Технологическая карта
методическая разработка по математике (3 класс)

Елена Анатольевна Сухинская

Технологическая карта занятия на тему "Меры стоимости" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_predmetu_matematika.docx49.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по учебному предмету "Математика" в специальном (коррекционном) 3 «А»  классе в школе 8 вида

 на тему «Числа, полученные при измерении стоимости».

Тема: «Числа, полученные при измерении стоимости» («Меры стоимости»)

Тип: Комбинированный урок

Вид: Урок- практикум с элементами ролевой игры

Цель урока: Умение решать примеры и задачи с именованными числами; применение полученных знаний на практике.

Задачи:

Образовательные: уметь выделять числа, полученные при измерении стоимости; уметь решать примеры и задачи с именованными числами.

Коррекционно-развивающие: развитие долговременной памяти через упражнения  в повторении и закреплении материала, расширения сведений об изучаемом материале.

Воспитательные: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, ответственность, понимание значимости результата.

Планируемые результаты

Предметные

- употреблять в речи основные понятия стоимости;

применять полученные знания к решению задач практического характера.

Метапредметные

Регулятивные:

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. 

Познавательные: 

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию на доске. 

Коммуникативные: 

- слушать и понимать речь других в диалоге и монологических высказываниях.

Личностные  

- осознание себя как ученика, заинтересованного в посещении школы, обучением, занятиями, как одноклассника;

- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

- понимание личной ответственности за свои поступки;

- готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.

Межпредметные связи: грамматика и правописание, окружающий мир.

Педагогические технологии: системно-деятельностный подход, компетентностно-ориентированные технологии: проблемное обучение,  ИКТ, 1 ученик: 1 компьютер, технология коррекции и развития.

Способы диагностики внешнего и внутреннего образовательных продуктов ученика: самодиагностика и регуляция на протяжении всего урока.

Диагностика внешнего образовательного продукта ученика – вербальная самооценка ученика и вербальная оценка учителем. Оценивание внутреннего образовательного продукта по его конкретным наработкам и в получении баллов в денежном эквиваленте. В конце урока заработанные деньги переводятся в отметку.

Формируемые понятия: деньги, купюра, монеты, кассир, касса, меры стоимости.

Фундаментальные образовательные объекты: числа, полученные при измерении стоимости.

Ресурсы урока:

Для учителя: презентация  (PowerPoint), разноуровневые и индивидуальные задания по классам, купюры денежных знаков достоинством- 10, 50,100, 500, 1000 рублей, монеты достоинством - 1, 2, 5, 10 рублей.

Для учащихся: разноуровневые и индивидуальные задания по классам, купюры денежных знаков достоинством - 10, 50,100, 500, 1000 рублей, монеты достоинством - 1, 2, 5, 10 рублей, тетрадь, лист бумаги, фломастер.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы, необходимые для реализации данного этапа

Базовые учебные действия Коррекционные цели.

1. Мотивирование к учебной деятельности.

1.1.Организационный момент

 Слайд №1

Учитель приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, считать

Ум и сердце в работу вложи,

Каждый секундой в труде дорожи!

Ученики приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест

Живое слово учителя.

Личностные: организация рабочего места, своей деятельности

Коррекция внимания.

1.2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения  в  пробном учебном действии.

Результат этапа: выявление зоны незнания.

Слайд №2

Учитель активизирует детей к раскрытию темы урока и уточнению знаний детей по теме.

Проводится словарная работа со словами: купюра, монета.

 - Скажите, что изображено на 1 – ом слайде?  (Банк)

- А для чего нужен банк?

(Чтобы хранить деньги)

- А как вы думаете, что такое деньги?

(Деньги - это то , что принимают в качестве уплаты  за товары и услуги )

Слайд №3

- Давным – давно, когда еще не было ваших дедушек и бабушек деньгами служили скот или шкуры животных.

Слайд №4

- А в наши дни, чем мы расплачиваемся за товар?

(Деньгами)

- А какие виды денег вы знаете?

(Купюры и монеты)

Слайд №5

- Обратите внимание, как правильно пишутся эти слова.

- В чем измеряются купюры? (В рублях)

- В чем измеряются монеты? (В копейках)

- Ребята, у вас на столах лежат монеты. Посмотрите, пожалуйста, какого они достоинства.

- Покажите монету достоинством 5 рублей и т.д.

 

Ответы детей: Государственный сберегательный банк.

