизненного опыта детей;
  2. определение времени суток по сюжетным картинкам, на которых изображены различные действия детей и взрослых;
  3. введение временной терминологии в речь детей;
  4. сравнение людей по возрасту: молодой, старый, моложе, старше и т.д.

Формирование представлений о форме предметов

  1. ознакомление обучающихся с плоскостными геометрическими фигурами (формами);
  2. обучение детей узнаванию, называнию и классифицированию геометрических фигур;
  3. формирование целостного восприятия геометрической фигуры, выделение её из ряда других фигур;
  4. отыскивание в предметах окружающей действительности аналогичные формы;
  5. усвоение образцов речевых высказываний на материале занятия и т.д.

  9. Результаты проекта.

  В результате реализации проекта по формированию элементарных математических представлений у обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями в пропедевтический период были получены следующие результаты:

  1. доказана актуальность и целесообразность проведения коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений в пропедевтический период с использованием игровых упражнений;
  2. определены основные направления деятельности в рамках заявленной темы;
  3. все используемые в ходе проекта дидактические игры и упражнения показали свою методическую эффективность, как продуктивного способа формирования элементарных математических представлений;
  4. указаны условия, способствующие повышению эффективности коррекционного воздействия:
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей усвоения математических понятий детьми данной нозологической группы,
  • использование разнообразных форм и приемов для активизации познавательной деятельности,
  • включение специально подобранные дидактических игр, игровых приёмов и упражнений;
  1. целенаправленная коррекционно-развивающая работа, являясь одним из важных факторов развития обучающихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями, позволила добиться выраженной положительной динамики в овладении элементарными математическими представлениями:
  • обучающиеся научились:
  • сравнивать предметы по величине,
  • сравнивать количество предметов в совокупностях,
  • выделять лишние, недостающие предметы на знакомом материале;
  • увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности,
  • узнавать и называть геометрические фигуры,
  • делать простейшие обобщения, сравнения, проводить аналогии; на знакомом материале;
  • словарный запас пополнился словами, обозначающими величину, количественные отношения, названия геометрических фигур, временные отрезки;
  • повысился познавательный интерес обучающихся;
  • повысился уровень развития внимания и памяти.
  1. подобраны дидактические игры, способствующие повышению уровня коррекционного воздействия и усвоению математических знаний в указанный период.

      Следует отметить, что результаты начатой работы показали эффективность использования дидактических игр на данном этапе обучения детей 1 класса с интеллектуальными нарушениями. С этой точки зрения она является одним из важнейших ресурсов активизации познавательных интересов обучающихся с умственной отсталостью, а значит помогает достигнуть положительных результатов в усвоении программного материала. Дидактические игры позволяют проводить урок математики так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач. У детей появится желание идти на урок, познавать что-то новое, не бояться незнакомых заданий и новых ситуаций.

В ходе реализации плана проекта проанализирован и обобщен теоретический материал, решены поставленные задачи, достигнута цель, показана практическая значимость результатов, определены методологические аспекты формирования элементарных математических представлений, составлена картотека примерных игр и упражнений.

  1.  Список литературы
  1. Алышева Т. В. Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные ощеобразоват. программы / Т. В. Алышева. – М.: Просвещение, 2017. – 362 с.
  1. Василевская В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательных школ. – М., 1960.
  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994.
  3. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости//Избранные психологические исследования. - М., 1956.
  4. Выготский Л. С. Собр. соч. - М., 1983, т. 5, 6.
  5. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 1984.
  6. Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. - М., 1969.
  7. Калинченко А. В. Обучение детей с нарушениями интеллекта арифметическим действиям с обыкновенными дробями//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004. - № 6.
  8. Козлова  С. А.,  Куликова  Т. А.  Дошкольная  педагогика. - М.: «Академия», 1998.
  9. Коробкова Э. А. Психологический анализ факторов работоспособности при олигофрении//Врачебно-трудовая экспертиза и трудоустройство при олигофрении. - М., 1965, с 35.
  10.  Кузьмина-Сыромятникова Н. В. Методика арифметики во вспомогательной школе. Изд. 2-е, - М., 1949.
  11.  Лиепиня С.В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ//Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - М., 1976.
  12.  Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. - М., АПН РСФСР, 1960.
  13.  Обучение математике детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Под ред. Пузанова Б.П. – М., 2003.
  14.  Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред Ж И. Шиф. - М, 1965, с. 217-299, гл. 6.
  15.  Отбор детей во вспомогательные школы /Под ред. С. Д. Забрамной. - М., 1971.
  16.  Пантина Н.С. Зависимость формирования навыка от типа ориентировки//Вопросы психологии, 1957, № 4.
  17.  Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М., Просвещение, 1989.
  18.  Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя - 2-е изд., перераб. - М., Просвещение, 1992.
  19.  Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —— 408 с.: ил. — (Коррекционная педагогика)
  20.  Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности. - М., 1962.
  21.  Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., Просвещение, 1986.
  22.  Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Развитие математической речи младших школьников в процессе изучения математики Междунар. науч.-прак. интернет-конференция (Фроловские чтения).- Белгород, 2006. - Режим доступа: http://www.bsu.edu.ru/Nauka/Frolov-Reading/
  23.  Эк. В.В. «Развитие речи учащихся на уроках математики во      вспомогательной школе», «Дефектология», 1986 г. №6.
  24.  Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. - М., Просвещение, 1990.

       25. http://pedlib.ru/Books/6/0424/6_0424-106.shtml#book_page_top 

Приложение.

 

Примерные игры и упражнения для формирования элементарных математических представлений

Свойства предметов

«Игра с пирамидкой»

Материал игры: пирамида.

Содержание игры. Кольца пирамиды учитель рассыпает на столе, вокруг которого сидят 4-5 детей.

Первый ребенок берет самое большое кольцо и говорит: «Это самое большое кольцо», следующий ребенок берет кольцо поменьше и кладет рядом, приговаривая: «Это колечко поменьше», и т.д. Последний кладет самое маленькое кольцо. Если ребенок ошибется, то он пропускает ход и получает фант. По окончании игры фанты подсчитываются. Выигравшим считается тот, кто не имеет фантов или имеет их меньше всех. Он и собирает пирамидку, нанизывая на подставку одно кольцо за другим.

«Что в руке?»

Материал игры: природный материал (шишки, камешки, желуди, орехи и т.д.).

Содержание игры. Учитель вкладывает в руки ребенку два однородных предмета, различных по величине, например две шишки: большую и маленькую. Он не глядя должен сказать, что в правой руке большая шишка, а в левой - маленькая. Затем должен проверить, правильно ли он сказал.

В данной игре, помимо закрепления понятий большой - маленький, закрепляются и пространственные представления, развивается моторика, тактильные ощущения.

   «Геометрическое домино»

Материалы игры: на фанерные или картонные пластинки наклеиваются геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги. Можно сделать несколько вариантов.

Содержание игры.

В а р и а н т 1. По две фигуры одного цвета (два красных круга, два синих треугольника, два желтых прямоугольника, два зеленых квадрата). Играя, дети ориентируются на цвет, знание которого обеспечивает подбор фигур по форме.

В а р и а н т 2. Все фигуры одного цвета и одного размера. Подбирая пары, дети ориентируются только на форму фигур.

В а р и а н т 3. Все фигуры одного цвета, но в каждой паре фигуры различны по величине (два зеленых круга, из НИХ один большой, другой маленький).

В а р и а н т 4. Пары фигур одного размера, все фигуры разного цвета.          

В а р и а н т 5. Даны только контуры фигур. Каждая контурная фигура закрывается сплошной фигурой или предметом той же формы. К кругу подбирается блюдечко, монетка, кольцо, наперсток и т.д.  Правила игры такие же, как в обычное домино.

Сравнение предметов

«Игра в поручения» 

Материал игры: игрушки - большие и маленькие мячи, куклы, фигурки животных, грибы и т.д. Игрушки разложены на столе.

Содержание игры заключается в том, что учитель просит ребенка принести:

1) маленький мяч;

2) мяч побольше;

3) мяч такой же величины;

4)в правой руке большой гриб, а в левой - маленького слоненка.

   Остальные дети проверяют правильность выполнения поручения.

  Для успешного проведения игры следует предварительно с детьми повторить, где у них левая, а где правая рука, а также назвать и показать все большие и маленькие игрушки.

  Игру в поручения можно провести с предметами, имеющими разную длину, ширину, высоту. Дети будут дифференцировать предметы по этим признакам.

   «Глазки спят, а ручки работают»

Материал игры: карандаши, палочки, брусочки и т.д.

Содержание игры. В игре ребенок должен только путем мускульного ощущения определить, какой карандаш длинный, а какой короткий. Необходимо для этого брать карандаши со значительной разницей в длине.  Дети рассматривают карандаши, сравнивают их по длине. Затем учитель предлагает ребенку «Закрой глазки. Угадай, какой карандаш я тебе дал: длинный или короткий».

Такую же игру следует проводить на различение предметов по толщине. В игре дифференцируются понятия длинный - короткий, толстый - тонкий.

«Кто быстро и верно сложит заданную фигуру»

Материал игры: полоски бумаги.

Содержание игры.          

В а р и а н т 1. Учитель диктует: «Сложите такую же фигуру (показывает треугольник, прямоугольник или квадрат)».          

