Конспект урока рефлексии в 1 классе "Сложение в пределах 10"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Бутузова Валентина Павловна

Предварительный просмотр:

Тип урока: рефлексия

Тема: «Сложение  в пределах 10.».

Основные цели:

1) сформировать способность к исправлению ошибок на основе рефлексии собственной деятельности;

2) закрепить знания состава чисел в пределах10, умение складывать в пределах 10.

3) тренировать мыслительные операции: аналогия, сравнение, анализ.

Демонстрационный материал:

1)девиз урока:

2) изображение Волка:

D:\sony\Saved Games\Desktop\открыт урок\image34961453.png

3) изображение корабля с лодочками:

1250473979_korabli_raskraska-8.jpg D:\sony\Saved Games\Desktop\scrn_big_1.jpg

  •         (Лодочки  с примерами ( 2-1, 1+1, 2+1, 2+2, 3+2, 4+2, 4+3, 6+2, 7+2)

4) ряд чисел для задания 1 на этапе 2 (магнитом прикрепляю на доске):

5) эталон числа 9 (домик)

6) задание 2 для этапа 2:

 3+2        7+3     6+2

4+4        5+3     5+4

7)Презентация

8)Презентация-тренажер

Раздаточный материал:

1) карточки  с числами 1-10;

2) алгоритм исправления ошибок, принятый в данном классе;

3) самостоятельная работа:  1

№2

4) счетный материал (кружочки, квадратики)

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации;

2) определение содержательных рамок урока;

3) формулирование темы и основной образовательной цели урока.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Слайд 1. Я желаю вам сегодня добра.

Вы желаете мне сегодня добра?

Если вам будет трудно, я помогу.

Улыбнёмся друг другу?

Учитель открывает 1 слайд презентации. Девиз урока:

  • Прочитайте девиз урока. Как вы его понимаете? (С ошибками надо бороться)
  •  Зачем нужно бороться с ошибками? (Только так мы закрепим наши знания.)
  • К вам на урок пришли гости, поприветствуем гостей (дети встают, поворачиваются к гостям, приветствуют их и садятся на стульчики)
  • К вам  прибыл ещё один гость из известного вам мультфильма «Ну, погоди!» - Волк.
  • Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением Волка  и Корабля.
  • Он приглашает вас совершить морское путешествие на быстроходном корабле.
  • Учитель открывает 2,3,4 слайды презентации.
  •  Сколько здесь островов? –(3)  

(№1, №2, №3. Эти острова с заданиями.)

  • С каждым уроком математики ваших знаний становится все больше. Ваши знания пригодятся вам в этом путешествии. Разместите их в каюте кораблика. Какие знания вы можете разместить в каюте? (Ответы детей)
  • Попробуйте сформулировать тему урока (Ответы детей)
  • Какой тогда будет цель урока? ( Проверить свои знания: состава чисел в пределах10,  умение складывать в пределах 10.)

- Давайте сравним и посмотрим, удалось ли вам правильно определить тему и цель урока.

  • Учитель открывает 5 слайд презентации. Тема и цели урока.

  • Ребята, но ваш кораблик почему-то не может отправиться в путь. Что могло случиться? (Предположения детей.)
  • Я думаю, проблема заключается в тех знаниях, которыми вы нагрузите кораблик. Кораблик отправится в путь, если будет уверен, что вы хорошо все знаете.
  • А вы в этом уверены?
  • Как это проверить? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
  • А если допустите ошибку? ( Будем учиться находить их и  исправлять)
  • Как же вы работаете над ошибками? (Мы сначала выясняем, допускаем ли мы их. Если допускаем, то выясняем, в чем они и почему мы их допустили, и исправляем ошибки.)
  • Вы, хотите отправиться в путь? (Да.)

  • Кораблик будет наблюдать за вашей работой. А для вас он приготовил индивидуальные лодочки.

  •  На каждой лодочке есть задание, решив которое вы узнаете номер своей лодки. Запишите номер ручкой на флажке своего кораблика.  Распределите лодочки к отплытию у причала по номерам, в порядке возрастания. ( 2-1, 1+1, 2+1, 2+2, 3+2, 4+2, 4+3, 6+2, 7+2)
  • ( Лодки распределяются:1,2,3,4,5,6,7,8,9)

  • Каждый будет самостоятельно управлять своей лодкой. Ведь поплывёт лодочка только тогда, когда задание будет  выполнено без ошибок.
  • Если выполните задание без ошибок, то лодочку передвинете на остров №1. Там найдете новое задание, выполните без ошибок- передвинете лодочку на остров №2. И так же потом на  остров№3.

