Урок математики 3 класс Доли и дроби
методическая разработка по математике (3 класс)

Во время урока учащиеся научатся определятть доли и сравнивать их; вести диалог, проводить практические наблюдения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: Ветошкина Т.П.

Класс – 3

Предмет – математика.

Урок – урок  открытия нового знания.

Тема урока: Доли и дроби.

Тип урока – комбинированный урок

Цели:

Образовательные: познакомиться с понятием доли и дроби, числитель и знаменатель, научатся определять долю числа и читать дробь, записывать дробное число.

Развивающие: 

  1. Развить математическую речь и расширить познавательный интерес;
  2. Способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности, логического мышления, воображения;

Воспитательные: воспитание у учащихся умения работать парами, слушать мнение одноклассников, высказывать свою точку зрения.

Оборудование: листы с заданиями, доска, мандарин и яблоко (для наглядности), нарезанные полоски, цветные карандаши.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Познавательные УУД:

Формирование  умения извлекать информацию из иллюстраций, схем, изученного ранее материала; обобщать и классифицировать по признакам; на основе анализа информации делать выводы; формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слушать, понимать других и дополнять ответ в случае необходимости; оформлять свои мысли в речевое высказывание, при необходимости доказывать, обосновывать свою точку зрения. Воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, коллективизма, самостоятельности и дисциплины.

Регулятивные УУД:

Формирование умения ставить цели, планировать действия в соответствии с поставленной задачей,  определять методы достижения цели, оценивать процесс и результат деятельности. 

Личностные УУД:

Формирование мотивационной основы учебной деятельности, развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, воображения, внимания, обобщить жизненный опыт учеников.

Ход урока.

  1. Орг. Момент (2 минуты)

Учитель

Добрый день, дорогие ребята!

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок!

Слушайте внимательно,

Трудитесь старательно.

Друг на друга посмотрели, улыбнулись и присели!

  1. Актуализация знаний. (5-7 минут)  

60 : 10             90 * 0

42 * 1              7 * 8

17 : 17             45 : 45

40 : 5               1:2

Ребята решают примеры и озвучивают решение вслух, вспоминая математические правила деление на круглое число, умножение на 1 и 0, деление числа на подобное и встают перед проблемной ситуацией. Ученикам не хватает знаний для решения последнего примера.

  1. Мотивация и открытие темы урока.(5-7 минут)

Учитель говорит, что пока мы ещё не можем решить подобный пример, как 1 разделить на 2, но в жизни подобная ситуация решается довольно просто. Вот у меня есть 1 яблоко, а мне его нужно поделить между двумя детьми. Как поступить?

Высказывание детей – поделить, разрезать.

У. – мне надо никого не обидеть. Как будем делить?

Ученики – поровну, т.е. на равные части.

У. – посмотрите, что ещё я принесла на урок (мандарин). Какой он? Ребята его характеризуют по внешним признакам. Из чего состоит мандарин из долек и если бы я хотела поделить его между вами, то смогла бы угостить 8 ребят, т.к. в моём мандарине 8 долек. Вот и тема нашего урока – Доли.

  1. Открытие нового знания. (10 – 15 минут)

У. – давайте вернёмся к нашему примеру и выполним деление. В математике для всего существует своё строго правило. Для записи такого деления используется черта, заменяющая знак деления, которая получила название дробная черта. Число сверху показывает нам, сколько мы будем делить и имеет название числитель, а число снизу показывает на сколько мы будем делить и имеет название знаменатель. Читается это так одна вторая. У нескольких долей есть свое собственное название. Так ½ называется половина, 1/3 – треть, а ¼ - четверть.

Слово четверть активно используется в школе. Наш целый учебный год составляет 4 четверти. ¼, 2/4, 3/4, 4/4 – а если 4:4, то мы получим 1, один учебный год. Мы должны помнить, что дробная черта заменяет знак деления.  

Возьмите на столах одну полоску бумаги.  Сложите ее пополам. Разверните. На сколько частей мы разделили полоску? (на две). Закрасьте одну из полученных частей цветными карандашами. Как мы назовем эту закрашенную часть? Половина или ½ (подпишите её название).