Ответы детей: Для того  чтобы хранить деньги

Ответы детей: Деньги - это то , что принимают в качестве уплаты  за товары и услуги

.

Ответы детей: В наши дни за товар мы рассчитываемся деньгами.

Ответы детей: Купюры, монеты

Ответы детей: Купюры измеряются в рублях, монеты – в копейках.

Дети предлагают, учитель

Обучающиеся рассматривают монеты.

Обучающиеся показывают монету.

Интерактивная доска, презентация

Презентация

Купюры

Монеты достоинством 1р.,2.,5р., 10р.  

Личностные:

Мотивация учебной деятельности

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Коррекция:

строить логическое рассуждение, умозаключение

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

2. Раскрытие темы и цели урока

2. Раскрытие темы и цели, поставленные  перед уроком.

1.Учитель помогает обучающимся вывести  тему урока и цель урока.

2. Учитель открывает на доске тему урока.

- Ребята, мы с вами рассмотрели купюры, монеты. Узнали для чего это необходимо человеку.

- Мы с вами ранее изучали меры времени, меры массы. Как вы думаете, какова же тема урока?

(Меры стоимости)

Слайд №6

- Скажите, пожалуйста, а какова цель нашего урока?  (Работа с мерами стоимости)

Ответы детей: Меры стоимости.

Ответы детей: Решение примеров и задач с мерами стоимости.

На доске тема урока закрытая полоской бумаги.

Личностные:

Мотивация учебной деятельности

Самоопределение

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

Коррекция коммуникативных навыков: умение слушать, делать выводы, строить свой ответ.

Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Работа в тетрадях.) Минутка чистописания.

1.Учитель организует детей на работу в тетрадях.

2.Просматривает правильность написания чисел.

3. По ходу работы учитель проводит индивидуальную работу с обучающимися в зависимости их уровня обученности: рассматривается состав числа,  разложение на разрядные слагаемые.

Дети записывают число, прописывают данные числа, сравнивая  с образцом написания у учителя.

Сильные обучающиеся раскладывают данные числа на разрядные слагаемые, составляют примеры, указывают количество десятков и единиц.

Тетрадь

Личностные: положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию, самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Коррекция каллиграфических навыков, мышления, операций анализа и синтеза.

Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

4. Изучение нового материала

4.1. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

(Индивидуальная работа на ноутбуках)

4.2. Словарная работа

Физминутка

Проводится ролевая игра «Кассир в банке». Учитель присваивает каждому из учеников номер его кассы. Каждый из детей назначается кассиром этой кассы.

Проводит словарную работу со словом касса.

- В каждом банке есть касса, в которой работает кассир. И мы, сегодня, попробуем себя в роли кассиров. Все кассиры обязательно работают за компьютерами. Денежные поступления или отчисления будем фиксировать.

- Я прошу Вас взять листочки на ваших столах, согнуть их пополам, и написать номер вашей кассы.

- Обратите, внимание на то, как пишется слово касса.

- Сколько букв «с» вы напишите в однокоренных словах?

(В слове касса пишется две буквы с. Значит, и в остальных однокоренных словах будет две буквы с.)

- У каждого на столе лежит конверт. Откройте, его, пожалуйста.

- Что вы в нем обнаружили?  (Купюры)

- Это поступления в ваши кассы.

Слайд №7

У каждого ребенка в конверте та сумма денег, с которой ребенок может работать.

- Скажите, сколько денег в каждой кассе?

- Посчитайте ваши поступления.

- Зафиксируйте это число на ваших листах.

- Вам необходимо сделать так, чтобы у вас стало 50 рублей.

- Что вы для этого сделали? Напишите этот пример в листах.

- А что можно купить на 50 рублей?

- Сейчас в ваши кассы снова поступят деньги.

- Сосчитайте, сколько у вас теперь в кассе денег?

- Давайте, проверим, правильно ли вы решили.

- Скажите, сколько у вас получилось?

- Как вы нашли, запишите пример на ваших электронных листах.

- А сейчас, давайте попробуем произвести обмен ваших мелких купюр на крупные.

- Мы с вами хорошо поработали как кассиры. Сдайте, пожалуйста, вашу выручку в хранилище.

- Работа закончена.

Наклоны под счет.

Дети слушают объяснения учителя.

Каждый ученик записывает на листочках номер его кассы и вывешивает его на откинутых крышках

ноутбука (касса №1).

Ответ детей: В слове касса пишется две буквы с. Значит, и в остальных однокоренных словах напишем две буквы с.