В а р и а н т 2. Учитель предлагает: «Сложите прямоугольник. Сложите треугольник. Сложите квадрат». Учащиеся выполняют задание не по образцу, а по представлению.

Выигрывает тот, кто первый правильно сложи фигуру.

«Покажи СТОЛЬКО же»

Материал игры: числовые фигуры у учителя, у учеников флажки или какой-либо другой счетный материал.

Содержание игры.

В а р и а н т 1. Учитель показывает числовую фигуру, а дети должны показать столько же флажков, сколько кружков изображено на числовой фигуре.

Тот ряд, в котором дети вернее и быстрее выполнят задание, считается победителем.

В а р и а н т 2. Учитель показывает числовую фигуру, а затем ее убирает. Дети по памяти должны воспроизвести количество кругов на числовой фигуре и показать соответствующее количество флажков.

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

        

«Положи такую же фигуру»

Материал игры: набор геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов) у каждого ученика; геометрические фигуры разных цветов и размеров.

Содержание игры.

В а р и а н т 1. Играет группа учащихся от двух до пяти человек. Каждый раскладывает перед собой геометрические фигуры. Учитель на середину стола кладет, например, круг и говорит: «Положи такую же фигуру». Ученики должны положить все круги, независимо от их цвета и размера.

Кто ошибся или положил не все фигуры, получает синий кружок, остальные получают красные круги. Игра продолжается до тех пор, пока не будут использованы все геометрические фигуры.

Выигравшим считаются ученики, получившие наибольшее число красных кругов.

В а р и а н т 2. Учитель держит перед учащимися фигуру 20-30 секунд. Затем убирает ее. Учащиеся должны на середину стола положить такие 'же по' форме фигуры.

В а р и а н т 3. Учитель называет фигуру, но не показывает ее. Ученик по названию должен найти и положить нужную фигуру, например, треугольник.

«На какую фигуру похожа игрушка?»

Материал игры: множество различных игрушек, предметов, похожих по форме на куб, брус, шар; мешочек с геометрическими телами - кубом, брусом, шаром.

Содержание игры. Перед учеником, которого учитель вызвал к доске, ставится задача вынуть на ощупь из мешочка одну из геометрических фигур и подобрать к ней среди предметов и игрушек самые сходные, на-
пример к шару - мяч, к брусу - коробочку и т.д.

Примечание. Вместо предметов в игре можно использовать карточки с их изображением.

«Составим поясок»

Материал игры: красные квадраты, зеленые треугольники, желтые круги (у каждого ученика по три-четыре фигуры).         

Содержание игры. Учащимся предлагается положить друг за другом квадрат, треугольник, круг. Затем в такой же последовательности они должны разложить за этими фигурами следующие три такие же фигуры, затем еще раз повторить то же и т.д. В результате должен получиться разноцветный поясок из трех геометрических фигур, которые распложены в определенной последовательности. Учитель проверяет правильность выполнения установленных условий. Выигравшим считается тот, кто ни разу не ошибся при составлении пояска.

Игра способствует закреплению зрительных образов геометрических фигур, развитию произвольного внимания, наблюдательности.

Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ

«Уточки плавают в глубоком и мелком озере (тазу)»

Материалы: два таза с водой (глубокий и мелкий), уточки, рыбки.

Содержание игры. Перед ребенком ставят два таза (глубокий и мелкий) с водой. Взрослый предлагает ребенку поиграть. Они вместе опускают руки то в один, то в другой таз, сравнивая разное количество в них воды. Поскольку в одном тазу спрятались только ладошки, а в другом руки спрятались по локоть, выясняется, что одно «озеро» глубокое, а другое мелкое. После этого взрослый предлагает ребенку поиграть с уточками, которые плавают и ныряют за рыбками на дно озера. Взрослый уточняет, в каком озере ребенок будет играть с уточками, в глубоком или в мелком. Выбрав озеро определенной глубины, ребенок играет в нем с уточками. Взрослый включается в игру вместе с ребенком.

Если эту игру проводить с двумя детьми, то можно предложить каждому из них сделать свой выбор глубины озера: одному глубокое, другому - мелкое, или одновременно оба.

«Наполни песком ведро с помощью ложки»

Материалы: небольшое ведро, ложка (совок), ванночка с сухим песком.

Содержание игр. Взрослый предлагает ребенку с помощью ложки наполнить сухим песком небольшое ведерко. При этом объем содержимого ведерка должен четко соответствовать его размеру, то есть не заходить за края. Следует обратить внимание ребенка на то, что из сухого песка куличик не получится, так как, если перевернуть ведерко, песок рассыпается.

Инструкция: «Сегодня мы с тобой будем насыпать песок ложкой в ведро. Посмотри, как надо это делать. А теперь попробуй ты, сделай то же самое. Насыпай песка столько, чтобы ведро стало полным.

