Урок математики 2 класс. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
план-конспект урока по математике (2 класс)

Суняйкина Ольга Викторовна

Урок математики 2 класс. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 класс

Математика УМК «Школа России»                                            

Раздел

 Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Устные приемы вычисления.  ( 28 часов)

Тема урока

Приемы  вычислений для случаев  вида 35 – 7. (Урок открытия  нового знания)

Цель

Задачи

Создание условий для формирования навыка вычитания однозначного числа из двузначного для случаев вида 35 – 7.

Сформировать представление  об устном способе  вычитания однозначного числа из двузначного в пределах 100 с переходом через разряд

Ввести алгоритм устного   вычитания  однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.  

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные  умения

Предметные умения

• Проявлять:

-интерес к изучению темы;

- желание осваивать учебный материал, необходимый для решения задачи;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы;

-позитивное отношение к результатам обучения.

Познавательные умения:

- определять порядок   вычитания однозначного числа из двузначного   с переходом через разряд, используя устные приемы вычислений;

- определять удобный и рациональный способ    вычитания однозначного числа из двузначного   с переходом через разряд и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретенные знания при решении задачи.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-выполнять учебные действия по алгоритму;

- проверять результат выполнения учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

- комментировать, работая в паре, действия устного  вычитания двузначных чисел   с переходом через разряд, используя математические термины;

-формулировать собственное мнение;

- согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога.

• Выполнять   вычитание однозначного числа из двузначного     с переходом через разряд, используя устные приемы вычислений;

•Решать задачи, используя свои числовые данные .

Оборудование урока

Информационный материал:

Учебник «Математика» Моро.М.И, 2 класс,ч. 1,  методическое пособие.

Демонстрационный материал:

Алгоритм сложения и вычитания двузначного и однозначного числа с переходом через разряд.

Интерактивный материал:

Карточки с индивидуальным заданием, презентация, лист для самооценки.

Технологическая карта

    Этапы урока

                                    Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

- А сейчас улыбнулись друг другу и тихо сели.

- Откройте тетради, запишите дату и классная работа.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД)

2.Самоопределение к деятельности

слайд

– Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях? (Знайка-Математик.)

- Какая работа предстоит на этом уроке ? ( Изучать что-то новое)

- Что для этого вы должны будете сделать? ( Понять, что мы не знаем и самим открыть новое)

-Я желаю вам успеха

- С чего мы начнем урок? ( С повторения)

- Что будем повторять? ( То, что понадобится для изучения нового)

Личностные умения

— проявлять интерес к изучению темы;

2. Этап актуализации знаний и постановка проблемы.

2.1 Сейчас мы с вами будем выполнять работу в индивидуальных карточках. Для этого возьмите листы с заданиями, вставьте вместо звездочек пропущенные числа. Заполните таблицу. Каждой букве соответствует свое число под звездочкой.

6

16

30

3

2

5

8

3

4

в

ы

ч

и

т

а

н

и

е

   

   В      26 - * = 20             Ы      * – 6 = 10          

   И      * + 5 = 8            Ч      * - 6 = 24

   Т       50 - * =48          Н     38 - * = 30   

   А       4 + * = 9            Е    40 - * = 36

 - Составьте из этих букв слово, которое потребуется нам в следующем задании. ( Вычитание) узнаем правила вычитания чисел

Кто не допустил ошибок, поставьте себе плюс в таблице, данной вам в индивидуальной карте. Если были затруднения, поставьте знак вопроса.

-Для чего мы выполняли это задание? ( Оно поможет нам узнать новое)

- Что ожидает вас дальше? ( Задание, в котором будет что-то новое)

- Что сейчас должны сделать? ( Поработать с карточкой пробного действия)

- Назовите шаг нашей деятельности. ( определить, чего я не знаю)

2.3 фиксация затруднений в пробном учебном действии, выявление места и причины затруднения

 Перед вами  выражения

– Что общего у всех примеров? (Разность)

– Как по-разному можно прочитать эти выражения?

–Найдите значение этих выражений в индивидуальной карте

54-4       26-5

45-40     35-7  

- Значения каких выражений вы нашли?

- -Где возникло затруднение? 35-7  

-Почему?

