Тема: Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.
план-конспект урока по математике (4 класс)

МАТЕМАТИКА Тема: Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Цель: Познакомить с приемом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 09.12_4_kl_matem.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА

Тема: Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

Цель: Познакомить с приемом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число; выполнять анализ (выделение признаков); выбирать основания для сравнения, классификации объектов; работать в парах; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные. 

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Все за парты тихо сели

И соседа не задели.- учитель.

Всем, всем добрый день,

Прочь с дороги наша лень,

Не мешай учиться,

Мы будем трудиться!- ученики

Открываем тетради. Отступаем 4 клетки вниз, пишем 8 декабря, классная работа.

II. Актуализация знаний

  1. Устный счет(презентация, 9 слайдов) Фронтальная работа

1. Увеличьте 150 на столько же           получится 300.

2. Найдите сумму чисел 300 и 400.            Сумма равна 700.

3. Сумма двух чисел равна 407. Одно слагаемое 7. Чему равно второе слагаемое            Второе слагаемое 400.

4. Найдите результат сложения чисел 860 и 40 равен            900

5. Сумму чисел 460 и 200 уменьшите в10 раз            получится 66

6. Увеличьте 420 в 2 раза            получится 840

7. Неизвестное число увеличили на 200 и получили 1000. Назовите неизвестное число           Неизвестное число равно 800.

8. Неизвестное число больше 270 на 30. Чему равно неизвестное число.           Неизвестное число равно 300.

9. Увеличьте 302 на 2 десятка            получится число 322.

3.Найдите значения выражений, соедините выражения, которые имеют одинаковые ответы (презентация, слайд 10)Фронтальная работа

Проверим.

6*90=                                (6*9)*10=540

70*8=                                (7*8)*10=560

20*3=                                (2*3)*10=60

50*2=                                (5*2)*10=100

Сделайте вывод: как можно умножить круглые числа?

Чтобы найти произведение круглых чисел, можно выполнить умножение, не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько в обоих множителях вместе.

Например,  пять умножить на тридцать.

Пять умножаем на три и получаем пятнадцать. Приписываем в значении произведения один нуль. Получается сто пятьдесят.

1. Индивидуальная работа у доски (2 ученика)

А) Не подставляя цифры, сравните:

376 … 36

86 … 85

53 … 53

Б) Исправьте ошибку:

56 .  1000 = 560                              890 . 100 = 89000

72 000 . 100 = 720 000                   74 .  10 000 = 74 000      

Проверка. Работа с оценочной таблицей.                        

III.Самоопределение к деятельности

- Чем похожи все примеры?(примеры на умножение с круглыми числами).

-Как умножить  на 10, 100, 1000 и т.д.( Приписать один, два, три и т.д. нуля)

-Как перемножить круглые числа?( Выполнить вычисления, не глядя на нули, а потом приписать столько нулей, сколько их в двух множителях)

-Сформулируйте тему и задачи урока (Тема: умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Задачи: познакомимся с приемом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число).

IV. Работа по теме

1.Работа по учебнику Фронтальная работа(устно)

-Откройте учебник на стр.79.Рассмотрите записи рядом с красной чертой. Объясните 1 задание.

2.А)Видеообъяснение CD-ROM

Найдем произведение чисел 730 и 6.Число 730 можно представить в виде 73 десятков. Умножаем 73 десятка на 6. Получим 438 десятков. Чтобы выразить десятки в единицах надо  к записи числа справа приписать один 0.Это будет 4380 единиц.

Умножим 6500 на 3.Число 6500 можно представить как 65 сотен. Умножаем 65 сотен на 3.Это можно записать в столбик так: 6500 .3 = 19500.Получается 195 сотен. Чтобы выразить сотни в единицы надо в записи числа справа приписать два 0.Это будет 19 500.

Итак, мы можем сформулировать правило: Если первый множитель оканчивается 0, то записывают  второй множитель так, чтобы 0 в первом множителе оставались справа. Умножают, не обращая внимания на 0.Затем к полученному результату приписывают столько 0, сколько их было в первом множителе.

Б) Игра «Выполни умножение» (Ученик с комментированием)Индивидуальная работа.

3. Работа по учебнику Индивидуальная работа (устно продолжение)

Объясните 2 задание ( в столбик)

380.9 = 3420           8400 . 7 = 58 800         69 000 . 4 = 276000

4. № 350.

А) Индивидуальная работа. У доски ученики с комментированием, дети в тетрадях:

4700 .5 = 23 500                  30700 . 9=276 300    

6800 . 6 = 40800                   20080 . 7=140 560

Б)Самостоятельная работа

420 . 8 =3360            380.9 = 3420    

Проверка. Работа с оценочной таблицей.        

V. Электронная физкультминутка             

VI. Закрепление изученного материала

1.Работа в парах (задача по выбору).

2 ученика решают задачи  с обратной стороны доски.

А)Задача № 351

-Составляем план решения задачи. Пишем краткую запись, решение и полный ответ.

План:

1.Сколько пар женской обуви изготовил?

2. Сколько пар вместе женской и мужской обуви изготовили?

3. Сколько пар детской обуви изготовили?

