Урок математики в 4 классе (Школа России) "Определение начала, конца, продолжительности события"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Витчинова Елена Владимировна

Урок направлен на формирование умений решать задачи на определение начала, конца, продолжительности событий, а также систематизации знаний об известных единицах  времени (сутки, неделя, меся, год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike_11_noyabrya.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Тема: Определение начала, конца, продолжительности события

Цели:  формирование умений  решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; систематизация знаний об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год); развитие умений соотносить заданные единицы времени.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся  познакомятся с новым видом задач; научатся решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; проводить сравнения  по заданным критериям.

Метапредметные:

а) познавательные УУД: 

- учить анализу объектов с целью выделения признаков;

 - формировать умения выбирать основания для сравнения и классификации объектов;

- формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и учить построению логических цепей рассуждения;

б) коммуникативные УУД;

- формировать потребность в общении с учителем;

- развивать умение слушать и вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

в) регулятивные УУД

- учить детей контролировать свои действия при работе в классе;

 - формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

Личностные: 

- формировать социальную роль ученика;

- развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

                                        

ХОД УРОКА

I. Орг. момент.  Эмоциональный настрой  (Слайд 1)

-Ребята,  улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

- Что ещё может делать улыбка?

- Пусть сегодня с вами будет только хорошее настроение.

II. Актуализация знаний. (Слайд 2)

1. Фронтальная работа

Мы знаем время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки

Что разделяют наши сутки,

Но положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы

- Ребята , о чем это стихотворение? О каких единицах времени говорит автор?

- Какие величины вы уже знаете? Какие величины изучаем сейчас?

- Назовите все единицы времени, начиная с наименьшей. (Слайд 3)

2 .Устный счет

1. Оле 3 года. Папа старше её на 23 года. Сколько лет папе? (26 лет)

2. У Серёжи брат учится в институте. Всего ему учится 5 лет. Сколько месяцев

он будет учиться? (60 месяцев)

3. - Сколько дней в 2 неделях? (14 дней)

- Полгода это сколько месяцев? (6 мес.)

- 4 века это сколько лет? (400 лет)

- 2 минуты это сколько секунд? (120 сек)

- 3 часа это сколько минут? (180 мин)

- Полвека это сколько лет? (50 лет)

- Сколько часов в сутках ?

- Как найти третью часть суток ? ( 24:3 = 8 ( ч ).)

- Что такое половина суток ? Как ее найти ? ( Это вторая часть суток:

24 : 2 = 12 ( ч ) .)

- Как найти четверть часа ? ( 1 ч = 60 мин , 60 : 4 = 15( мин ) . )

- Как найти четверть года ? ( 1 год = 365 сут., 365 : 4 = 91 сут. 6 ч.)

(Оценить свою работу)

III. Самоопределение к деятельности. Определение темы и целей урока

- Как думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?  (картинка на доске)

Ослик пригласил к себе на день рождения гостей, в том числе и Пятачка, к 9 часам. Чтобы не опоздать, Пятачок вышел из дома в 8 часов, взяв с собой из дома воздушный шарик. Первую половину пути он проделал за 10 минут. Ещё 5 минут он летел на воздушном шарике, пока шарик не лопнул. Расстроенный Пятачок 5 минут рассматривал лопнувший шарик, 15 минут горько плакал и 10 минут брёл до жилья Ослика. Не опоздал ли Пятачок на день рождения Ослика?

- Вы правильно предположили, что мы будем решать задачи на время , а вот какие сейчас узнаете.

(Слайд 4)

* Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не опоздать? (в 7 часов 35 минут Определяем начало события )

* Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы и подготовиться к урокам ?

(определяем продолжительность события 25 минут)

* Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От школы до дома она идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько начинаются уроки ?

(определяем конец события в 8 часов)

- О чем первая задача?

- Во сколько Оле нужно выйти в школу, чтобы не опоздать? (в 7 часов 35 минут)

- О чем вторая задача?

- Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы и подготовиться к урокам ? ( 25 минут)

- О чем третья задача?

- Во сколько начинаются уроки ? ( в 8 часов)

- Чем похожи задачи ? (определяем время)

- Чем они отличаются ? (определяем начало события, продолжительность события и конец события)

- Сформулируйте тему  урока.

Тема урока: Решение задач на определение начала, продолжительности и  конца события.

( На доске карточки:  начало, продолжительность, конец события.)

- Сформулируйте задачи урока. ( научиться решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события)

IV. Работа по теме урока.

1. Стр.49, №231

- Откройте тетради, оформите заглавие. Откройте учебник на с. 49, прочитайте первую задачу про себя.

- Прочитай вслух. ( один ученик у доски)

- Уроки начались в 9 часов.  Закончились через 4 часа. Во сколько уроки закончились?  (9+4=13ч)

- Это задача на нахождение окончания событий. Она решается сложением.