- Чем это выражение не похоже на  предыдущие?

-  Значит, что случилось при вычитании однозначных  чисел?( - Число вышло за границы разряда)

- А как это называется?(- « Переход через разряд»)

- Какую цель ставим? – (Научиться вычитать такие выражения.)

- Какова будет тема урока? (- Сложение двузначного числа и однозначного с  переходом через разряд.)

Давайте посмотрим на известную нам таблицу « ЗХУ» и внесем те данные, которые мы знаем, какие правила вам помогли найти значение выражений

Заполняем первый и второй столбик в индивидуальной карте

Знаю

Хочу знать

Узнал

  Единицы вычитают из единиц. Десятки вычитают из десятков.

 

         

35-7=?

Алгоритм

1. Заменю число 7 суммой удобных слагаемых 5 и 2.

2. Вычту из 35 число 5, чтобы получилось круглое число.

3. Вычту из 30 оставшееся число 2.

4.Запишу ответ – 28.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (РегулятивныеУУД )

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.  (КоммуникативныеУУД)

Уметь  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Планировать, прогнозировать (РегулятивныеУУД )

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.  (КоммуникативныеУУД)

Уметь  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

3Выход из затруднения

-  Какие у вас есть предположения?

- Давайте всё- таки решим эту проблему. Для этого предлагаю объединиться в группы и составить алгоритм.

  - Для этого мы разделимся на три группы.

1 группа «Практики». 

- Вам необходимо решить данную проблему с помощью модели чисел

2 группа « Теоретики».

- Вы будете решать данную проблему с помощью карточек, а также с помощью помощника – алгоритма.

(карточки)

10, 20, 30, 50, 60, 70, 80, 90.

1, 2, 3, 4, 5, 6. 7, 8, 9,

Заменяю

Вычту

Вычту  

Читаю ответ

3 группа « Мыслители»

- Вам, необходимо, проанализировав объяснение в учебнике дать своё объяснение проблеме.

35-7

Выступление групп

1 группа. Число35 выложили с помощью 3 треугольников и 5 кружочков. Убрали сначала 5 кружков получили 3 треугольника или 30 и затем из 30 вычли еще 2 получили 28

-Какой разряд изменился?(десятков)

Вывод: вычитаем до круглого числа а потом еще остальные единицы

  2 группа       35-7=35-5-2=30-2=28

      - Сколько сначала убрали?

- Что делали потом?

- Почему 2?

- 35-5 сколько получится?

- Что делаем дальше?

- Сколько получилось?

Вывод: чтобы из числа 35 вычесть 7, надо число 7 представить в виде суммы удобных слагаемых. Из 35 вычесть 5, получить круглое число30, остается из 30 вычесть 2.готов ответ 28.

3 группа

Как выполнить вычисления вида 35-7?

Что значит число 35? (3 дес. 5 ед.)

Что значит 7? (единицы)

Сколько нужно вычесть из 35, чтобы остались только десятки? (5)

Вычли 5, а надо вычесть 7.

Сколько еще надо вычесть?

7 — это 5 и сколько?

 На доске выполняют запись 35 – 7

Будем вычитать 7 по частям. Представим 7 в виде суммы удобных слагаемых.

Сначала вычтем 5, а потом 2.

Получим выражение (35 — 5) — 2.

Из 35 вычтем 5, получим 30,   30 — 2 = 28.

-Что мы делали?

-А теперь вам необходимо составить правило (Чтобы из двузначного числа  вычесть однозначное число число с переходом через десяток, надо сначала вычесть ту часть числа, которая содержится в разряде единиц уменьшаемого, а затем вычесть оставшуюся часть)

- Проверим, верно ли мы сделали открытие? Сравним наш вывод и эталон на слайде.

- А теперь используя данное  правило, найдите значение выражения в пробном действии. 35-7. (Слайд )

- А теперь я предлагаю вам составить алгоритм

-А для этого попробуем составить алгоритм (путь) решения выражения

-Как вы думаете, что надо сделать сначала, чтобы удобно было вычислять? (Наводящими вопросами выводится каждый этап алгоритма. На доске постепенно закрепляется каждый выведенный этап.)