Помните что доля – это одна равная часть от целого!

Возьмите следующую полоску, согните ее пополам и в согнуто виде еще пополам. Разверните. Сколько долей у вас получилось? (4). Закрасьте ¼ долю и подпишите ее на полоске.

Сравните ½ и ¼ и скажите, какая доля больше? Дети наглядно сравнивают две полосочки и делают вывод, что ½ больше, чем ¼.

Возьмите третью полоску, согните ее пополам, еще раз пополам, и еще раз. Сколько частей у вас получилось? (8). Закрасьте 1/8 долю подпишите ее.

У. – Вывод: мы заметили, что чем больше раз мы сгибали полосочку, тем большее количество частей мы получали и тем меньше становилась каждая из долек. Чем больше часть, тем меньше доля.

У. - А теперь покажите мне самую большую долю на полосках, самую маленькую. Ученики показывают ½, а затем 1/8.

У. - Представьте ситуацию, что мама позвала на день рождение дочери друзей, но не все смогли прийти и получилось трое гостей. Маме необходимо разделить 3 пиццы на 4 человек (дочь+3 гостей), как она это сделает. Она каждую пиццу разделит на 4 части и даст от каждой пиццы Сереже по 1 кусочку. Сколько кусочков получил Серёжа (3), а на сколько частей мама разрезала пиццу (4). Значит, Серёжа получил ¾ и так получил каждый из ребят.

Подобная запись долей в математике  называется дробями. Давайте потренируемся в определении дробей. Ученики смотрят на картинку и считают, на сколько частей разделили круг, сколько частей из него закрашено и называют дробь. Ученики называют дробь и смотрят на то, как она записывается.

Сколько     (числитель)

Каких? Какая? (знаменатель)

  1. Первичное усвоение нового знания (3-4 минуты)

Назовите, какая доля круга у меня закрашена и запишите: ученики тренируются в определении дробей и в их записи 3/8, 3/6, 4/6.

Тренировка чтения дробных чисел. Учитель показывает карточку с дробью, дети их называют (2/6, 1/3, 4/12, ½, 3/5).

    6. Первичная проверка понимания (3- 4 минуты)

Самостоятельная работа на листочках. Ребятам необходимо закрасить записанную дробь. Параллельно идет тренировка в чтении и названии дроби. Отрабатывается навык: прочесть дробь, назвать дробь и закрасить указанную часть.

  1. Разминка(2-3 минуты).

Ребята выполняют актуальную в связи с пандемией разминку рук, направленную на отработку навыка правильного мытья рук. Где необходимо поочерёдно открыть кран горячей и холодной воды, вместе добавить водички, намылить ручки, промыть каждый палец, затем встряхнуть руки, вытереть их и закрыть кран обратно.

  1. Первичное закрепление: (3-5 минут)

Ученики открывают учебник на странице 92 №2. Записывают в тетрадях. Проверяем вслух.

У. формулирует итог урока:

Запомните:

  1. Целое делится на равные части.
  2. На сколько частей оно поделилось – знаменатель (пиши под дробной чертой!)
  3. Сколько таких частей мы взяли – числитель (пиши сверху над дробной чертой!)
  4. Чтобы не путаться где числитель, а где прячется знаменатель, помогает следующая фраза: Человек ходит по земле

Поэтому числитель вверху, как человек, а знаменатель внизу, как земля.

  1. Дробная число всегда меньше единицы, а дробная черта в записи заменяет знак деления.

Ученикам предлагается выполнить тест на закрепление терминов по теме «доли и дроби»

https://quizlet.com/664269634/test

  1. Рефлексия: (1-2 минуты)

Если вам было легко и понятно на уроке возьмите в руки зелёный карандашhttps://1001freedownloads.s3.amazonaws.com/vector/thumb/109723/Bina_pencil_green.png, если ничего непонятно, то красный карандаш https://1001freedownloads.s3.amazonaws.com/vector/thumb/109714/Bina_pencil_red.png, а если возникли некоторые сложности, то жёлтый карандаш http://przedszkolankowo.pl/wp-content/uploads/2017/11/crayon-colored-pencil-150989_960_720.png.