Дети распечатывают данные конверты и пересчитывают данную сумму денег..

Ответы детей: 100р.; 250р;.30 р.;70р.; 10р.

Поступившую сумму денег дети фиксируют.

Дети записывают пример в зависимости от поступившей суммы.

Ответы детей: булку хлеба, упаковку спичек, кусок мыла, шоколадку.

Дети считают поступившую сумму денег.

Дети подсчитывают общее количество поступивших денег.

Дети записывают пример.

Дети сдают выручку в хранилище.

Ноутбук, листок бумаги.

Конверт с купюрами.

Купюры различного достоинства

Личностные: положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; понимание личной ответственности за свои поступки.

Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

Коррекция коммуникативных навыков, памяти мышления.

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

Коррекция мышления: развитие умения разлагать целое на части.

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

Коррекция мышления: развитие умения разлагать целое на части, и составлять целое из частей.

5.Проверка уровня обученности.

5.1.Первичная проверка уровня обученности.

(Работа в тетрадях)

Учитель объясняет детям, что  на доске даны числа с различными наименованиями. Необходимо из ряда чисел выписать числа с мерами стоимости.

Слайд №7

50, 75 книг, 45р., 85р., 14р., 7 орехов, 87р., 48., 28, 73р., 75 см, 8, 47р., 18р., 35р, 84р.

Учитель приглашает одного из учашихся выйти к доске и объяснить свой выбор. Остальные дети проверяют в тетрадях.

Дети самостоятельно выполняют задание в тетрадях.

Один из учеников объясняет свой выбор и маркером выделяет правильный ответ на интерактивной доске..

Учащиеся проверяют с доской.

доска, тетради.

Личностные: положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; самостоятельность в выполнении учебных заданий

5.2. Включение в систему знаний и повторения.

5.2.1.Самостоятельная работа.

Учитель объясняет, как необходимо выполнять следующую работу.

- Ребята, как я вам уже говорила, у нас с вами необычный урок. За урок каждый из вас должен заработать оценку.

- У меня для вас приготовлены карточки. У каждой карточки своя цена в зависимости от уровня сложности задания. Каждый полученный балл приравнивается к 10 рублям.

- Выполнив задание, вы подходите ко мне и пытаетесь его продать за указанную сумму. Если задание выполнено на 7баллов, то соответственно в кассу вы получаете 70 рублей. В конце урока вы посчитаете свои накопления и получите соответствующую оценку.

На доске для каждого варианта прикреплены задания с разными уровнями сложности.

Учитель наблюдает за действиями детей.

Учитель проверяет, правильно ли выполнил ученик задание. Если ученик выполнил задание правильно, тогда учитель покупает это задание в рублях.

Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя.

Дети выходят к доске и выбирают себе самостоятельно задание.

После того, как выполнили задание они  пытаются продать его за условленную стоимость.

 

Разноуровневые задания на карточках в карманах на доске.

Купюры различного достоинства

Личностные: положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.

Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

Коррекция мышления на основе синтеза и анализа.

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. 

Коррекция мышления: развитие умения разлагать целое на части.

Учитель просит ребят отложить ручки и обратить внимание на него.

-  Итак, посчитаем ваши честно заработанные деньги.

Учитель просит назвать каждого ребенка ту сумму, которую он заработал за урок и озвучить, сколько это стоит в баллах. (В школе действует бальная система оценивания от 1 балла до 10)

Дети подсчитывают свой заработок.

Каждый из детей называет сумму в рублях и в баллах. Оценку выставляет в дневник.

Купюры

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. 

Коррекция мышления: развитие умения разлагать целое на части.

6. Постановка домашнего задания.

6. Постановка домашнего задания

- Ребята, у нас с вами остались задания, которые вы не успели решить. Я прошу вас подойти и выбрать самостоятельно задание на дом.

Учащиеся выбирают уровень задания.

Разноуровневые задания на карточках в карманах на доске.

Личностные: положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; готовность к безопасному и бережному поведению в обществе. Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. 

Коррекция мышления на основе синтеза.

7.Рефлексия

Слайд №8

Учитель зачитывает данные высказывания.

1. На уроке я работал

активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я  

доволен/не доволен

3.Урок мне показался

коротким/длинным

4. За урок я  

не устал/устал

5. Моё настроение

Стало лучше/ стало хуже

6. Материал урока мне был  

понятен/ не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

Дети поднимают руку, если они согласны с высказыванием.

Презентация

Личностные: положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; самостоятельность в выполнении учебных заданий

Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. 

