Урок математики в 4 классе на тему "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Воротникова Елизавета Владимировна

Представляю вам урок математики в 4 классе на тему "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование урока по теме «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями»

Выполнил учитель начальных классов: Воротникова Е.В.

УМК: Школа России.

Учебник: Математика, М.И. Моро, С.И. Волкова, 1 часть.

Основная цель темы: способствовать формированию у учащихся умений овладевать письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

Задачи

С точки зрения учителя

Образовательные

1. Сформировать вычислительные навыки, умение решать задачи.
2. Формировать навык умножать многозначные числа, оканчивающиеся нулями в столбик.

Развивающие

1. Развивать интерес к изучению математики как науки.
2. Развивать мышление, память, наблюдательность.
3. Развивать умение представлять, анализировать и интерпретировать данные

Воспитательные

1. Воспитывать умение работать в паре, коллективно; умение слушать, выражать своё мнение.
2. Воспитывать любовь к изучению математики.

Предмет усвоения: многозначные числа, умножающиеся на числа, оканчивающиеся нулями.

Средства усвоения: материал из учебника, дополнительный раздаточный материал, презентация.

Опорные знания

Опорные умения

1. Знают, как выполнять умножение в столбик.

1. Умеют считать многозначные числа.
2. Умеют взаимодействовать с учебником.

2. Знают, что такое многозначные числа, классы и разряды чисел.

1. Умеют отличать между собой многозначные числа.
2. Умеют строить алгоритм умножения чисел.

Тип урока – урок открытия нового знания.

Ресурсы урока (средства обучения) – учебник, мультимедийная презентация, карточки.

Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы усвоения:

Этапы урока:

Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: организовать начало урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Проверьте готовность к уроку. Посмотрите на рабочее место и убедитесь в том, что у вас всё есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.

Учащиеся: проверяют готовность к уроку.
Учитель: Раз вы готовы, то мы начинаем урок! Для начала проверим, все ли сдали тетради с домашней работой. Чьё имя я назвала – присаживается.

1. Подготовка к восприятию

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: организовать повторение опорных знаний, умений и навыков.

   Название вида учебной работы: беседа, работа с презентацией.

  • Учебная задача для учителя: проверить знания учащихся по пройденному материалу.
  • Учебная задача для учащихся: вспомнить изученный материал.
  • Организация работы детей:
  • Учитель: Ребята, давайте начнём наш урок с ранее изученных тем. Для этого мы проведём устный счёт. Кто будет первым поднимать руку и верно отвечать, тот получит фишку.
    Устный счёт:
    1. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)
    2. Если самое большое трехзначное число уменьшить на самое большое двузначное число, полученный результат разделить на 4, а затем вычесть 25, то получится возраст мудреца-звездочета.
    Сколько лет звездочету? (200 лет)
    3. Какие 4 одинаковых числа надо сложить, чтобы получить 16? (4)
    4. 257 · 10 = 2570
    5. 340 · 2 = 680
    6. 111 · 8 = 888
    Учащиеся: Дают ответы на вопросы.
    Учитель: Молодцы! Скажите, что мы с вами повторили? (Умножение трёхзначных чисел на двузначное и однозначное)
    Учащиеся: Отвечают на вопрос учителя.
  • Формы и организация контроля  за работой: фронтальная, устная работа.
  • Подведение результатов работы: учащиеся вспомнили пройденный материал, проверили уровень своих знаний.

2. Восприятие

3. Осмысление

Открытие нового знания.

Цель: первичное ознакомление учащихся с умножением чисел, оканчивающихся нулями.

    Название вида учебной работы: беседа, работа с презентацией.

Учебная задача для учителя: помочь учащимся сформулировать тему урока, познакомить учащихся с приёмами умножения.

Учебная задача для учащихся: определить тему урока, различать приёмы умножения, ознакомиться с заданием нового вида.

