Письменное деление многозначного числа на однозначное
план-конспект урока по математике (4 класс)

Колесникова Татьяна Алексеевна

Открытый урок на тему: "Письменное деление многозначного числа на однозначное". Разаработан для учеников 4 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике.

Тема урока: Письменное деление многозначного числа на однозначное.

Предмет: математика.

Урок разработан для учащихся 4 «В» класса

Ключевые слова: деление.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений (повторение).

Цель: формирование у учащихся умения делить многозначное число на однозначное письменным способом.

Задачи: создание условий для формирования у учащихся практических навыков деления многозначного числа на однозначное число письменным способом; создание условий для отработки практических навыков письменного деления именованных чисел;        организация учебной деятельности на уроке через сотрудничество с учащимися и работу в группах ; совершенствование навыков устного и письменного счета; развитие логического мышления, внимания, памяти, познавательной активности учащихся, настойчивости, смекалки; создание условий, для формирования навыков самооценки..

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построить рассуждения, овладеть способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления, уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: излагать своё мнение и аргументировать точку зрения; использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал (карточки с заданиями), презентация.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

I этап. Организационный момент.

Создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность.

Проверка готовности к уроку.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы отправимся в путешествие на Луну.

Сейчас, мы находимся в «Школе космонавтики». Как вы думаете, кто учится в этой школе? Поэтому и вы не ученики, а космонавты.

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы к звездам взлетать

Надо, прежде всего

МАТЕМАТИКУ знать!

Каких русских космонавтов вы знаете?

- А какие это люди?

 - И мы будем учиться быть такими.

- У космонавтов для записи исследований есть бортовые журналы, а у вас есть путевой лист. В ходе исследований вы будете оценивать и записывать баллы за свою работу. В конце урока вы посчитаете баллы и оцените свою работу на уроке.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы.

-Юрий Гагарин, Герман Титов, Алексей Леонов.

-Смелые, сильные, умные, дружные.

К - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками

2

II этап

Вызов. Актуализация опорных знаний

Создать условия для актуализации знаний учащихся.

-Урок мы начнём с математического диктанта.

Математический диктант.

Откройте свои тетради запишите число. Чтобы проверить готовность к полёту мы должны правильно решить математический диктант.

- Во сколько раз 8 меньше 32? (4)
- Найти разность чисел 150 и 101. (49)
- Уменьшить 810 в 10 раз. (81)

-Чему равна сумма чисел 60 и 70? (130)
- Вычитаемое 30, разность 140. Чему равно уменьшаемое? (170)
- Чему равно частное чисел 180 и 30? (6)

Внимание, взаимопроверка! Поменяйтесь тетрадками с товарищем, проверьте работу. За каждый правильный ответ ставим 1 балл в путевой лист. Максимально 6 баллов.

Записи в журналах выполняются чётко, аккуратно и правильно. Помните о том, что космонавт не имеют права на ошибку.

- Послушайте, для чего нам нужны эти числа в журнале.
- Лунный шар меньше земного шара в 4 раза.
- Луна меньше Земли в 49 раз
- Из вещества Земли можно было бы сделать 81 шар, каждый из которых весил бы столько, сколько весит Луна. (1022кг)
- Температура воздуха на Луне днем достигает 130 градусов жары.
- А ночью морозы до 170.
- Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле. Поэтому на Луне все предметы, гораздо легче, чем на Земле.

Молодцы, мы успешно проверили готовность к полёту. Можно отправляться в путь!

Погладили себя по голове те, кто справился со всеми заданиями. Подняли палец вверх те, кто хорошо справился с заданиями, но допустил несколько ошибок. Посмотрели в окно те, кто не доработал и кому нужно еще немного подготовится.

Выполняют математический диктант.

Взаимопроверка.

П - поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков;

К - контроль, коррекция, оценка действий партнера

3

III этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Игра «Острый глаз»

- Я сейчас назову число. Вам нужно его запомнить и собрать.(384399 ) Запишите ваше число в тетради и разложите на разрядные слагаемые. Проверьте, если всё верно ставим себе 5 баллов.

