Конспект урока рефлексии по русскому языку "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

    Урок русского языка в 1 классе. «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Проводится с целью повторения, закрепления и обобщения пройденного материала по теме «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plisko_s.s._razrabotka_uroka_refleksii_1.docx53.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – рефлексия по русскому языку

Автор: Плиско С.С.,  учитель МАОУ гимназии № 40

 города Калининграда им. Ю. А. Гагарина 

План-конспект урока

Тема: «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Цель: 

Содержательная: повторение, закрепление и обобщение пройденного материала по теме «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща».

Развитие умений писать слова с данными сочетаниями. Воспитание интереса и любви к русскому языку, аккуратности в работе.

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм.

Класс 1

Оборудование:

 «Светофоры», учебник  «Русский язык 1 класс» Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева,  Памятка работы над ошибками, задания для работы в малых группах, листы бумаги, клей.

Применяемая технология – системно-деятельностный подход 

Ход урока

1. Этап самоопределения к деятельности

Цель: включение учащихся в учебную деятельность.

        Начинаем наш урок русского языка. Прочитайте пословицу.

Пишут не пером, а умом. 

Как ее понимаете? Могла бы она стать девизом нашего урока? Почему? 

Измените в пословице слово «пишут» так, чтобы получился совет. Запишите получившийся вариант высказывания. Пиши не пером, а умом.

Какую букву написали в сочетании –ши? 

Сравните с образцом на доске, оцените свою работу с помощью «Светофора».

Назовите буквосочетания гласных с шипящими, написание которых мы должны запомнить.

Какие буквы нужно писать в этих сочетаниях? На доске появляется запись:

http://festival.1september.ru/articles/550064/img1.gif

2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок.

Чтобы не допустить ошибки в следующих заданиях вспомним рифмованные стихи о правописании этих сочетаний:

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи и моржи,

Крыши, чижики, стрижи,

Жирафы и карандаши

С какой буквой их пиши?

Чайка, чаща, каланча.

Роща, гуща и свеча,

Пища, чайник, чашки, чай –

Как напишешь? Отвечай!


Чулок, шучу, верчу, кручу,

И хоть чуть-чуть еще грущу.

Но все слова пишу я с …У!

Поработайте в малых группах (4 человека) и составьте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно написать слова, в которых есть буквосочетания  гласной и шипящего.

Учащиеся получают листочки с шагами алгоритма, расставляют их в нужном порядке. Сравните свою работу с эталоном на доске. Оцените работу с помощью «Светофора». Если есть ошибки, исправьте.

        Воспользуемся нашим алгоритмом и напишем слова под диктовку.

Запишите слова:   хижина, внучата, пружина, чаща, чай, щуплый, рыжик, пушистый, машина, жираф, чайка, роща, пища, щука, чугун, рыжик.

        Проверьте свою работу по готовому образцу на доске. Зафиксируйте результаты своей работы  + или   - .  Оцените с помощью «Светофора».

3. Этап локализации индивидуальных затруднений

Цель: выявление места и причины затруднений и уточнение в этой связи индивидуальной цели урока.

-Кто допустил ошибку при написании сочетаний ЖИ-ШИ? Далее вы будете работать в 1 группе.

- Кто допустил ошибку при написании сочетаний ЧА-ЩА? Далее вы будете работать во 2 группе.

- Кто допустил ошибки при написании сочетаний ЧУ-ЩУ? Далее вы будете работать в 3 группе.

 - Проанализируйте свои действия и постарайтесь понять, почему именно это слово вызвало затруднения.

-Удобнее всего работать по вопросам (памятка):

  • Какое задание я выполнял?
  • Какое правило я использовал?
  • Где возникло затруднение?
  • Чего мне хватает для правильного выполнения задания?
  • Какое правило нужно повторить?

        

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Составим групповой проект решения проблемы.

Сформулируйте цели дальнейшей работы.

Коррекция знаний, устранение пробелов.

Работаем по алгоритму: «Как исправлять ошибки?»

Алгоритм “Как исправлять свои ошибки”?

http://festival.1september.ru/articles/550064/img2.gif

Учащиеся, которые допустили ошибки:

  1. На основе алгоритма  анализируют свою работу, определяют вид ошибки.
  2. Выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки.

        Учащиеся, получившие правильные ответы, выполняют задания творческого уровня или выполняют задания повышенной сложности, или

выступают в качестве консультантов.

        Самостоятельная работа учащихся, проверка по эталону, фиксирование выполнения заданий на доске ( + ).

Ученики 1 группы:

-Наша цель: научиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.

Ученики 2 группы:

 -Наша цель: научиться писать слова с сочетаниями ЧА-ЩА.

Ученики 3 группы:

-Наша цель: научиться писать слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ.