Организация работы детей:

Учитель: А теперь откройте свои тетрадочки, запишите сегодняшнее число, классная работа. Под диктовку запишите примеры:
1) 6·9= 54   2) 26·3   3) 139·0      4) 264·10     5) 92· 100     6) 523·300
Учитель: Скажите мне, пожалуйста, одинаковые ли примеры? Что в них общего? (Они все на умножение)
Учитель: Ребята, объясните мне, какие приёмы умножения используются в каждом примере? (табличное умножение, внетабличное умножение (разрядные слагаемые), умножение на ноль, увеличение числа в 10 раз, увеличение числа в 100 раз; последнее вызывает затруднение)
Учащиеся: Отвечают на вопрос учителя.
Учитель: Молодцы, ребята! А почему вы не смогли назвать приём умножения в последнем примере? (не знакомились с данным приёмом умножения: умножение на числа, оканчивающиеся нулями)
Учащиеся: Участвуют в разговоре, совместно с учителем.
Учитель: Верно, мы ещё не изучали с вами этот приём! Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Умножение на числа, оканчивающиеся нулями)
Учащиеся: Совместно с учителем формулируют тему урока.
Учитель: Абсолютно верно! Тема сегодняшнего урока «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями». Давайте откроем учебники на странице 79 и внимательно изучим, как выполнено умножение. Сами попробуете решить последний пример или я покажу вам, как его нужно решать? (Дети выбирают решать самостоятельно, чтобы побудить себя к действию)
Учащиеся: Самостоятельно работают с решением примера, опираясь на образец из учебника.
Учитель: Давайте проверим, какой же ответ у вас получился? Кто готов? Вызвать одного учащегося к доске для записи примера и решения к нему. (Ответ: 156900)
Один из учащихся выходит к доске, остальные следят за ходом рассуждения.
Учащиеся: Составляют совместно с учителем алгоритм умножения чисел, запись которых оканчивается нулями. (Алгоритм показан на презентации на протяжении урока)
Алгоритм:
1. Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.

2. Умножаю многозначное число на число, не обращая внимание на нули.

3. К полученному результату приписываю нули.

4. Читаю ответ.
Учитель: Какую цель мы ставим на урок? (Научиться умножать числа, оканчивающиеся нулями)

Формы и организация контроля за работой: самостоятельная с проверкой по эталону.

Подведение результатов работы: учащиеся ознакомились с понятием «умножение чисел, запись которых оканчивается нулями», первично научились записывать такие примеры в столбик.

4. Закрепление

Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление).

Цель:  закрепить полученные знания учащихся.

Название вида учебной работы: работа с учебником.

Учебная задача для учителя: закрепить знания учащихся, научить их применять полученные знания.

Учебная задача для учащихся: применить полученные знания.

Организация работы детей:

Физкультминутка:

Учитель: Давайте мы с вами отдохнём, вижу, что многие из вас устали. Встаём.
Если вы согласны с высказыванием хлопаете один раз, стоя на месте, а если не согласны – приседаете.

Верно, что у 180 коз, 180 хвостов? (да)

Верно ли, что у 30 мышат, 30 ушей? (нет)

А что это вы встали все вместе? Расскажи.

Верно ли, что у 140 коров, 280 рогов? (да)

Верно ли, что у 25 лошадей, 120 ног? (нет)

Верно ли, что если одно яйцо варится 5 минут, то 23 яйца будут вариться 5 минут? (да)

Учитель: Продолжим работать над темой урока. Учебники открыты на странице 79. Вместе выполним номер 350. Будем работать у доски. (Вызывать учащихся из каждой команды (ряда) для решения примеров)
- Чей ряд справится быстрее и назовёт правильные ответы – получит фишку.
Учащиеся: Работают с учебником, кто-то работает у доски.
Учитель: Всё верно. Вы молодцы!

Формы и организация контроля за работой: фронтальная, работа письменно по учебнику.

Подведение результатов работы: учащиеся закрепили знания об умножении чисел, запись которых оканчивается нулями.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: проверить уровень усвоения полученных знаний на примере самостоятельной работы.
Название вида учебной работы: работа в парах (по рядам), работа в тетрадях.

