УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ ТЕМА: «ДРОБИ»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Грязева Галина Сергеевна

УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ 

ТЕМА: «ДРОБИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki_v_4_klasse_po_teme_drobi.docx197.84 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 «Д» КЛАССЕ

ТЕМА: «ДРОБИ»

Цель: сформировать представление о дробях

Предметные УУД: – ознакомление учащихся с предметным смыслом дроби и доли, с терминами “дробь”, “числитель”, “знаменатель”, с записью и чтением дробей;
– формирование навыков определения долей и дробей по предметным моделям.

Личностные УУД:.

– развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задач.

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
– оценивать правильность выполнения действия.

*Коммуникативные: 

– строить монологическое высказывание, овладевать диалогической формой коммуникации.

*Познавательные:.

– овладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения;
– осуществлять работу с графической информацией.

ХОД УРОКА:

I..ОРГ. МОМЕНТ.

 -Сегодня чудесный день. Улыбнитесь! Скажите друг другу добрые слова!

Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» (римский философ Луций Анней Сенека)     СЛАЙД 2. 

-А для чего  вы изучаете такую сложную науку как математика?

(Высказывания детей)

-Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны  этой науки, такой сложной, но очень интересной

II. Актуализация опорных знаний.

1.Математический диктант    СЛАЙД 3.

-а)Запишите одни ответы:

  • Найдите неизвестное число, зная, что ¼ его составляет 35.
  • Найдите 1/3 числа 240.
  • Найдите 1 % числа 26000;
  • Найдите неизвестное число, зная, что его 1% составляет 2. СЛАЙД 4.

(140, 80, 260, 200)

б) Расставьте полученные числа в порядке возрастания. СЛАЙД 5.

- Проверим. Что интересного вы заметили?

(80, 140, 200, 260. Все числа круглые, увеличиваются на 60)

- Какое число, по вашему мнению, «лишнее»?

(Например, 80-оно двузначное, а остальные трёхзначные; 200 – кратно 100, а остальные нет; 140 – сумма цифр нечётная, а остальные – чётная…)

-Какое число следующее? (320)

-Дайте характеристику числу 320.

-Как можно назвать все эти числа? (Натуральные числа — числа, возникающие естественным образом при счёте; все недробные числа, включая ноль; числа , которые делятся без остатка на единицу и самого себя?)

- Какие ещё числа, кроме натуральных, вы знаете? (дробные)

2. Повторение по теме «Доли»

- А сейчас посмотрите внимательно на следующие  фигуры (квадраты). СЛАЙД 6.

-Определите, какая часть квадрата закрашена?

http://festival.1september.ru/articles/520224/img2_1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/520224/img2_1.gif

http://festival.1september.ru/articles/520224/img2_3.gif

http://festival.1september.ru/articles/520224/img2_4.jpg

http://festival.1september.ru/articles/520224/img2_4.gif

http://festival.1september.ru/articles/520224/img2_2.jpg

http://festival.1september.ru/articles/520224/img2_2.gif

http://festival.1september.ru/articles/520224/img2_5.jpg

http://festival.1september.ru/articles/520224/img2_5.gif

 - Какое число следующее? Почему? (1/36, т.к. одну сторону квадрата разделить на 6 равных частей, получится 36 равных клеток)

img2_3.jpg (3769 bytes)

III. Изучение нового материала

- А сейчас посмотрим следующие фигуры.

-Определите, какая часть квадрата закрашена. СЛАЙД 7.

(Если дают правильный ответ, попросить выйти к доске и написать, спросить, чем это задание отличается от предыдущего?)

(Ответы получатся разные или не получатся.)?!

–Почему затрудняетесь?  Чем это задание отличается от предыдущего?

(Там закрашена одна часть – доля, а здесь несколько.)

– Давайте  посмотрим внимательно, на сколько частей поделена фигура? (9)

– Сколько частей закрашено? (4)

– Как записать? ( 4/9 )      

– ! Кто знает, как называются такие числа? (дробные)

– Значит, как называется тема нашего сегодняшнего урока? СЛАЙД8.

(ТЕМА. Дроби.)

http://festival.1september.ru/articles/520224/img8.jpg

А сейчас прочитайте внимательно материал учебника в рамке на с. 79, чтобы ответь на мои вопросы.

Вопросы: (СЛАЙД 9)

  1. Скажите, что называется дробью?
  2. Как записывают дроби?  (Дроби записывают двумя НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ, РАЗДЕЛЁННЫМИ ЧЕРТОЙ) СЛАЙД 10.
  3. Как называется число, записанное над чертой? (числитель обозначается буквой m)
  4. Как называется число, записанное под чертой? (знаменатель обозначается буквой n)
  5. Что показывает знаменатель? (на сколько частей поделено число)
  6. Что показывает числитель? (сколько таких частей взято)

- Давайте посмотрим на запись на доске.