- Кто знает, что это за число?

Земля и Луна всегда в движении, поэтому расстояние между ними не постоянно. По тропинке ты бы прошагал его лет за 8. А на машине по шоссе домчался бы за полгода – правда, без ветерка, но зато и без пробок!

- Сколько в этом числе единиц первого разряда? (9)

- Вспомните, сколько в этом числе единиц второго разряда? (9)

- Сколько в этом числе всего единиц тысяч? (384)

- Сколько в этом числе всего десятков? (38439) Всего сотен? (3843)

- Назовите следующее число (384400)

- Назовите предыдущее число. (384398)

Подсказка от космонавта.

 Анаграмма (ниеделе многоногознач лачис на одночноезна).

-Что это такое ребята?

-На каком уроке мы с вами встречались с анаграммами?

-А теперь подумайте и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

-Зная тему урока поставим перед собой цель нашего сегодняшнего урока.

-С помощью флажков-помощников давайте определим задачи нашего урока?

Флажок «Мы вспомним…».

Флажок «Будем развивать…».

Флажок «Научимся…».

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

-Расстояние от Земли до Луны.

-Анаграмма.

-На уроке русского языка.

-Письменное деление многозначного числа на однозначное.

-Вспомним компоненты деления, алгоритм деления многозначного числа на однозначное.

-Развивать умение выполнять деление многозначного числа на однозначное.

-Будем уметь выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное.

П - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Р - постановка учебной задачи

4

IV этап. Первичное закрепление

-Чтобы полететь в космос, нам нужен транспорт. А на чем же мы полетим?

Для того чтобы появился наш транспорт, нужно отгадать загадку.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя ни удивиться:

Лишь распустит птица хвост-

И поднимется до звезд. (Ракета)

-Чтобы ваша ракета отправилась в путь, нужно быстро и правильно выполнить все вычисления. Но сначала вспомним алгоритм письменного деления.

Решение примеров на ракетах в парах.

Пары обмениваются «ракетами» и оценивают работу, за каждый правильно решённый пример ставят 1 балл. Максимально 3 балла.

- Внимание! А теперь наша ракета отправляется в космическое путешествие. Включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!

Рассуждают, отвечают на вопросы.

-Ракета.

Называют алгоритм письменного деления.

Решают задание в парах.

П - поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Р - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

5

V этап. Физминутка

Снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

Я - ракета,

Я, я - ракета.

Полетела в космос,

Полетела в космос.

Раз - стыковка.

Два - стыковка.

А вокруг - планеты, солнце и луна.

А вокруг - планеты, солнце и луна.

Выполняют физминутку.

Р-организация внимания и самоконтроля

6

VI этап. Обобщение и систематизация знаний.

 - Внимание! В космосе появился неопознанный летающий объект в виде тарелки. Это инопланетяне. Они хотят захватить наш корабль. Приготовьтесь к космическому бою. Вы должны решить задачу.

Задача №1. На космическом корабле было 963 т. топлива. За время полёта израсходовали 3 часть топлива. Сколько топлива осталось?

Условие:

Было – 963 т

Израсходовали - ? 3 часть

Осталось - ?

- Молодцы! Инопланетяне побеждены. Можем лететь дальше.

Работа по учебнику. Решение примеров на деление. Проверка. За каждый правильный пример 1 балл.

-Ребята, мы молодцы! Справились со всеми заданиями и смогли совершить путешествие на луну. Ура!

Решают задачу.

Один ученик у доски.

П - поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

7

VII этап. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

Подведение итога урока, самооценивание по данной теме.

Теперь давайте посчитайте баллы, набранные в полёте. Ваши оценки таковы. Если вы набрали:

22-20 балла – оценка 5;

19-17 баллов – оценка 4;

16- 13 баллов- оценка 3;

12 баллов и меньше оценка 2.

Подведение итоги урока с помощью флажков-помощников («Вспомнили», «узнали», «научились»).