Определяем средства.

Что поможет нам достичь целей?

Для достижения целей нам понадобятся учебник,  алгоритм, таблица, памятка работы над ошибками. 

Определяем способ.

Составим план, как будем решать проблема

Повторить правило,

Выполнить практическое задание,

Сделать работу над ошибками.

Пересядьте по группам (1 группа -1 ряд, 2 группа – 2 ряд, 3 группа-3 ряд).

5. Реализация построенного проекта

Самостоятельная работа по составленному плану.

1группа - учащиеся повторяют правило, выполняют упр. 175 с. 92 и задания карточки 1;

2 группа – учащиеся повторяют правило, выполняют упр. 178 с. 93  и задания карточки 2;

3 группа - учащиеся повторяют правило и выполняют упр.177 с.93  и задания карточки 3.

(Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, сдают на проверку учителю, а затем выступают в роли консультантов и помогают другим.)

Карточка 1

Задание 1

Вставьте в данные слова сочетания ЖИ-ШИ.

малы…, эта…, гру…, ер…, лу…, …тель, ма…на, …ло, …р, ко…ца, о…бка

Задание 2

Допишите в эту группу ещё 3 слова на это же правило.

_____________________________________________________________

Задание 3

Исправьте ошибки. Запишите предложение верно.

В воздухе кружылись пушыстые снежынки.

Карточка 2

Задание 1

Вставьте в данные слова сочетания ЧА-ЩА

пло…дь, саран…, ро…, …сто, при…л, …родей,  тре…ть, смель…к, уго…ать, слу…йный

Задание 2

Допишите в эту группу ещё 3 слова на это же правило.

____________________________________________________________

Задание 3

Исправьте ошибки. Запишите предложение верно.

В траве трещяли кузнечики, пищяли мышы.

Карточка 3

Задание 1

Вставьте в данные слова сочетания ЧУ-ЩУ

…до, гру…, …десный, …ткий, та…, …ка, …лки, и…, …жой, …кча, щебе…т

Задание 2

Допишите в эту группу ещё 3 слова на это же правило.

____________________________________________________________

Задание 3

Исправьте ошибки. Запишите предложение верно.

Луна освещяла лесную чящю.

Карточка 4 (Дополнительная карточка для тех, кто быстро и правильно выполнит задание.)

Задание 1

Запиши слова в три столбика.

Кувш…н, ш…пит, овч…рка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, могуч…я, свеж…й, ч…жой.

Задание 2

Придумай и запиши три предложения, в которых было бы много слов с орфограммами жи-ши, чу-щу, ча-ща.

_____________________________________________________________

6. Обобщение затруднений во внешней речи

- Проверим, как вы научились писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

- Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки с. 94 № 180 или подготовленный учителем вариант работы.

Возможный вариант загадок:

 1)Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи, 
А зовут их … (
Лыжи).

2)На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем, как надевать
Стали обувь надувать. (
Шины.)

3)Ночь. Но если я захочу,
Щёлкну раз – и день включу. (
Выключатель.)

4)Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки из палки,
В руках мочалки. (
Чучело.)

5)Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (
Чайник.)

- Поработайте в парах, проверьте друг у друга.

- Объясните друг другу выбор гласной в буквосочетаниях (обязательно проговаривайте порядок действий).

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

        Вернёмся к пословице, которую записали в начале нашего урока  «Пиши не пером, а умом».         Что же действительно важно для правильного грамотного письма?

Оцените с помощью «Светофора» свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока рефлексии по учебнику Л.Г. Петерсон “Математика”, 4 класс, часть III

Внедрение компьютерных технологий обучения требует изменений в технологии работы учителя.  Компьютерные технологии не только снимают рутинные проблемы, но позволяют перейти от “вещания” к творчес...

Конспект урока-рефлексии русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола" 4 класс 4 четверть

Русский язык, 4 класс, 4 четверть  (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Урок рефлексии по теме «Глагол» Образовательная система «Школа 2100»)  Тема: Упражнения в правописании ...

Конспект урока рефлексии. Математика. 4класс. УМК "ШколаРоссии".

Конспект урока рефлкексии.Математика.4 класс. УМК. "Школа России". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока-рефлексии по русскому языку для учащихся 4 класса "Способы проверки орфограмм"

Урок-рефлексии по русскому языку по теме "Способы проверки орфограмм" предназначен для работы с обучающимися 4 класса. Целью данного урока стало выявление степени овладения учащимися способа...

Конспект урока рефлексии в 1 классе "Сложение в пределах 10"

Приёмы рефлексии на уроке математики в 1 классе....

конспект урока +МТО по русскому языку 1 класс "Русский алфавит или азбука"

конспект урока +МТО по русскому языку 1 класс "Русский алфавит или азбука"...

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...