  • А если лодочка не поплывет? Что вам нужно сделать? (Найти и исправить ошибки)
  • Готовы?! Тогда  возьмите лодочки.
  • Кораблик  хочет убедиться в ваших знаниях, умениях
  • 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) актуализировать учебное содержание — состав 9, сложение в пределах 10.

2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия.

3) организовать обобщение актуализированных способов действий;

4) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке;

5) мотивировать учащихся к написанию самостоятельной работы №1;

6) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы  1;

7) организовать самопроверку самостоятельной работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов ( с исправлением ошибок).

8) организовать мотивацию учащихся к сопоставлению своих работ по эталону для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 2:

- Какой номер лодочки обозначает самое большое число?(9)

1)Состав числа 9.

Игра «Дополни до 9».

Учитель открывает на доске ряд чисел :

  • Дополните данные числа до 9 с помощью карточек.

Учащиеся с помощью карточек  показывают числа:5,3,4,2,1 Для  проверки - карточки с верным ответом  будут одинакового цвета. На доске фиксируется эталон состава  числа 9(домик). (Состав числа надо знать наизусть)

- Какое действие вы выполняли? (сложение)

(Кто правильно выполнил задание, тот передвигает свою лодочку на воду. Она готова к отплытию)

2) Взаимосвязь между компонентами сложения. 

  1   5= 6

-Посмотрите внимательно, какой знак действия нужно поставить? (+)

1+5=6

-Что обозначает +? (прибавить, плюс, действие сложения)

-Назовите компоненты действия сложения (слагаемое, слагаемое, сумма).

1+5это сумма слагаемых; 6 это значение суммы или значение выражения

-Прочитайте по- разному это выражение. (дети читают)

-Что происходит со слагаемым? ( Увеличивается, чем больше слагаемое, тем больше будет сумма)

-Как удобнее решить этот пример?( К большему прибавить меньшее, т.к. от перестановки слагаемых сумма не изменяется: 1+5=6

5+1=6

- Где мы будем использовать данные свойства сложения?( При решении примеров для удобного вычисления)

Учитель открывает на доске задание 2):

7+2        7+1     6+2

4+4        5+3     5+4

Работа организуется фронтально.

  • Что нам поможет при выполнении задания? (Эталоны состава чисел и умение складывать)

- Потренируемся в выполнении задания.

Учащиеся с места по цепочке выполняют задание с комментированием.

(если кто-то ошибку допустит, то  пробует ее исправить.

 Учитель прикрепляет на доску  эталон. 7+2=9        7+1 =8    6+2=8

4+4=8        5+3=8     5+4=9

  • Почему допустил ошибку?-был невнимательный и т.п.)

- Какой эталон нам еще может помочь? (Домик с составом  числа 8).

3) Самостоятельная работа 1.

  • Что вы повторили? (Мы повторили  состав числа 9, 8, действие «сложение»,
  • правила: удобнее к большему+меньшее, от перестановки слагаемых сумма не изменяется)
  • Какой вид работы теперь вам предстоит? (Самостоятельная работа.)
  • Зачем? (Чтобы мы проверили, допускаем ли мы ошибки или нет.)
  • А если выяснится, что вы допускаете ошибки? (Мы будем над ними работать.)
  • Что вам в этом поможет? (Алгоритм исправления ошибок.)

Учащиеся кладут перед собой алгоритм исправления ошибок .

1. Реши пример.

2. Проверь по эталону

3. Если ошибка, то подумай, почему ты ее допустил? Вспомни правило.

4. Исправь ошибку.

5. Выполни похожее задание.

  • Все ли шаги этого алгоритма вам знакомы? (Да.)
  • Ваши лодочки готовы к отплытию.

Ученики передвигают лодочки к острову №1. Учитель раздает учащимся карточки самостоятельной работы№1.

  •  Что нужно в задании сделать? ( Выполнить сложение)
  • Выполните эту самостоятельную работу.

Учащиеся выполняют работу самостоятельно. На выполнение отводиться 6-8 минут.

  • Время закончилось. Проверьте свои работы по эталону.

Учитель раздает учащимся эталоны для проверки самостоятельной работы №1.

  • Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания? (Поставим красный кружок за работу рядом с верно выполненным заданием, если ответ не совпал, то рядом с примером синий кружок.)
  • Что вы выяснили для себя, проверив работы по образцу? (Где есть трудности, а где всё получилось.)
  • - Кто задание выполнил верно ? Лодочка готова к отплытию. Передвиньте свою лодочку на остров №1 и  возьмите с конверта  задание№2

 Что теперь необходимо сделать? (Вычислить и сопоставить свою работу с эталоном для самопроверки.)

  • С какой целью вы будете проверять свою работу по эталону для самопроверки? (По эталону мы сможем определить место и причину ошибки.)
  • Как вы будете проверять? (Будем проверять каждый шаг внимательно, соотнося с эталонами.)
  • Что еще надо положить перед собой, начиная проверку? (Алгоритм исправления ошибок.)
  • Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Исправим  ошибки и посмотрим, почему возникло затруднение. Возьмем дополнительное задание .Будем работать по алгоритму)

-Кто допустил ошибки, работает над их исправлением по алгоритму.

Читаем 1.шаг алгоритма …  кто выполнит дополнительное задание верно, то передвигает лодочку свою на остров №1.

Так же с островом№2,№3.

Учитель фиксирует на доске количество человек, допустивших ошибки в каждом из заданий (кроме № 4*).

                         1  – … чел.

                         2  – … чел.

                                   №3  - …чел.

3. Локализация затруднений.

Цель:

1) организовать учащихся, не допустивших ошибок, на выполнение пошаговой проверки своих работ по эталону для самопроверки и на выполнение дополнительного задания;

2) организовать учащихся, допустивших ошибки, на проведение анализа своих работ с целью определения места затруднения и выявления и фиксации причины затруднений.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Если у вас возникли вопросы, что будете делать? (Понять, где и почему возникла ошибка, и исправить ее.)
  • Проверьте первое задание. Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
  • У кого возникли затруднения в задании 1?
  • В каком месте вы допустили ошибку?
  • Проверьте второе задание. Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
  • У кого возникли затруднения в задании  2?
  • В каком месте вы допустили ошибку?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Кто всё верно выполнил? Что, это означает? (У нас нет затруднений.) Цель:

1) уточнить индивидуальные цели будущих действий;

2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения поставленной цели;

3) организовать реализацию согласованного плана действий;

4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки;

5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Те, кто не допустил ошибки в самостоятельной работе  1, (Учитель пересаживает их на 1 ряд)
  • какую цель вы ставите перед собой? (Тренироваться в решении дополнительных заданий.)

- Передвиньте лодочки на остров №2, получите карточку.

Учитель  показывает на доске остров №2 и конверт с карточками основных и дополнительных заданий

  • Те, кто выявил ошибки, какую цель ставите перед собой? (Исправить ошибки, пользуясь эталоном, потренироваться в решении аналогичных заданий.)
  • Что будете использовать при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок.)
  • Перед выполнением работы над ошибками проговорите, какие правила вам нужно ещё раз осмыслить, понять? (…)
  • Как вы будете это делать? (Будем пошагово применять правила, посмотрим, как выполнены аналогичные задания, выполним тренировочные упражнения на острове №1.)

Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае возникновения затруднений учащиеся могут исправить свои ошибки, пользуясь эталоном для самопроверки. В случае затруднений учитель организует работу фронтально:

  • Кто определил место и причину ошибки в  задании №1?(

Дети поднимают руки. Учитель рассаживает детей за 2 ряд)

  • Что нужно было сделать в этом задании? (Сложить.)
  • Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку? (Дорисовать  фигуры и записать число.)

Учащиеся по цепочке могут выполнять это задание у доски с комментированием аналогично тому, как это делалось на этапе 2. У доски работают те ученики, которые допустили подобную ошибку. Ученики исправляют ошибки.

  • Что теперь нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в подобных заданиях? (Потренироваться в решении .)

С целью тренировки учитель предлагает учащимся выполнить дополнительные  задания на карточках . Учащиеся выполняют аналогичные задания, у которых были допущены ошибки.

В зависимости от количества ошибившихся учащихся на данные задания, работу можно организовать фронтально у доски или самостоятельно.

В случае самостоятельного выполнения заданий на тренировку проверка организуется по образцу .

Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения, при выполнении заданий для тренировки.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель:

1) организовать обсуждение типовых затруднений;

2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • В каких заданиях возникли затруднения?
  • Еще раз повторите, как нужно действовать, чтобы снять затруднения? (Найти ошибку, вспомнить правило, применить его и исправить ошибку.)
  • Какие способы сложения вспомнили? (Состав числа 9, присчитыванием, разложением числа на части… )

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать выполнение самостоятельной работы 2, аналогичной первой;

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;

3) организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения;

4) для учащихся, не допустивших ошибок в самостоятельной работе  1, организовать самопроверку дополнительных заданий.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Учащиеся выполняют задания из самостоятельной работы  2 , которые вызвали у них затруднения, и самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки. В это время дети, не допустившие ошибок, передвигают лодочки на остров №3, получают задания и выполнив, сверяют с эталоном. Работают по алгоритму.

Какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)

  • Как будете проверять вашу работу? (По эталону, результат отметим красным или синим кружочком».)

После самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону.

  • Кто допустил ошибки в самостоятельной работе  2?
  • В чем их причина?
  • Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)
  • Где вы можете это сделать? (При работе  на след уроке)
  • Кто не допустил ошибки в самостоятельной работе  2?
  • Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднением.)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включение используемых способов действий в систему знаний;

2) повторение и закрепление материала, изученного ранее, необходимого на последующих уроках.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Работа с тренажером

  • Что надо сделать в этом задании? (Надо дополнить выражения по числовому отрезку.)

Задание выполняется с комментированием с места. Вариант комментирования:

  • Чтобы получить 5, из точки 3 надо переместиться на 2 единицы вправо, значит, 3+ 2 = 5. Записываем выражение и проводим стрелку.

Аналогично комментируется задание на втором отрезке.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать правильные способы действий в заданиях, в которых были допущены ошибки;

2) оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников;

3) зафиксировать оставшиеся затруднения как направления будущей учебной деятельности;

Организация учебного процесса на этапе 8:

У детей на столах  цветные кружочки и смайлики с «рожицами»

  • Какую цель перед собой ставили? (Проверить свои знания.)
  • Что помогло вам исправить свои ошибки? ( Работа по алгоритму. Эталоны, рассуждения одноклассников.)
  • Удалось ли вам преодолеть затруднения? (Да.)
  • Каким способом вы исправляли ошибки? (Проверяли ответ, находили место ошибки, вспоминали необходимые знания, исправляли ошибки.)
  • Оцените свою работу с помощью «кружка». Если вы не встретили затруднений на уроке, то поднимите красный кружок. Если вы встретили затруднение и преодолели его, то зеленый кружок, Если вы встретили затруднение и не смогли его преодолеть – синий.
  • Оцените свое настроение смайликом. ( Дети показывают грустную, веселую или задумчивую рожицу)

Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Учитель проводит рефлексию оценивания.

  • Я вижу, что вы справились с работой, и наш кораблик убедился в ваших знаниях , он приплыл за вами. Путешествие закончилось, пора домой. Все дети берут свои лодочки  на память о путешествии.Кораблик приготовил для вас сюрприз. Раскраски с примерами. А  Кораблик с Волком на борту  отправиться в путешествие к другим ребятам.

Далее учит Чему учились на уроке?

-  Над чем ещё нужно поработать?

 -Где можно применить данные знания?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сложение и вычитание в пределах 20"

Конспект поможет провести урок закрепления по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 20". Урок составлен к учебнику Рудницкой В.Н. и др. "Математика. 1 класс". Материал может п...

Конспект урока рефлексии по учебнику Л.Г. Петерсон “Математика”, 4 класс, часть III

Внедрение компьютерных технологий обучения требует изменений в технологии работы учителя.  Компьютерные технологии не только снимают рутинные проблемы, но позволяют перейти от “вещания” к творчес...

Конспект урока-рефлексии русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола" 4 класс 4 четверть

Русский язык, 4 класс, 4 четверть  (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Урок рефлексии по теме «Глагол» Образовательная система «Школа 2100»)  Тема: Упражнения в правописании ...

Конспект урока рефлексии. Математика. 4класс. УМК "ШколаРоссии".

Конспект урока рефлкексии.Математика.4 класс. УМК. "Школа России". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока-рефлексии по русскому языку для учащихся 4 класса "Способы проверки орфограмм"

Урок-рефлексии по русскому языку по теме "Способы проверки орфограмм" предназначен для работы с обучающимися 4 класса. Целью данного урока стало выявление степени овладения учащимися способа...

Конспект урока рефлексии по русскому языку "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

  Урок русского языка в 1 классе. «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»Проводится с целью повторения, закрепления и обобщения пройденного материала по теме «П...