Коррекция коммуникативных навыков, волевых качеств.

8.Итог урока.

- Ребята, над какой темой урока мы сегодня работали?

- Посмотрите, у вас на столах прикреплен цветной человечек. Необходимо этого человечка прикрепить на лесенку в зависимости от того какое настроение у вас вызвал наш урок.

Ответы детей: Сегодня мы работали с мерами стоимости.

Дети прикрепляют человечка на лесенку настроения.

Шаблоны цветных человечков

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию.

Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. 

Коррекция коммуникативных навыков, волевых качеств.

Дополнительный материал:

  Урок построен с учетом индивидуальных способностей каждого ученика. Применены дифференцированный и

Диагностика достижения планируемых результатов:

     На урок были специально подобранны и систематизированы задания, которые позволили: определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; выявить характер трудностей ученика и установить их причины; установить уровень овладения учебной деятельностью; оценить изменения, происходящие в развитии учащихся. Каждый обучающийся получил оценку в зависимости от предметных знаний, умений и навыков.

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения

Все дети на данном уроке работали и были лично заинтересованы в успешных результатах своей деятельности. Полученные знания смогли применить самостоятельно при выполнении дифференцированных заданий.

Дети усвоили два уровня предметных знаний, умений и навыков: воспроизведение знаний; применение знаний в знакомой ситуации.  Все обучающие усвоили материал по уровню индивидуального маршрута продвижения.

Урок проводился на специальном (коррекционном) разноуровневом классе 8 вида, где присутствовали дети 3 класса. 2 детей имеют заключение – f 70, один ребенок – f 71.  Один ребенок – 1 уровень обучения; три  ребенка – 2 уровень обучения, трое детей обучаются по индивидуальным программам. Поэтому все задания носили индивидуальный и дифференцированный характер.

Один из учащихся остался недоволен своей оценкой за урок. Связано это с психическими особенностями и эмоционально- волевыми качествами данной категории детей.

Каких- либо затруднений по ведению и работе на уроке не было.

Проводить коррекционную работу по выработке  адекватной реакции у обучающихся на свои достижения в обучении.

Приложение. Материал, используемый для самостоятельной работы.

4 класс            6 баллов

Задача.

        Тетрадь стоит 5 рублей, а книга – в 10 раз дороже. Сколько стоят тетрадь и книга вместе?

Т.- 5р.        ?

Кн.- ? в 10 раз дорже, чем

Т.   + Кн.= ?

3 класс     7 баллов

Задача.

        Тетрадь стоит 5 рублей, а книга – в 10 раз дороже. Сколько стоят тетрадь и книга вместе?

3 класс    5 баллов

Задача.

        Мама купила 5 пакетов гречневой крупы по 8 рублей. Сколько денег заплатила мама за пакеты с гречкой?

3 класс      Реши примеры        1 балл

24 р. : 6 + 7р.=

38р. – 7р. х 4=

27р.+ 9р. :1 =

2р. х 4 + 32р. =

15р. : 3 х 10 =

3р. Х 9 – 19р. =

Геометрический материал 1 балл

        Начерти прямоугольник и прямую линию, которая пересекает его стороны в двух точках.

3 класс      7 баллов

Задача.

Мама дала Сереже 100р. Он купил пачку масла за 30р. и пакет молока за 34 рубля. Сколько денег осталось у Сережи?

3 класс  6 баллов

Задача.

У Пети было 30 рулей. Он купил краски за 10 рублей. Сколько денег осталось у Пети?

Было – 30р.

Истратил 10р.

Осталось - ?

3 класс     7баллов

Задача.

         У Пети было 30 рулей. Он купил краски за 10 рублей. Сколько денег осталось у Пети?

3 класс    5 баллов

Задача.

        У Пети было 15р. Сколько ему не хватает денег, чтобы купить коробку с красками за 30 рублей?

3 класс Задача. 7 баллов

Мама дала Сереже 100р. Он купил пачку масла за 30р. и пакет молока за 34 рубля. Сколько денег осталось у Сережи?

Сравни числа. 1 балл

Поставь знаки:

5к. … 1р.

1р.  … 100к.

17к. … 1р.

80к. … 80к.

1р. … 90к.

10р. … 15р.

Реши примеры:  1 балл

15р.+ 2р.=             12р.+12р. =

23р. + 10р.=           70р+ 30р. =

Геометрический материал 1 балл

Начерти отрезок длиною 7см, а другой на 3 см больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...