Урок математики "Объёмные фигуры"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Даминова Айгуль Марсовна

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Проводится урок в форме деловой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_obyomnye_figury.docx60.39 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект урока по математике

Тема урока: «Куб. Параллелепипед. Пирамида. Цилиндр. Шар. Конус.»

Цели: ознакомление с новыми объёмными фигурами; ознакомление с вершинами, гранями и ребрами объёмных фигур.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать: определение понятий «куб», «параллелепипед», «пирамида», «цилиндр», «шар», «конус»;
  • знать: количество вершин, граней, ребер.
  • уметь: показывать на рисунках и геометрических телах вершины, грани, ребра.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебная презентация; раздаточный материал, объёмные фигуры, толковые словари

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационное начало урока.

 

II. Устный счёт

 

2 мин.

3 мин.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь правильно. Проверьте готовность к уроку математики. СЛАЙД 2

Чтоб работа закипела,

Ты берись за дело смело.

И решай всё так как нужно:

Быстро, правильно и дружно! 

- Сегодня у нас урок необычный. Мы с вами перенесёмся на много лет вперёд и представим, что работаем в фирмах. Кто знает, что такое фирма?

Найдите в словаре значение этого слова.

- Какие именно будут эти фирмы вы узнаете разгадав кроссенс. СЛАЙД 3

- Молодцы, ребята. Сегодня вы представители архитектурных  фирм. Чем они занимаются по вашему мнению?

- Правильно, они создают и проектируют новые здания. Называются ваши предприятия:

«Перспектива», «Арт+», «Новый взгляд», «Свой дом»

- Президентами являются: Харитонов Артём, Рыбаков Дима, Ашимова Амира,  Файрузова Таисия.  Они  будут моими непосредственными помощниками. Я являюсь генеральным директором главного предприятия.

- Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени. (задания в файлах - напечатанные). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами. Сегодня вам пригодятся ваши знания, умения и старания.

Минутка чистописания:

Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Чтобы начать работу нам нужен пропуск на территорию предприятия, мы его получим, если найдём   закономерность и продолжим ряд.

110   223   336  

- Оцените себя на полях. Слайд 4

- В создании проектов важно учитывать пропорции, соотношения и размеры. Поэтому первое задание вы найдёте в своих пакетах с документами, это жёлтый лист. Что нужно сделать?

- Правильно перевести величины. Работаете в парах. (Одна пара у доски)

15 см=    мм,

456 см =   м   см ,

16 км=   м,

77см=   мм,

145 км=  м,

69 мм =    см    мм.

- Сверьте свои работы со слайдом. Оцените себя. СЛАЙД 5,6

- Молодцы ребята.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушают учителя.

(+113) 449, 562, 675, 788

15 см= 150 мм,

456 см =4 м 56 см,

16 км=16 000   м,

77см= 770  мм,

145 км=145000  м,

69 мм = 6 см  9 мм.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

III. Актуализация знаний  

 

7 мин.

- А вот и первый заказ от клиентов. Президенты возьмите карточку синего цвета и прочитайте задание для своей команды.

СЛАЙД 5

На земельном участке нужно построить торговый центр площадью 20 000 м2. Длина участка 300 м, ширина в 2 раза короче. Подойдёт ли данный участок для строительства?

(один у доски)

- Молодцы, справились с 1 заказом.

- У нас следующее задание.

- Ребята посмотрите на слайд и скажите, в чем разница между фигурами?

- Разделите их на 2 группы.

1) 300:2= 150 (м) – ширина

2) 300*150= 40 000 (м2)

Ответ: участок подходит для строительства

 

Одни плоские, другие объёмные.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

IV. Постановка учебной задачи, целей урока

 

2 мин.

- Знаете ли вы названия этих фигур?

- Какие фигуры вам знакомы?

- Скажите тему нашего урока. СЛАЙД 8

- Хотите узнать, какие еще существуют фигуры?

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

- Правильно, ребята.

- Зачем нам, сотрудникам архитектурных фирм изучать данные фигуры?

- Молодцы, в строительстве и архитектуре можно встретить здания, похожие на фигуры. СЛАЙД 9

 - Еще в древние века жилище человека и его гробница имела форму пирамиды, куба. Современные архитекторы, используя различные геометрические фигуры, создают уникальные произведения искусства.  СЛАЙД 10

Объёмные фигуры.

Познакомиться с фигурами, расположенными в пространстве

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

V. Открытие нового знания

 

 

19 мин.

- Я хочу представить вам одну такую фигуру. У неё очень сложное название – «прямоугольный параллелепипед». Основание любого дома имеет вид данной фигуры. Параллелепипед одна из самых устойчивых фигур, поэтому её максимально используют в строительстве.

- У вас на столах есть такая фигура. Возьмите и рассмотрите со всех сторон.

- Посмотрите из каких элементов состоит фигура. СЛАЙД 11

- Давайте познакомимся с этой фигурой по плану. (на слайде таблица)

- Плоская или объёмная фигура? СЛАЙД 12

- Правильно.    

- Посмотрите – это грань. Посчитайте, сколько их?

- Правильно. Эта часть называется ребро. Посчитайте, сколько рёбер?

- Молодцы. А вот вершины. Посчитайте.