– Что показывает число 9? (На сколько частей поделено целое)

– Что показывает число 4? (Сколько таких частей взяли.)

– и т. д.

IV. Первичное закрепление    (СЛАЙД 11)

- Прочитай дроби.  Назови числитель, и знаменатель каждой  дроби  и объясни, что они обозначают. (фронтально, кто первым поднимет руку)

img8.gif (1196 bytes)

IV. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала

 1)РАБОТА В ПАРАХ ( НА ЛИСТАХ)    СЛАЙД 12

Определите, какая часть фигуры закрашена. Напишите дробь рядом с фигурой.http://festival.1september.ru/articles/520224/img5.jpg

Проверка по слайду. Пара показывает сигнал!. »    (СЛАЙД13)

Встаньте, у кого не было ни одной ошибки? У кого одна ошибка?...

V.Физминутка - Игра «Числитель-знаменатель»    (СЛАЙД14)

Если я показываю числитель - поднимаем руки вверх, тем самым показывая, что он пишется сверху, а если знаменатель - показываем, что он пишется внизу. Если показываю черту дроби, складываем руки горизонтально.

2)Индивидуальная работа

-Возьмите на парте карточку №2. (СЛАЙД 15)

Закрась указанные части фигур (простым карандашом)

- А теперь поменяйтесь листочками.

ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ. (СЛАЙД 16)

- За каждое правильно выполненное задание поставьте соседу «+»

 Если все задания выполнены , поставлено пять «+» –отметка«5», четыре плюса – «4», 3 плюса – 3 и тд.

- Кого сосед оценил на «5» и т.д. Вы работы сдадите, а я проверю.

  1. Решение задачи. 

- Используя материал новой темы, попробуем разобрать и решить задачу? (СЛАЙД 16)

Петя готовил уроки 2 часа. На математику он потратилhttp://festival.1september.ru/articles/520224/Image157.gif  этого времени, а на географию http://festival.1september.ru/articles/520224/Image154.gifоставшегося времени. Сколько минут Петя готовил уроки по математике и сколько по географии?

- Что известно в задаче?

         -Что нужно узнать в задаче?

 - Чтобы удобнее было сосчитать, переведём 2 часа в минуты. Сколько минут в двух часах? (120 минут)

- Что найдём сначала? (сколько времени Петя делал математику)

- Как найдём? (120 : 3 = 40 мин)

- Что узнаем дальше? (Сколько времени осталось)

-Как узнаем? (120-40= 80 мин)

- Сможем ли мы теперь узнать, сколько времени Петя потратил на географию? Как?  (80 : 4 = 20 мин)

-Запишите ответ. Ответ: 40 минут Петя делал математику и 20 минут географию.

VI. ИТОГ УРОКА:

_ Что нового узнали на уроке?

- - Что такое дробь?

Как записывают дробь?

- Что показывает знаменатель дроби?

- А что показывает числитель ?

- На следующем уроке мы с вами продолжим изучение дробей.

Оценивание: Сегодня на уроке хорошо работали…..

- На этом наш урок окончен. (СЛАЙД 17)

.

Резервный материал.

1.                                                                                           “Сказка про дробь”

Ребята, сейчас мы с вами будем соавторами сказки. Я начну рассказывать, а вы будете изображать услышанное и должны будете её закончить. Но сначала выполним задание.

Жила была дробь. Она была очень важная и гордая. И были у неё 2 слуги…? Как вы думаете, как их звали? (Числитель и знаменатель). Эта дробь очень не любила знаменатель, постоянно помыкала им и унижала его. Знаменатель очень переживал это и становился всё меньше и меньше, а чем меньше он становился, тем доля, которую обозначала эта дробь становилась всё …(Больше и больше). Но однажды знаменатель не выдержал такой тяжёлой жизни и совсем исчез, т.е. превратился в … (0). Как вы думаете, что же дальше произошло с этой важной и гордой дробью? (Она тоже исчезла, т.к. знаменатель обозначает на сколько частей разделили целое, а деление на 0 невозможно)

- Сделайте из этой сказки вывод: математический и жизненный.

2. Самостоятельная работ (3-5 мин) см. листы приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

План-конспект урока математики 4 класс Тема: «Дробь и её компоненты».

План-конспект урока  математики 4 класс Тема: «Дробь и её компоненты».Цели: • формирование знаний, умений, навыков действий с дробями; повторение ед. измерения. • ...

Презентация к уроку математики 1 класс. Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10».

Презентация к уроку математики 1 класс.  Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10»....

Контрольная работа по математике 4 класс. Тема "Дроби".

Контрольная работа позволяет проверить знания учащихся 4-х классов по теме "Дроби"....