CASE-STUDY на уроках математики в начальной школе
учебно-методический материал по математике

Якубова Любовь Юрьевна

CASE-STUDY

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл case-study_na_urokah_matematiki_v_nachalnoy_shkole.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

CASE-STUDY НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

В данной статье обоснована особая важность применения современных образовательных технологий в образовании, в частности речь пойдет именно об использовании кейс-технологии на уроках математики в начальной школе.

Сегодня перед школой стоит задача не транслировать учащимся предметные знания, а подготовить выпускников, способных творчески мыслить, отвечать на предъявляемые временем «большие вызовы», принимать решения в нестандартных ситуациях. Решить данную задачу поможет личностно ориентированное обучение с активным познавательным процессом, в котором личность обучающегося, его познавательная, творческая деятельность будет ведущей. Поэтому возникает необходимость включения в образован тельный процесс современных педагогических технологий. Одной из таких технологий выступает кейс-технологии, в основе которой лежит имитационное моделирование, где активность обучения реализуется за счет вовлечения учащегося в тематическое исследование, решение реальных ситуаций – кейсов.

Под кейсом (ситуацией кейса) понимают и активный метод обучения, основанный на организации учителем в группе обучающихся обсуждения задания, представляющего собой описание конкретной ситуации с явной или скрытой проблемой.

Целью кейс-технологии является формирование у обучающихся умения анализировать информацию, выявлять главные проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Сущность кейс-технологии определяет следующие признаки, позволяющие отличить анализ ситуаций от других методов обучения: наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый момент времени; коллективная выработка решений; отсутствие единственного решения; единая цель при выработке решений; наличие системы группового оценивания деятельности. Методы кейс-технологии достаточно разнообразны. Рассмотрим некоторые из них:

- метод инцидентов (цель метода– поиск и обработка информации самим учеником);

- метод разбора деловой корреспонденции (цель метода – сыграть роль человека, ответственного за обработку данных документов, обработать предоставленные документы);

- игровое проектирование (цель метода – создание проекта (готового продукта) по заданной теме);

- ситуационно-ролевая игра (цель метода – инсценировать реальную ситуацию и дать возможность оценить поступки и поведение участников);

- метод дискуссии (цель метода– обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры.);

- метод кейс-стади (цель метода - совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты решения проблем, оценить их и выбрать лучший).

Кейс-технологии можно применять на разных предметах. Рассмотрим особенности применительно к урокам математики. Учащийся должен выполнять действия в определенной последовательности. В самом начале, перед знакомством с каким-либо кейсом, необходимо обговорить этапы работы с выданными материалами. Затем следует знакомство с ситуацией. После этого надо попробовать выделить основную проблему и предложить концепцию. Необходимо проанализировать последствия принятия решения, предложить решение кейса и варианты последовательности действий. Применение кейс-технологии способствует развитию логического мышления, повышению мотивации учащихся, созданию условий для формирования универсальных учебных действий. Для учителя это творческая подготовка к урокам, инициирующая методическое саморазвитие педагога. На уроках математики применение кейс-метода способствует закреплению у учащихся теоретических знаний; отработке навыков практического использования алгоритмов, ознакомлению учащихся со моделями анализа практических ситуаций; отработке навыков группового анализа проблем и принятия решений. Анализ методической литературы показывает, что кейс-технологии применяют чаще всего на уроках получения знаний, когда нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Приведем примеры.

Кейс по теме: «Площадь прямоугольника»

Цель: обобщить и закрепить знания о площади прямоугольника.

Содержание кейса.

Директор клуба решил отремонтировать пол в зале для торжественных церемоний. Размеры такие: длина зала 20 м, а ширина 10 м. В таблице приведены цены на строительные материалы «Стройкомплект». Вычислите, какую сумму потратят на ремонт пола.

Таблица 1. «Стройкомплект».

Керамогранит

Паркет

Ламинат

Кафельная плитка

Цена за 1 кв. м.

400р

450р

500р

430р

Инструкция по выполнению

1. Вычислить площадь пола по формуле (S= a ∙ b).

2. Найти информацию о цене материала в таблице цен «Стройкомплект».

3. Вычислить сумму, которую потратят на ремонт пола.

Кейс по теме: «Деление трёхзначного числа на однозначное»

Цель: научить детей делить трехзначные числа на однозначные письменный способом («уголком»).

Содержание кейса.

В школу для награждения детей в конце года закупили сладкие призы – шоколад. Всего было 33 коробки по 10 шоколадок в каждой и ещё 6 шоколадок отдельно. Эти шоколадки разделили поровну на три класса. Сколько детей в каждом классе?

Учащиеся работают в малых группах, затем обсуждают решения кейса и варианты последовательности действий.

Группа 1. Представляет число шоколадок с помощью графической модели трехзначного числа и наглядно демонстрирует способ деления.

Группа 2. Представляет трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых и затем делит единицы каждого разряда на число. Складывают получившиеся частные.

Группа 3. Представляет алгоритм письменного деления в столбик.

Затем проходит обсуждение результатов и формулирование выводов. Мы видим, что при использовании кейс-технологии ученик становится субъектом деятельности. При этом использование жизненной ситуации повышает мотивацию к обучению, что так необходимо современным школьникам. Очень важно на уроке создание «ситуации успеха». Каждый ученик на определённом этапе индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами. Очень важно начинать применять кейсметод уже в начальной школе, ведь он направлен на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся, на что ориентирует ФГОС НОО. Таким образом, педагогический потенциал кейс-метода выше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и обучающийся постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.

Благодаря использованию на уроках уже в начальной школе данной технологии можно говорить о формировании системы предметных, метапредметных умений и личностных качеств обучаемого. В соответствие с ФГОС эта система трех компонентов и является образовательным результатом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»

В докладе представлен опыт  по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа  XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В бассейне.

Цель:систематизация знаний обучающихся о связи математики с окружающими нас объектами.Задачи:Дидактические:1. Закрепить и систематизировать  знания учащихся о преминении математики в жизни;2....

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа  XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В универсаме.

Цель:повторение, закрепление и обобщение знаний обучающихся о связи между величинами «цена», «количество», «стоимость».Задачи:Дидактические:1. Закрепить знания учащ...