«Задача. Условие и требование»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Гермоний Дарья Эдуардовна

Тема: «Задача. Условие и требование»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: Выявить отличительные особенности задачи и уметь отличать задачу от текста, на основе знания компонентов задачи(условия и требования)

Задачи:

- образовательная: учить составлять задачи; совершенствовать вычислительные навыки

- воспитательная: создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «задача»;

- развивающая: развивать умение анализировать и сравнивать.

Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):

Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.

Познавательные: проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); строить объяснение в устной форме по предложенному плану; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные: делать выбор в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила  поведения,  при  поддержке  других  участников  группы  и  педагога; ученик должен задавать себе вопрос «как поступить?» и уметь на него отвечать.

Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор, экран, презентация.

Базовый учебник: Математика, 1 класс. А.Л.Чекин, О.А.Захарова, Е.П.Юдина. В 2 ч. – М.:Академкнига/Учебник, 2010-2011. О.А.Захарова, Е.П.Юдина. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы 1 класс (в 2-х частях) – М.: Академкнига/Учебник, 2010-2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadacha._uslovie_i_trebovanie.docx75.96 КБ
Файл 1kl.zadacha.uslovie_i_trebovanie.pptx601.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики

На тему: «Задача. Условие и требование»

Тема: «Задача. Условие и требование»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: Выявить отличительные особенности задачи и уметь отличать задачу от текста, на основе знания компонентов задачи(условия и требования)

Задачи:

- образовательная: учить составлять задачи; совершенствовать вычислительные навыки

- воспитательная: создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «задача»;

- развивающая: развивать умение анализировать и сравнивать.

Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия): 

Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.

Познавательные: проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); строить объяснение в устной форме по предложенному плану; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные: делать выбор в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила  поведения,  при  поддержке  других  участников  группы  и  педагога; ученик должен задавать себе вопрос «Как поступить?» и уметь на него отвечать.

Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор, экран, презентация.

Базовый учебник: Математика, 1 класс. А.Л.Чекин, О.А.Захарова, Е.П.Юдина. В 2 ч. – М.:Академкнига/Учебник, 2010-2011. О.А.Захарова, Е.П.Юдина. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы 1 класс (в 2-х частях) – М.: Академкнига/Учебник, 2010-2011.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

( УУД)

1. Организационный момент 

Цель: проверить готовность к уроку

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Эдуардовна. Сегодня  я  проведу у вас урок математики.

- Сегодня на уроке мы будем кладоискателями. А чем занимаются кладоискатели? Что такое клад? (То что находят под землей или в укромном месте).

А у нас урок математики, значит, клад будет математический. Чтобы его найти, нам предстоит выполнить математические задания.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость.

Регулятивные: контролируют свои действия

2.

 Актуализация знаний (5 мин)

Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения 

В путь мы отправимся без компаса, поэтому должны помнить, в какую сторону мы свернем, на какой бугорок поднялись.

1.Покажите правую руку, левую.

- Какие предметы находятся справа от вас?

- Слева от вас?

- Что находится сверху над доской?

- Что под ней?

- Что сзади вас?

2. Повторим счет. Для чего вы должны уметь считать?  

Нужно пройти через « мост», а для этого восстановим числовой ряд.

3. Найдем состав числа 8.

4  7

5  +  3  =  8

1   7   3   6

.   +  .   =  8

2   3   5   1

.   +  .   =  8

4   4   6   7

.   +  .   =  8

8   5   2   6

.   +  .   =  8

8   7   1   2

.   +  .   =  8

6   2   5   4

.   +  .   =  8

4. У Оли сегодня день рождения, она моложе своего брата, которому уже 10 лет. Сколько лет может быть Оле?

        

Отвечать на вопросы учителя.

(Стена, шкаф, дверь и т.п.)

(окна) 

(таблицы)

(шкафы, цветы)

(Чтобы учиться дальше)

Выполнять устный счет

10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20

1 и  7

3 и 5

4 и 4

2 и 6

7 и 1

6 и 2

9,8,7,6,5,4,3,2,1

Познавательные: операция мышления, классиф. групп, выделение лишнего.

Регулятивные: контроль в форме сличения  результата с заданным эталоном

Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе

3. Создание проблемной ситуации.

Целеполагание

 (5 мин)

Цель: формулирование  темы и задач урока

Вспомним о правилах посадки при письме.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою - ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь!

-Какой сегодня день недели? Назовите дату. Запишем в тетрадях число. Откройте тетради, отступите сверху 5 клеток, слева одну клетку, на 6-ой строке запишите правильно число 10 марта

-Расскажите о числе 10.

-Сколько в этом числе единиц? десятков?

- На следующей строке запишите  «Классная работа».

– Рассмотрите рисунки на доске и сравните их:

– Сколько листиков было?

– Что изменилось?

Рассмотрите вторую тройку рисунков.

– Что известно по этим рисункам?