Учебная задача для учителя: проверить уровень усвоения полученных знаний учащихся.

Учебная задача для учащихся: проверить свой уровень полученных знаний путём практического задания.

Организация работы детей:
Учитель:
Продолжим работать над темой урока. Давайте обсудим, что нам нужно сделать. Сейчас я на каждую парту раздам карточки с примерами. Ваша задача – верно и быстро решить их. Чья парта решила – поднимает руку. (Выдать карточки с примерами учащимся)
*ВСТАВИТЬ КАРТОЧКИ*
588 х 70 = 41160              647 х 300 = 194 100

279 х 60 = 16 740             175 х 900 = 157 500

2 804 х 80 = 224 320        3 007 х 60 = 180 420

1 095 х 50 = 54 750          799 х 200 = 159 800


736 х 300 = 220 800          784 х 600 = 470 400
6324 х 50 = 316 200          2907 х 30 = 87 210

Учащиеся: В парах за ограниченное время решают примеры на только что изученную тему.

Формы и организация контроля за работой: самостоятельная с записью результатов в карточки.

Подведение результатов работы: учащиеся знают, как решать примеры, где есть умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

5. Применение

Данный этап пропущен, т.к тема является новой и на первом уроке достаточно первичного закрепления знаний для дальнейшей работы с домашним заданием, связанным с темой урока.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: выявление и определение неразрешённых затруднений во время урока.

   Название вида учебной работы: беседа с классом.

Учебная задача для учителя: создать условия для оценки деятельности учащихся самостоятельно во время урока.

Учебная задача для учащихся: выявить пробелы в знаниях, оценить свою работу на уроке.

Организация работы детей:
Учитель:
Какие вы сегодня были молодцы! Вы отлично справились с заданиями на уроке, активно работали и не давали себе скучать. Давайте вспомним, что мы изучили на сегодняшнем уроке.
1. С какой темой мы познакомились на уроке? (Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями)
2. Скажите, пожалуйста, удалось ли вам составить алгоритм умножения таких чисел? (Да, удалось)
3. Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока? (Да, достигли)
Учащиеся: Отвечают на вопросы. Называют алгоритм умножения.
Учитель: Все сегодня постарались. Оценки за урок следующие: …

Формы и организация контроля за работой: фронтальная.

Подведение результатов работы: определить, всё ли удалось выполнить на уроке, была ли достигнута цель, дать оценку деятельности учащихся.

Обсуждение и запись домашнего задания.

Цель: закрепление полученных знаний.

Название вида учебной работы: домашняя работа.

Учебная задача для учителя: проверить, была ли усвоена тема урока.

Учебная задача для учащихся: проверить своё понимание пройденной темы.

Организация работы детей:
Учитель:
Открываем дневники и записываем домашнее задание. Учебник, стр. 79, примеры под красной чертой. (Дети записывают домашнее задание)
Учитель: Спасибо за урок, было очень интересно и приятно с вами работать! Урок окончен.

Формы и организация контроля за работой: фронтальная.

Подведение результатов работы: домашнее задание выдано, результаты озвучены, урок можно считать завершённым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями" (4 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о новом приеме умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число.Задачи урока: Дидактические:1....

Технологическая карта урока по математике "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями" УМК "Школа России", 4 класс.

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся умения овладеть письменным приемом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.Задачи урокаДидактические:1. Обучит...

Технологическая карта урока по математики «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с приёмом умножения многозначных чисел, оканчивающиеся нулями на однозначные.Задачи урокаДидактические:1. Формировать у обучающи...

Урок математики в 4 классе по теме "Умножение многозначных чисел, запись которых оканчивается нулями"

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: - познакомить с приёмом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число;Задачи урока: способствовать развити...

Технологическая карта урока на тему: «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями» УМК «Школа России» учебник математика 4 класс 1 часть

Тема урока «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями» Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: ознакомление с приемом умножения чисел, запись которых оканч...

презентация к уроку математики 4 класс«Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями»

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся умения овладеть письменным приемом умножения на числа, оканчивающиеся нулями...