На фабрике за месяц изготовили 40 000 пар обуви: мужской обуви – 8900 пар, женской- в 2 раза больше, чем мужской, остальная обувь-детская. Сколько пар детской обуви изготовили за этот месяц?

         

1)  (пар) – женской обуви.

2)  (пар) – женской и мужской обуви.

3)  (пар).

Ответ: 13300 пар детской обуви изготовили за этот месяц.

Б)Задача № 352

План:

1.Сколько тонн свеклы привезли?

2.Сколько изготовили сахара?

На сахарный завод привезли 80 машин свеклы, по 3 т на каждой. Сколько сахара изготовили из этой свеклы, если масса сахара составляет шестую часть массы свеклы?

1) 3 · 80 = 240 (т) – свеклы.

2) 240 : 6 = 40 (т).

Ответ: 40 т сахара изготовили

Проверка. Работа с оценочной таблицей.                        

2.Геометрический материал (презентация, слайд 11)Устно в парах

На рисунке изображён план земельного участка и указаны некоторые его размеры. Найдите площадь этого участка.

А теперь проверим.

Отделим меньший прямоугольник от большего прямой линией.

Площадь участка будет состоять из суммы площади большего прямоугольника и площади меньшего прямоугольника.

Площадь прямоугольника вычисляется по формуле «а умножить на в».

S = а ∙ в ширину на длину

Обозначим площадь меньшего прямоугольника S1.Чтобы найти площадь меньшего прямоугольника, нам нужно умножить его длину и ширину.

S1= 20м ∙ 15м

Площадь маленького прямоугольника равна трёмстам метрам квадратным.

Теперь находим площадь большего прямоугольника. Обозначим ее S2. Мы видим, что его длина равна сумме двух величин.

Значит,  в формуле нахождения площади прямоугольника вместо буквы, а ставим сумму двух величин и получаем запись.

S2= (20м + 30м) ∙ 25м

S2= 50м ∙ 25м

Находим сумму, а затем и произведение, и получаем площадь большего прямоугольника. Она равна  одной тысяче двумстам пятидесяти квадратным метрам.

Теперь нам остаётся только найти сумму двух площадей.

Площадь меньшего прямоугольника:

S1 = 300 м2

Площадь большего прямоугольника:

S2= 1250 м2

Чтобы найти сумму двух площадей, мы должны  сложить площади 2-ух прямоугольников:

S3 = 300 м 2 + 1250 м2

S3 = 1550 м 2

Площадь участка равна  одной тысяче пятистам пятидесяти метрам квадратным. 

Работа с оценочной таблицей.                        

3.Логическая разминка. Задача. Работа в парах(по выбору).

1.Три брата-Ваня, Саша, Коля – учатся в разных классах одной школы. Коля старше, а Саша моложе Вани. Назови имена старшего из братьев, среднего и младшего.

2.Груша тяжелее яблока, а персик легче яблока. Какой из фруктов  самый тяжёлый?

Проверка. Работа с оценочной таблицей.                        

VII. Рефлексия

Решение тестов. Самостоятельная работа по вариантам.

Вариант 1

1.Если 600 умножить на 3, то получится:

* 603                             *6 003

*18 000                           *1 800

2.Произведение 240 и 3 равно:

* 80                            *7 200

*720                           *243

3.Первый множитель 102,второй 8.Чему равно произведение?

* 816                          *110

*8016                         *916

4.Если число 50 000 удвоить, то получится:

* 10 000                           *100 000

*50 002                          *1 000 000

5.Если число 120 000 увеличить в 4 раза, то получится:

* 48 000                           *30 000

*480 000                          *160 000

Вариант 2

1.Если 800 умножить на 4, то получится:

* 320                             *3 200

*3020                           *804

2.Произведение 250 и 5 равно:

* 50                            *255

*125                           *1250

3.Первый множитель 103,второй 5.Чему равно произведение?

* 515                         *615

*5015                         *1035

4.Если число 5 000 удвоить, то получится:

* 10 000                           *100 000

*50 002                          *1 000

5.Если число 130 000 увеличить в 3 раза, то получится:

* 36 000                           *390 000

*39 000                          *130 003

Проверка. Выводим на экран тесты с правильными ответами.

Подводим итоги по оценочной таблице.

Учитель объясняет критерии оценивания.                      

-По оценочным таблицам и выполненным заданиям в тетрадях, вы получите отметки за урок.

VIII. Подведение итогов урока (презентация, слайд 12)

-Сегодня на уроке я узнал…

-На уроке я научился…

-Мне легко далось…

-У меня вызвало затруднение…

Поднимите смайлики, которые покажут интерес к уроку

Домашнее задание:

С.79 № 354,355


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

Урок математики в 4 классе по комплекту «Школа России» авторы: М.И. Моро, М.А.Бантова и др.Учитель: Платонова О.А. Тема урока: Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.Цели: Позна...

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

Разноуровневые задания по математике 4 класс...

Конспект открытого урока в 4 классе по теме: "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями"

Математика  4 класс. Учебник М. И. Моро и др.Тема: "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями".Цели:Познакомить с приемом умножения на однозначное число многозначных чисе...