Планировать, прогнозировать (РегулятивныеУУД )

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.  (КоммуникативныеУУД)

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Алгоритм   решения :

1. Заменю число …. суммой удобных слагаемых.

2. Вычту из    числа…число…, чтобы получилось круглое число.

3. Вычту из …    оставшееся число).

4. Читаю ответ… .                                            

- Получилось у нас справиться с затруднением? Внесем данные в таблицу.

- Значит, мы с вами совершили открытие.

 -Сможем ли мы теперь решить  без ошибок такие выражения. - Какой следующий шаг? ( Тренироваться в нахождении значений выражений)

- Используя алгоритм Выполним задание   № 1  на стр. 67

Работа в парах. (3 минуты) (правила работы в паре)

1. Будь доброжелательным .

3. Умей выслушать товарища.

3. Если не согласен с его мнением – не перебивай. Пользуйся вежливыми фразами.

4. Не смейся над чужими ошибками.

- Устно объясните друг другу решение примеров №1. Первый вариант объясняет первый пример соседу.  Потом наоборот: объясняет второй вариант.

 (Как только пары справились с заданием, они поднимают руки, взяв друг друга за руки)

- Какие ответы у вас получились?

- 36 45

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (РегулятивныеУУД )

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.  (КоммуникативныеУУД

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Научились вы находить значения таких выражений?

- Как проверить?  ( выполнить самостоятельную работу)

-Работаем самостоятельно: с.67, №2 (первая строка). - Объясните, что нужно сделать в задании?

(Учащиеся выполняют самостоятельно задание)

Слайд Устная коллективная проверка.

Формирование алгоритма самооценки

  • Что вам нужно было сделать?
  • Удалось ли правильно выполнить задание?
  • Вы сделали все правильно или были ошибки, недочеты?
  • Вы решили все сами или с чьей-то помощью?

Оцените себя в индивидуальном листе

6.Включение в систему знаний и повторение.

Как считаете, где вы сможете использовать новые умения? (при решении примеров, задач).

-Давайте решим задачу: Составить задачу по краткой записи слайд

Было - 37 маш.
Уехало-7 и 2 маш.

Осталось-?

(Дети работают самостоятельно, после чего один записывает решение на доске).

-Сверка с эталоном – слайд

оцените себя в индивидуальных листх

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какую цель мы поставили на уроке? (Научиться  вычитать двузначные числа и однозначные с переходом через разряд).

-Смогли   мы её  достичь? (да)

- Что нам помогло научиться решать выражения данного вида? (алгоритм)

-  Оцените свою деятельность на уроке на лестнице успеха в листах. ( Учащиеся рисуют смайлик на одной из ступенек)

Уметь  проговаривать последовательность действий на уроке (РегулятивныеУУД )

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (ЛичностныеУУД)

Возможное

домашнее задание.

Д/з: Слайд    с. 64 (Т) № 107 – выполняют те, кто уверен в своих силах и всё понял;

                           с. 62 (Т) № 100 – тем, кто не уверен, что всё до конца понял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 100"

Этот конспект разработан для учащихся 2 классов. Закрепление пройденного материала идет ввиде путешествия по  сказке "Буратино" с применением интеактивной доски....

Урок математики во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через 10"

Урок математики во 2 классе УМК "Начальная инновационая школа" по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток" 1 полугодие, урок 50,с.84....

Открытый урок по математике в 1 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20"

Урок по математике в 1 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20" (закрепление). Программа "Школа 2100", учебник по математике "Моя математика", авторы Демидова, Козлова....

Презентация к уроку по математики в 1 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20"

Презентация к уроку по математики в 1 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20". Программа "Школа 2100", учебник по математике, авторы Демидова, Козлова....

Урок-сказка по математике 2 класс "Сложение и вычитание чисел в пределах 100." программа Н. Б. Истоминой

Урок-сказка по математике во 2 классе по программе Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония»).Тема: «Разрядный состав трёхзначных чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.  Решение задач.»...

Урок математики 1 класс "Сложение и вычитание чисел в пределах 10".

Урок-презентация  выполнен в виде увлекательного путешествия на необитаемый остров  к Робинзону Крузо....

Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа

Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа...