Особенности учебно-познавательной деятельности первоклассников с лёгкой степенью умственной отсталости
статья по математике (1 класс)

Головач Наталья Александровна

Статья, направленная на анализ особенностей учебно-познавательной деятельности первоклассников с легкой степенью умственной отсталости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_golovach.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности учебно-познавательной деятельности первоклассников с лёгкой степенью умственной отсталости

Существует международная классификация болезней 10-го пересмотра МКБ-10. Там умственная отсталость характеризуется как состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная. Учебная деятельность обучающихся с умственной отсталостью имеет свои особенности. Они определяются уровнем их психофизического развития.

Часто обучающиеся с нарушением интеллекта поступают в школу с несформированными навыками самообслуживания. Это существенно затрудняет их школьную адаптацию. В течение урока детям с нарушением интеллекта тяжело сидеть в рабочей позе, поэтому они быстро устают, что приводит к снижению работоспособности.

И. Л. Баскакова утверждала, что важным условием успешной учебной деятельности является внимание. Внимание у обучающихся с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и легкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объемом.

Умственно отсталые младшие школьники не всегда могут подчинить отдельные действия поставленной перед ними задачи, не в состоянии осмыслить их полностью и наметить общий план реализации. Наблюдаются нарушения целенаправленности деятельности, проявляющиеся у этой категории детей в неправильной ориентировке в задании, в ошибочном планировании его выполнения, в неадекватном отношении к встречающимся трудностям и в отсутствии критичности к получаемым результатам.

Умственно отсталый школьник действует не в соответствии с поставленной целью (при выполнении сложного задания), а руководствуется своей собственной, своеобразно осознанной задачей. При самостоятельном выполнении задания, он не учитывает всех данных и требований. В результате задача подменяется другой, сходной, но менее сложной. В процессе деятельности умственно отсталые дети не только своеобразно воспринимают окружающую действительность, мыслят и запоминают, но и руководствуются иными мотивами и целями, чем их нормальные сверстники.

Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей. Так, Г.Е.Сухарева пишет о том, что у детей с умственной отсталостью отсутствует характерное для здорового ребенка стремление познать окружающий мир. У умственно отсталых детей на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению. Все это создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом .

При легкой степени расстройства дети в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, отставание в развитии сенсомотрики у них минимально. При отсутствии осложненности расстройства мышления могут ограничиваться только слабостью абстрактного мышления. В дошкольном возрасте их отличие от сверстников выражено нерезко. У таких детей может не выявляться органический мозговой дефект, а умственная отсталость может быть связана с невысоким генетическим потенциалом умственного развития и неблагоприятными микросоциальными условиями, не позволяющему этому потенциалу реализоваться. К позднему подростковому возрасту они могут освоить программу пятого-шестого классов общеобразовательной школы. В дальнейшем они могут справиться с работой, не требующей инициативы, быстрой переключаемости, развитых навыков абстрактного мышления. Они могут жить и вести хозяйство самостоятельно с небольшой помощью или руководством со стороны. Установлено, что данная степень умственной отсталости чаще выявляется среди населения с низким социально-экономическим и образовательным уровнем, что подтверждает значение взаимодействия генетических и социальных факторов в её происхождении.

Обучение умственно отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают им приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте. Обычно выделяют вербальную (словесную), зрительную и моторную (двигательную) память.

Процессы памяти умственно отсталых детей характеризуются многими особенностями. Объем запоминаемого учениками специальной школы материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Умственно отсталые учащиеся обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. В текстах дети выделяют эмоционально насыщенные фрагменты. Воспринимая их, они радуются, огорчаются, всем своим видом, жестами, возгласами передавая отношение к происходящему. Именно эти части текста ученики наиболее хорошо запоминают даже в тех случаях, когда не они определяют основное содержание прослушанного.

Продуктивность непроизвольного запоминания учащихся зависит от характера выполняемой ими работы. Если их деятельность носит активный характер, то результаты оказываются более высокими, чем при пассивном отношении к заданию.

Особым видом работы по формированию познавательной активности является создание ситуации успеха на каждом уроке. Мне, как педагогу, важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, повышения познавательного интереса представляет собой длительный процесс, складывающийся из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

Главной особенностью для умственно отсталых детей является недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой и искаженные представления об окружающем мире.             

Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени на восприятие материала, усугубляющееся трудностью выделения главного и установления внутренних связей между частями. Человек, смотря неподвижным взором на один предмет, одновременно видит многие. Однако видимые одновременно объекты воспринимаются нами далеко не одинаково: объект, на который направлен наш взор, воспринимается ясно, четко, а находящийся в стороне предмет - смутно и неясно. Это объясняется состоянием участка коры головного мозга, на который падает раздражение, идущее от предмета: раздражение, падающее на участок, обладающий оптимальной возбудимостью, вызывает ясное восприятие предмета; раздражение, упавшее на заторможенные области, не вызовет отчетливого восприятия, при этом очаг оптимального возбуждения может быть довольно широк.

Мышление детей с умственной отсталостью формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Они очень отличаются от здоровых детей большой конкретностью мышления и слабостью обобщений. Школьники с умственной отсталостью затрудняются при решении даже простейших наглядно-действенных задач, таких как "почтовый ящик'' и др. Дети выполняют их с большим количеством ошибок после ряда попыток. Причём одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку умственно отсталые дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют способа действия.

Задания, требующие наглядно-образного мышления, вызывают еще больше трудностей. Они не могут сохранить в своей памяти показанный образец и действуют ошибочно. Наиболее трудными для школьников оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно-логическом мышлении. Они часто не понимают даже несложные тексты, содержащие временные, причинные и другие зависимости. Дети с недоразвитием интеллекта воспринимают материал упрощенно, опускают многие значимые его части, изменяют последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними. Характеризуя мышление умственно отсталых детей, следует отметить стереотипность, тугоподвижность этого процесса, его недостаточную гибкость. Именно поэтому применение уже имеющихся знаний в новых условиях вызывает у детей с недоразвитием интеллекта затруднения и часто приводит к ошибочному выполнению заданий.

Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что при правильном, системном подходе к образованию детей с лёгкой степенью умственной отсталости, можно добиться достаточно высоких результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта мониторинга уровня сформированности личностных результатов обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости

Карта мониторинга уровня сформированности личностных результатов обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости...

Проектирование системы оценки планируемых результатов обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталостью

Проектирование системы личностных и предметных результатов обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) по ФГОС  с УО...

рабочие адаптированные программы начального общего образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости для 3 класса

Рабочие адаптированные программы начального общего образования для детей с нарушениями интеллекта (лёгкая степень умственной отсталости) для 3 класса....

рабочие программы и календарно-тематические планирования ( 4 класс) по предметам начальной школы для детей с лёгкой степенью умственной отсталости

Календарно-тематические планирования по предметам начальной школы для обучающихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости  составлены по примерной программе В.В.  Воронковой и ориен...

Рабочие программы по предметам начальной школы для обучающихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости

Рабочие программы по предметам начальной школы для обучающихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости  составлены на основе примерной программы В.В, Воронковой и ориентированы на учебни...

Презентация «Командный подход в организации и планировании индивидуальных занятий с детьми с лёгкой степенью умственной отсталости»

В презентации кратко представлены специфические особенности психических функций познавательной сферы умственно отсталых учащихся, особенности образования таких учащихся, этапы организации работы ...