У вас на партах лежат шаблоны луны, но у нее нет улыбки. Давайте проведем самооценку своей деятельности на уроке и дорисуем улыбку нашей луне.

Запись домашнего задания.

Подводят итоги урока.

Дают самооценку своей деятельности.

Записывают домашнее задание.

Р - оценивание качества и уровня усвоения материала

С целью зафиксировать полученные знания и умения, затруднения, которые остались, и способы их преодоления, считаю целесообразно выполнить самостоятельную работу в виде домашнего задания. Оценить собственную деятельность на уроке; дать качественную оценку всего класса поможет проведенная на уроке рефлексия.



Предварительный просмотр:

Путевой лист

Задание

Баллы

  1. Математический диктант

  1. Игра «Острый глаз»

  1. Анаграмма

  1. Ракета (примеры)

  1. Космическая задача

  1. Примеры

 

Путевой лист

Задание

Баллы

  1. Математический диктант

  1. Игра «Острый глаз»

  1. Анаграмма

  1. Ракета (примеры)

  1. Космическая задача

  1. Примеры

Путевой лист

Задание

Баллы

  1. Математический диктант

  1. Игра «Острый глаз»

  1. Анаграмма

  1. Ракета (примеры)

  1. Космическая задача

  1. Примеры

Путевой лист

Задание

Баллы

  1. Математический диктант

  1. Игра «Острый глаз»

  1. Анаграмма

  1. Ракета (примеры)

  1. Космическая задача

  1. Примеры

ниеДеле многоногознач лачис на одночноезна

Вспомним

Будем

развивать

https://st4.depositphotos.com/13302404/25451/v/950/depositphotos_254513656-stock-illustration-moon-coloring-book-for-kids.jpghttps://st4.depositphotos.com/13302404/25451/v/950/depositphotos_254513656-stock-illustration-moon-coloring-book-for-kids.jpg

https://st4.depositphotos.com/13302404/25451/v/950/depositphotos_254513656-stock-illustration-moon-coloring-book-for-kids.jpghttps://st4.depositphotos.com/13302404/25451/v/950/depositphotos_254513656-stock-illustration-moon-coloring-book-for-kids.jpghttps://st4.depositphotos.com/13302404/25451/v/950/depositphotos_254513656-stock-illustration-moon-coloring-book-for-kids.jpghttps://st4.depositphotos.com/13302404/25451/v/950/depositphotos_254513656-stock-illustration-moon-coloring-book-for-kids.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Школа космонавтики»

Слайд 3

Начинаю деление со старшего разряда. Определю количество цифр в частном. Первое неполное делимое …, значит в частном будет … цифры. Делю сотни … Делаю проверку … вычисляю остаток. Делю десятки … Делаю проверку … вычисляю остаток. Делю единицы … Делаю проверку … вычисляю остаток. Читаю ответ: … 4 …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация. "Приём письменного деления многозначного числа на однозначное."

Данный урок проводится в конце второй четверти. Дети уже ждут Новогодних каникул, подарков, и конечно меньше всего думают о новых правилах, задачах, законах...  Разработка данного урока пом...

Урок математики в 4-м классе по теме "Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное число"

Цели урока: Познакомить учащихся с письменным приемом деления многозначного числа на однозначное число;Повторить ранее изученный материал о действии деления;Совершенствовать вычислительные навыки и ум...

«Письменное деление многозначного числа на однозначное»

Цель урока: повторить алгоритм деления и  закрепить умения делить многозначные числа на однозначные.Задачи:Образовательные:         1. Отрабатывать у учащи...

Конспект и презентация урока математики по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока и презентация по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное" математика 3 класс по технологии деятельностного метода....

"Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное число"

Поурочный план по требованиям ФГОС по математике для учащихся 4-х классов....

Презентация к уроку математики в 4 классе УМК "Школа России" по теме: Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное.

Презентация к уроку математики в 4 классе УМК "Школа России" по теме: Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное....

Конспект урока по математики в 3 классе "Письменное деление многозначного числа на однозначное"

План-конспект урока математики в 3 классе. Урок-сказка с героями фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»....