– На какой вопрос надо ответить?

Чем отличаются первые рисунки от вторых?

- Какая иллюстрация будет являться задачей? 

- Какова же цель урока?

- Какова же тема урока сегодня?

Итак, мы сегодня открываем новые знания.Сегодня на нашем необычном уроке будем составлять задачи.

Отвечать на вопросы учителя.

Дети произносят хором.

-пятница. 10 марта

(Запись даты)

-двузначное число,

-состоит из 1дес.

Рассматривают рисунки

-Было 4 листа

-1 лист упал

Что упал 1 лист

Сколько листов осталось ?

По первым рисункам известно сколько осталось, а по вторым неизвестно

Узнать, что такое задача. Чем задача отличается от обычного рассказа

Задача

Регулятивные: целеполагание, принятие и удержание цели и темы урока

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей.

Познавательные: общеучебные -формулирование познавательной цели

Личностные: самостоятельное формулирование темы урока, принятие целей урока.

4. Изучение нового материала.

Цель: организовать подводящий к открытию нового знания диалог

Работа по учебнику (с. 32–33).

 Физкультминутка

Продолжение работы по учебнику (с. 33).

- Откройте учебник на стр 32.

Задание №1

Самые вкусные блины получаются, если их пекут в самой настоящей печке. Но чтобы растопить печку нужны дрова. Семье Ивановых повезло. Мы помним, что Маша и Миша живут в селе, поэтому дома у них есть печка. Их бабушка тоже собралась печь блины, поэтому …Бабушка попросила детей принести несколько поленьев дров.(чтение задания в учебнике, с.28)

 читаем разговор детей с бабушкой

– Что ответил на вопрос бабушки Миша?

– Как поступила Маша?

–  Какой способ получения ответа вам понравился больше? Почему?

- А знаете ли вы, что Маша, сложив числа, решила задачу? (на доску прикрепляется слово «задача») А как узнали, что это задача?

-Действительно, Маша решила задачу и тем самым ответила на вопрос бабушки.

- А в повседневной жизни нам приходится решать математические задачи?

- Оказывается, чтобы текст превратить в задачу, необходимо, чтобы в этом тексте было условие (на доску прикрепляется слово «условие»), из которого мы узнаём данные числа и что они выражают.

Вернёмся к нашему тексту. Как вы думаете, что является в нём условием?) Чьи слова рассказали нам об условии?

- Но, чтобы текст превратить в задачу, одного условия мало. В задаче должно быть ещё требование (на доску прикрепляется слово «требование»), в котором указано, что требуется найти. В чём состоит требование этой задачи? Кто его высказал?

-В задаче всегда есть УСЛОВИЕ, из которого мы узнаем, какие даны числа и что они обозначают и ТРЕБОВАНИЕ, из которого мы узнаем, что надо найти.

Так чем простой текст отличается от задачи?

– Используя рисунок, составьте свою задачу.

– Назовите условие этой задачи.

Назовите требования. 

Кладоискателям все нипочем,

К цели своей непременно дойдем.

В горы поднимемся мы высоко,

Дружно опустимся вмести на дно,

С кочки на кочку попрыгаем дружно,

Низко к земле наклоняться нам нужно.

Влево и вправо потянемся дружно,

Садитесь, продолжаем урок.

Задание № 2.

– Сравните два текста. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Какой из них является задачей?

– Объясните, как вы распознали задачу?

– Что должно быть в тексте задачи?

– Назовите условие этой задачи.

– Назовите  требование  этой  задачи.  

– Рассмотрите иллюстрацию. Придумайте по ней текст, который только похож на задачу, но задачей не является.

– Почему этот текст нельзя назвать задачей?

Задание № 3.

– Прочитайте высказывания. К какой части задачи они относятся: к условию или к требованию?

– К  данным  условиям  придумайте  требования,  чтобы  получились задачи.

Задание № 4.

– К  данным  требованиям  придумайте  условия,  чтобы  получились задачи.

Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.

Работать с учебником.

Отвечать на вопросы учителя.

Он предложил пересчитать все поленья.

Маша предложила сложить число поленьев, которые они принесли. 5 + 3 = 8

Предполагать варианты ответа.

Работать с учебником.

дети ищут и зачитывают условие задачи с помощью учителя

Бабушка спросила «Сколько всего поленьев вы принесли?»

Мальчиков было 2 человека, а девочек – 4 человека. 

Сколько всего детей танцевало?

Учащиеся выполняют упражнение.

Предполагать варианты ответа 

Второй текст

Условие и требование.

В прятки играли 4 мальчика и 2 девочки.

Сколько  детей  играли  в прятки?

В вазе стояло 5 ромашек, а на столе – 2 ромашки.

Нет требования.

Это условия задач

Варианты задач:

 На одном берегу реки было 7 домов, а на другом – 6. Сколько домов на двух берегах этой реки?