Единицы измерения и их соотношения

«Вчера, сегодня, завтра»

Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит короткую фразу. Ребёнок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.

Например,: Мы лепили (вчера). На прогулку идём (сегодня) и т.д.

«Вчера, сегодня, завтра»

Материал игры: доска, мел.

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

 Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

 «Игра в забывчивость»

Содержание. Вспомнив некоторые события из жизни класса, учитель, назвав событие, просит детей уточнить, когда это было: вчера или сегодня, как будто сам не помнит. Дети вспоминают и называют день. Далее загадчиками выступают сами дети.

Договорившись друг с другом – вдвоем, вчетвером или вшестером – и вспомнив что-то, произошедшее в совместной жизни всей группы, дети загадывают остальным: когда это было?         

«Назови скорей»

Материал игры: мяч

Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей.)

Положение предметов в пространстве, на плоскости

«Кто где?»

Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.

Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

«Встань на место»

Содержание. В. по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, взрослый просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

 “Вверху - внизу. Кто выше? “

Материалы: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.

В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т.д.

Содержание игры. Фигуры закрыты. Ученик выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отображено реальное положение его в пространстве. Например, если ученик взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

В данной игре закрепляются понятия вверху - внизу, выше ~ ниже. Ученики учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения

«Куда пойдешь и что найдешь?»

Материал игры: любые игрушки.

Содержание игры. Учитель раскладывает игрушки в разных местах класса: справа от ученика учитель ставит плюшевого мишку, слева - матрешку, перед учеником - машины, позади ученика - паровоз и говорит:

«Вперед пойдешь - машину найдешь,
Вправо пойдешь - мишку найдешь,
Влево пойдешь - матрешку найдешь,
Назад пойдешь - паровоз найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?»

Игра может быть усложнена: игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой.

Учитель говорит:

«Вперед пойдешь - куклу найдешь,
Вправо пойдешь - зайца найдешь,
Влево пойдешь - мяч найдешь,
Назад пойдешь - юлу найдешь.

Куда ты хочешь пойти,' что хочешь найти?»

«Кто быстро и верно сложит заданную фигуру»

Материал игры: полоски бумаги.

Содержание игры.          

В а р и а н т 1. Учитель диктует: «Сложите такую же фигуру (показывает треугольник, прямоугольник или квадрат)».          

В а р и а н т 2. Учитель предлагает: «Сложите прямоугольник. Сложите треугольник. Сложите квадрат». Учащиеся выполняют задание не по образцу, а по представлению.

Выигрывает тот, кто первый правильно сложи фигуру.

Геометрический материал

«Найди предмет такой же формы»

Материалы: нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д.

Содержание.  Учитель показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы

«Кто внимательнее?»

Материал игры: геометрические фигуры

Содержание игры. На наборном полотне учитель строит из геометрических фигур домик, проговаривая, какие геометрические фигуры он берет и как располагает друг относительно друга. «Беру квадрат, сверху ставлю треугольник (КРЫШУ), в середине квадрата - прямоугольник-окошечко. Домик готов. Постройте такой же дом сами». Сначала обучающиеся только все воспроизводят за учителем. Затем задача усложняется: учитель домик убирает и учащиеся по памяти должны воспроизвести его на партах. Затем они дают словесный отчет. Выигрывает тот, кто справился с заданием безошибочно.         

                                                                                

 «Сделай так, как я скажу»

Материал игры: у учащихся конверты с набором геометрических фигур и лист бумаги; у учителя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.

Содержание игры. Учитель предлагает учащимся положить перед собой чистый лист бумаги и приготовиться к игре. Круг (учитель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга - треугольник, справа - квадрат, вверху - круг, внизу - прямоугольник.

Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.
В игре закрепляются пространственные представления учащихся, знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются, развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика.

Примечание. Если учащиеся не знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...

рабочая программа "Формирования элементарных математических представлений

Курс рассчитан на 28 учебных занятий для детей 6 лет....

Мастер - класс на тему "Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений

данный материал рассказывает о том, как можно организовать работу для формирования предпосылок познавательных УУД для детей 6-7 лет  на занятиях по формированию элементарных математических предст...

Занятие по формированию элементарных математических представлений в классе со сложной стуктурой дефекта.

Уточнение представлений о порядковом счете в пределах 5. Умение узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Развитие слухового восприятия посредством музыкал...

Формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В системе коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Математика изучает реальный окруж...

Занятия по формированию элементарных математических представлений в классе «Особый ребёнок» Тема: «Петушок в гостях у ребят».

Закреплять представление детей о частях суток, основных цветов и геометрических фигур...