- Составь по этой задаче обратные. Уроки закончились в 13 часов. Длились 4 часа. Во сколько начались уроки? ( 13 – 4 = 9ч)

- Это задача на начало события. Уроки начались в 9 часов и закончились в 13 часов. Сколько времени длились уроки? ( 13-9=4ч)

- Это задача на продолжительность события.

2. Стр.49, № 232  (1) ( Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на доске. Проверка,  самооценка.)

- Прочитайте задачу про себя.

- Прочитай вслух

- Это задача на продолжительность события. Каким действием она решается? (вычитанием) - (…), выходи к доске. Остальные решают в тетрадях. 12 ч 30 мин – 10 ч = 2 ч 30 мин (2)

- Прочитайте задачу про себя.

- Прочитай вслух. Это задача на окончание события. Каким действием решается? (сложением) 13 ч + 3  ч 15 мин = 16 ч 15 мин (3)

- Прочитайте задачу про себя.

- Прочитай вслух. Это задача на начало события. Каким действием решается? (вычитанием) 14 – 1 = 13 (ч)
( оцените свою самостоятельную работу)

V. Физкультминутка.

( составлена из упражнений, имитирующих работу часов)

«Часики» -  повороты глазами влево - вправо без поворота головы.

«Маятник» - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.

«Колесики» - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.

«Будильник» - поднимаем руки через стороны и хлопаем над головой.

«Пружинка» - приседания.

«Часы идут, идут, а с места не сойдут» - ходьба на месте.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа в группах

Для решения задач на определение начала, продолжительности и конца событий, необходимо помнить некоторые правила (на доске)

1) Чтобы найти длительность события, надо из конца вычесть его начало.

2) Чтобы найти начало события. Нужно из конца вычесть его длительность.

3) Чтобы найти длительность события, надо к началу прибавить его длительность.

-  Решите задачи, пользуясь правилом.

А) Экскурсия в музее началась в 11 ч. и продолжалась 1 ч. 40 мин. Когда экскурсия закончилась?

Решение:__________

Ответ: экскурсия закончилась________

Б) Фильм начался в 12 ч., а закончился в 13 ч. 30 мин. Сколько длился фильм?

Решение:_____________

Ответ: фильм длился________

В) Урок длился 45 мин. и закончился в 11 ч. 20 мин. В котором часу начался урок?

Решение:________

Ответ: урок начался______

Правильный ответ:

А) Решение:11 ч. + 1 ч. 40 мин. = 12 ч. 40 мин.

Ответ: экскурсия закончилась в 12 ч. 40 мин.

Б) Решение: 13 ч. 30 мин. - 12 ч. = 1 ч. 30 мин.

Ответ: фильм длился 1 ч. 30 мин.

В) Решение: 11 ч. 20 мин. – 40 мин. = 10 ч. 40 мин.

Ответ: урок начался 10 ч. 40 мин.

(Самооценка)

VII. Закрепление изученного

1. Работа в парах.   Восстановите правильную последовательность.

1 век                                                   60 сек

1 год                                                   60 мин

1 сутки                                                30сут. или 31 сут.( в феврале 28 или 29 сут.)

1 час                                                    100 лет

1 мин.                                                 365 или 366 суток

1 неделя                                            12 мес.

1 месяц                                               24 час

(Работа на листочках,     проверка)                                                                          

2.Мультипликационно – математическая минутка. (Слайды)

 «Незнайка»:   Я сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько времени я занимался этой трудной работой?   (197 минут)

 «Кот Леопольд»:   Я терпел обидные выходки мышей 1 месяц 2 недели и 3 дня. На какой по счету день мое терпение лопнуло?  (на 48 день)

 «Винни-Пух»:   Я летел на воздушном шаре 1 сутки и еще 15 часов. Сколько времени я затратил на полет? (39 часов)

VII. Подведение итогов урока

- В каких единицах измеряют время ?

- Каким действием находится начало события?( вычитанием)

- Каким действием находится конец события? ( сложением)

- Каким действием находится продолжительность события?( вычитанием)

VIII. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке, пользуясь предложениями.(слайд)

Я понял…

Я научился…

Наибольший мой успех сегодня  - это…

Я испытал трудности…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс "Школа 2100"

Нестандартный урок систематизации и обобщения изученного материала...

конспект урока математики. 2 класс. "Школа России"

Тема: Однозначные и двузначные числа....

Урок математики. 3 класс, школа России

Тема: Умножение на 1.- познакомить с правилом умножения на 1;- совершенствование умений решать задачи изученного вида, выполнять вычисления различного вида;-развитие внимания. памяти. элементов логиче...

Конспект урока математики 1 класс.Школа России

Тема"Составление и заучивание таблицы прибавления и вычитания 4"...

Урок математики 3 класс "Школа 2100" "Письменное деление на однозначное число"

В начальном образовании происходит кардинальное  изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становле...

Разработка урока математики 1 класс "Школа России" по теме: "Килограмм"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Презентация к уроку позволит наглядно и доступно усвоить тему....

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....