 В классе было 10 учеников, а потом пришли еще 2. Сколько учеников стало в классе?

 В одной вазе лежало 6 яблок, в другой – 2, а в третьей – 4. Сколько яблок лежало в трех вазах?

 Зерно вывозили 9 машин, а потом 1 машина сломалась. Сколько машин осталось?

Варианты задач:

 В одной деревне было 5 коров, а в другой – 4. Сколько всего коров было в стаде?

 В вазе стояло 10 ромашек. Три ромашки завяли. Сколько ромашек осталось в вазе для цветов?

 Утром в поле выехало 4 комбайна, а после обеда выехало 3 комбайна. Найдите число комбайнов, работающих в поле.

 Первая бригада собрала 10 мешков картошки, а вторая – 6 мешков. Требуется узнать, сколько мешков картошки собрали за день.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

Закрепление (физминутка)

-Поиграем в игру «Да-нет». Буду читать тексты, если это задача, то вы приседаете и говорите да-да, если нет, то подпрыгиваете и говорите «Нет-нет»

1) В нашем  классе 3 мальчика и 3 девочки.

2) В нашем  классе 3 мальчика и 3 девочки. Сколько в классе окон?

 -Объясните, почему это не задача?

3) В 1 классе 3 мальчика и 3 девочки. Сколько детей в 1 классе?

Если это задача, то дети приседают и говорят «Да-да». 

-Если что-то не соответствует правилам, то дети подпрыгивают и говорят «Нет-нет».

«Нет-нет»

«Нет-нет»

Дети объясняют, что было не так.

«Да-да».

6. Итог урока.

Рефлексия

- Давайте ещё раз вспомним составные части задачи: условие,требование

Что мы узнаём из условия?

Что указано в требовании?

Если отсутствует требование или условие, текст не является задачей.

Итак, ребята, сегодня на уроке..

Я узнал (а)…

Мне понравилось…

Было трудно…

Наш урок окончен. Все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!

Отвечать на вопросы учителя.

Данные  в задачи числа и что они выражают)

 Что требуется найти в задачи

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение.

Регулятивные:

адекватно воспринимают качественную оценку.

Личностные: показывают отношение к предмету


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

10 8 7 4 1 9 6 5 3 2 10 12 15 18 11 13 14 16 19 17 МОСТ

Слайд 3

4 5 3 7 1 7 3 6 2 3 5 1 4 4 6 7 8 5 2 6 8 7 1 2 6 2 5 4

Слайд 4

Найди значение выражений 1 + 4 10 – 9 2 + 6 8 – 3 0 + 6 5 – 2 8 + 2 9 – 1 2 + 5 5 – 5 3 + 7 7 – 1 3 + 3 4 – 0 3 + 2 8 – 4 0 + 3 7 – 4 9 + 2 8 – 4

Слайд 6

« Задача. Условие и требование

Слайд 7

Сравни два текста. Какой из них является задачей? В прятки играли 6 детей. Из них 4 мальчика и 2 девочки . В прятки играли 4 мальчика и 2 девочки. Сколько детей играли в прятки?

Слайд 8

К данным условиям придумай требования, чтобы получились задачи 1. На одном берегу реки было 7 домов, а на другом – 6 домов. 2. В классе было 10 учеников, а потом пришли ещё 2. 3. В одной вазе лежало 6 яблок, в другой – 2, а в третьей – 4. 4. Зерно вывозили 9 машин, а потом 1 машина сломалась.

Слайд 9

К данным требованиям придумай условие, чтобы получились задачи Сколько всего коров было в стаде? Сколько ромашек осталось в вазе для цветов? Найди число комбайнов, работающих в поле. Требуется узнать, сколько мешков картошки собрали за день ?

Слайд 10

Я узнал (а)… Мне понравилось… Было трудно…

Слайд 11

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе "Задача. Условие и требование"

Уро математики в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"  по теме "Задача. Условие и требование". В конспекте использованы игровые моменты....

Задача. Условие и требование.

"Первое знакомство обучающихся с понятием "задача"; дети учатся анализировать предлагаемые ситуации в задаче, выделяя условие, требование"...

Учебно-методический комплект по математике на тему «Задача. Условие и требование».

Тема: «Задача. Условие и требование.»Тип  урока: изученного нового материала.Цель: формирование понятий, которые определены  терминами: задача, условие, требованиеПланируемые результаты:Пред...

Конспект урока математики на тему "Задача. Условие и требование"

Урок математики на тему "Задача. Условие и требование" (2 урока)....

Урок математики в 1-м классе. Тема: «Задача. Условие и требование»

Урок математики по программе Перспективная начальная школа. С использованием технологий: ИКТ, технологии сотрудничества и игровой технологии....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Задача. Условие и требование 1 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Задача. Условие и требованиеЦели деятельности учителя:- развитие умения выделять условие и требование в задаче;- совершенствование умения составлять и дополнять текст...