  1. Запись домашнего задания (1-2 минуты).

У. с. 92 № 1 (под цифрой 2) или Р. т. С. 66 №178 на выбор ученика.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика 3 класс

Слайд 2

Доли и дроби Составила учитель начальных классов Ветошкина Т атьяна Петровна

Слайд 3

Решите примеры 60 : 10 90 * 0 42 * 1 7 * 8 17 : 17 45 : 45 40:5 1:2

Слайд 4

Проверка 60 : 10=6 90 * 0= 0 42 * 1=42 7 * 8=56 17 : 17=1 45 : 45=1 40:5 =8 1:2=?

Слайд 5

Запомните ½ или половина 1/3 или треть ¼ или четверть

Слайд 6

Вывод: Чем больше часть, тем меньше доля.

Слайд 8

Сколько кусочков получил Серёжа (3), а на сколько частей мама разрезала пиццу (4). Значит, Серёжа получил ¾ и так получил каждый из ребят. Подобная запись долей в математике называется дробями. Дробь – это число, состоящее из одной или нескольких равных частей (долей).

Слайд 10

Тренировка в чтении дробей Сколько (числитель) Каких? Какая? (знаменатель)

Слайд 11

Динамическая пауза https:// www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E Можно использовать другой вариант разминки: Ребята выполняют актуальную в связи с пандемией разминку рук, направленную на отработку навыка правильного мытья рук. Где необходимо поочерёдно открыть кран горячей и холодной воды, вместе добавить водички, намылить ручки, промыть каждый палец, затем встряхнуть руки, вытереть их и закрыть кран обратно.

Слайд 12

Самостоятельная работа

Слайд 13

Запомните: 1. Целое делится на равные части. 2. На сколько частей оно поделилось – знаменатель (пиши под дробной чертой!) 3. Сколько таких частей мы взяли – числитель (пиши сверху над дробной чертой!) 4. Чтобы не путаться где числитель, а где прячется знаменатель, помогает следующая фраза: Человек ходит по земле Поэтому числитель вверху, как человек, а знаменатель внизу, как земля. 5. Дробная число всегда меньше единицы, а дробная черта в записи заменяет знак деления.

Слайд 14

Игра на проверку понятий: https :// quizlet.com/664269634/test

Слайд 15

Если вам было легко и понятно на уроке возьмите в руки зелёный карандаш , если ничего непонятно, то красный карандаш, а если возникли некоторые сложности, то жёлтый карандаш.

Слайд 16

Домашнее задание предлагается на выбор ученика. У . с . 92 № 1 (под цифрой 2) Или Р. т . С. 66 №178

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: Доли. Обыкновенные дроби.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний....

технологическая карта урока математики "Терминология. Предметный смысл дроби" 4 класс

Тема. Терминология. Предметный смысл  дробиЦель. Познакомить учащихся с предметным смыслом дроби (доли), где a, b – натуральные числа, с терминами (дробь, числитель, знаменатель, доля).Формируемы...

Конспект к уроку математики «Нахождение доли от величины и величины по её доле».

Конспект урока по математике на тему:«Нахождение доли от величины и величины по её доле».Цели деятельности учителя: Создать условия для формирования умений  находить долю от величины и велич...

Урок математики в 4 классе "Доли и дроби"

Урок математики в 4 классе "Доли и дроби" УМК "Гармония"...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей" (" УМК перспектива", 4 класс)

Цели деятельности учителя:Повторение и отработка навыков сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем, сравнения дробей, решения текстовых задач.Планируемые результатыПредметные:Уметь  с...

Конспект урока математики "Правильные и неправильные дроби" УМК "Перспектива" 4 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Правильные и неправильные дробиЦели деятельности учителя: расширение знаний о математических определениях; формирование представления о  правильных и неправильны...

Конспект урока по теме: Доли и дроби

Урок по теме "Доли и дроби" 4 класс. Перспектива....