- Теперь нам нужно узнать форму основания, то есть то, на чём он стоит.

- Изучим свойства данной фигуры. Катится он или нет?

- На какие предметы похож?

- Молодцы. Теперь вы самостоятельно сможете исследовать фигуру.

-  Сейчас президенты достанут из пакета документов карточки зелёного цвета. Вам нужно будет решить правильно примеры в тетрадях и вставить соответствующие буквы в клетки на карточке. Тогда вы узнаете с какой фигурой будет работать ваша фирма. Президенты, как отгадают слово, выходят и забирают свою фигуру.

№1                                    

380 : 5=

76

К

1600 – 850=

750

У

406 * 70=

28420

Б

№2

532 : 7=

76

К

1940 – 1760=

180

О

180*2=

360

Н

700+50=

750

У

302* 90=

27180

С

№3

407 х 80=

32560

П

900 - 855=

45

И

460:5=

92

Р

51 * 100=

5100

А

1 * 1000=

1000

М

9*5 =

45

И

100 : 25=

4

Д

102* 50=

5100

А

№4  

64 : 8=

8

Ц

700 - 655=

45

И

708 *30=

21240

Л

5*9=

45

И

1800 : 5=

360

Н

36:9=

4

Д

100-8=

92

Р

 Расшифровка

А

К

У

О

Р

Б

П

М

Ц

И

Д

Л

Н

С

510

76

750

180

9160

28420

820

1000

80

455

4

2100

360

27180

 - Для нового проекта, вам необходимо исследовать фигуру по плану. И заполнить в таблице лимонного цвета соответствующую колонку. Поможет вам в исследованиях учебник.

 Стр. 110 (куб)

Стр.…112 (пирамида и конус)

Стр. …113 цилиндр

Исследовательская работа. Заполнение таблицы. Защита проекта.

 - Молодцы, ребята все справились с заданием.

- А кто положил мяч на стол с фигурами?

- Ребята, а почему мяч лежит на этом столе?

- Правильно, мяч имеет форму шара. А шар — это тоже геометрическая фигура. Давайте, мы её исследуем.

- Плоская или объёмная фигура?

- Сколько граней у шара?

- Правильно.  А сколько рёбер?

- Молодцы. Посчитайте вершины.

- Теперь нам нужно узнать форму основания, то есть то, на чём он стоит.

- Изучим свойства данной фигуры. Катится он или нет?

- На какие предметы похож?

- Вот ведь какая интересная объёмная фигура.

 

Объёмная.

6

12

8

Прямоугольник

Нет

Коробок, коробку, ластик, пенал.

Решают примеры

Отгадывают слово

Исследуют фигуру

Объёмная

0

0

0

-

Катится во всех направлениях

Мяч, арбуз, апельсин

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

VI. Этап самостоятельной работы и с проверкой по эталону

   

2 мин.

-  Президенты фирм достаньте последний документ из конверта. Чтобы справиться с этим заданием нам понадобиться дополнительный материал. Возьмите элементы такого же цвета из конверта.

- Ребята, что это?

- Правильно, это развёртка, в данном случае куба. Вот из этой плоской фигуры при помощи клея можно получить объёмную фигуру.  Попробуйте сложить куб.

- К какому кубику подходит данная развертка?

- Правильно, к кубику под буквами в, г

 Работают самостоятельно

К.: высказывать суждения с помощью математических терминов и понятий.

VII. Включение в систему знаний

 

3 мин.

- А теперь откройте учебник на стр.110 №2.

-  Переверните развёртку и нарисуйте на ней рисунки, в соответствии с заданием.

- Сложите разв1ртку и проверьте вашу работу.  

Выполняют задание

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII. Рефлексия деятельности

2 мин.

- Подошел к завершению наш с вами рабочий день в фирме.

- Вернёмся к девизу урока, как вы его понимаете?

- Что нового узнали?

- Выскажите своё мнение закончив предложение (отвечает тот, кому кинули мяч)

«На уроке мне ...»

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Домашнее задание будет творческим. Предлагаю вам создать проект, то есть нарисовать архитектурное сооружение, здание. Это может быть магазин, банк, школа и т.д. Но при этом оно должно быть в форме фигуры, которую ваша фирма изучала на уроке.

 - Ребята, спасибо за урок, вы были активными и дружными.

Анализирует свою деятельность на уроке

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: "Площадь фигуры"

Урок - путешествие по математике для учащихся 3-го класса по УМК"Гармония"....

Презентация к уроку "Площадь фигур" Петерсон Л.Г. 2 класс

величина, площадь, подборка слайдов...

Презентация к уроку "Виды фигур" Петерсон 2 класс

2 класс Виды углов презентация  по учебнику Петерсон Л.Г....

Урок математики. 2 класс. Автор учебника Л.Г. Петерсон Тема урока: Площадь фигур

Тип урока: ОНЗЦели урока:- создать условия для формирования представления о величине «площадь», умения сравнивать площади фигур «на глаз», непосредственно и с помощью измерения;- тренировать способнос...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Конспект. Тема урока: Геометрические фигуры.

Цель:познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата. развивать умения анализировать и обобщать....

Урок "геометрические фигуры"

Урок по предмету "Математические представления и конструирование"...