Связь между скоростью, временем и расстоянием
учебно-методический материал по математике (4 класс)

Капитонова Наталья Владимировна

Урок № 68

Тема:  Связь между скоростью, временем и расстоянием

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • Создавать условия для изучения связей между скоростью, временем и пройденным расстоянием;
  • Развивать умения логически мыслить, рассуждать;

Планируемые результаты

Предметные:

  • решать задачи на пропорциональное деление, устанавливать, как найти время, если известны скорость и расстояние;
  • переводить одни единицы измерения в другие;

Метапредметные:

  • владеть навыками смыслового чтения текстов с математическим содержанием в соответствии с поставленными целями и задачами;

Личностные:

  • понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;

Межпредметные связи: Технология, составлять план изготовления изделия

Ресурсы урока:

Для учителя: Рабочая программа,

Для учащихся: Учебник «Математика», 4 класс,  II часть, с. 7, Рабочая тетрадь, с. 6 — 7, Электронное приложение к учебнику М. И. Моро.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Актуализация необходимых знаний

 

  • Предлагает выполнить задание №24, с. 7, «цепочкой»
  • Включает в урок решение задачи в Рабочей тетради, №9, с.6. Напоминает, что действия с величинами можно выполнять, если они выражены в одинаковых единицах измерения, предлагает выразить скорость лыжника в других единицах: 200 м/мин. = 12000 м/час. = 12 км/час.
  • Проводит математический диктант:
  1. Купили 8 одинаковых по цене тетрадей в клетку и 12 таких же по цене тетрадей в линейку. За все тетради заплатили 80 рублей. Сколько стоит одна тетрадь? Сколько стоит 12 тетрадей в линейку?
  2. Площадь прямоугольника 48 см2 . Длина одной его стороны 8 см. Найдите длину другой стороны.
  3. Какое расстояние прошёл автобус за 4 часа, если его скорость была 40 км/час?

 

Может включить  в урок задания из пособия «Устные упражнения»

 

  • Переводят одни единицы измерения в другие
  • Объясняют смысл понятия «скорость», решают задачу на разностное сравнение величин

 

 

 

  • Записывают решения и ответы к задачам. Комментируют по просьбе учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация познавательной деятельности

  • Вы участвуете в соревнованиях по бегу и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию теперь занимаете вы?
  • Каким образом на соревнованиях по бегу судьи определяют победителя? Победитель приходит на финиш первым, следовательно, его скорость больше, а времени он тратит меньше. Тема урока: Связь между скоростью, временем и расстоянием
  • Выполняют логическую задачу

 

 

  • Участвуют в диалоге с учителями, одноклассниками, высказывают и доказывают своё мнение.

 

Организация познавательной деятельности

 

  • Предлагает прочитать и сравнить задачи №1, №2, с. 7. Какое расстояние автобус за один час? Как об этом сказано в задаче? Напоминает, что на уроках математики, решая задачи на движение, каждый раз будут иметь в виду, что движение происходит с одинаковой скоростью, даже если об этом специально не сказано. Какое расстояние прошёл автобус? Что спрашивается в задаче?

Проделывает аналогичную работу, задача №2, с. 7. Предлагает записать решение самостоятельно. При желании использует Электронное приложение к учебнику М. И. Моро: Скорость. Время. Расстояние.

  • Предлагает рассмотреть таблицу и объяснить, как можно найти время, если известны расстояние и скорость движения. Фиксирует на доске вывод детей:

Время = расстояние : время

 

  • Организует коллективное решение задачи №22, с. 7.

 

Скорость

Время

Расстояние

Теплоход

36 км/час

4 час.

Одинаковое

Лодка

?

9 час.

Можно ли сравнить скорости теплохода и лодки до решения задачи?

  • Предлагает прочитать задачу №23, с. 7, сравнить с решёнными ранее задачами, решить задачу самостоятельно. Организует проверку решения
  • Организует самостоятельное выполнение задания №25 (1 — 2 столбики), с. 7, по вариантам.

 

 

 

 

  • Под руководством учителя сравнивают задачи, определяют, чем похожи, чем они различаются, записывают решения задач

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Под руководством учителя устанавливают зависимость между данными «скорость», «время», «расстояние»

 

 

 

  • Под руководством учителя составляют план решения задачи, записывают решение задачи с кратким пояснением

 

 

 

 

  • В результате анализа задачи, делают вывод, что в данной задаче надо вычислить скорость, но не движения, а решения примеров и задач. Записывают решение самостоятельно
  • Вычисляют значения выражений, проверяют работу, сверяя с образцом выполнения задания

«Я справился с заданием …»

«Я не справился с заданием …, потому что …»

«У меня возникли трудности …» 

«У меня возникли вопросы …»

Подведение итогов

 

  • Предлагает подвести итог урока: С какой величиной познакомились на уроке? Как можно вычислить время, зная скорость  и расстояние?

Домашнее задание: №25, с. 7

 

Делают обобщение по теме урока, обсуждают домашнее задание.

Дополнительный материал:

  1. Волкова С. И. Математика. Устные упражнения: 4 класс: Пособие для учителей. – М: Просвещение, 2013. -  80 с.

Диагностика достижения планируемых результатов:

Проверь себя и оцени свои успехи, с. 7

Дополнительные творческие задания

  1. Два мальчика играли в шахматы 40 минут. Сколько времени играл каждый мальчик?
  2. Задание в Учебнике №2, с. 10
  3. Задание в Учебнике №26, с. 7

Самоанализ

Достижения:

Сложности:

Предложения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_68.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 68

Тема:  Связь между скоростью, временем и расстоянием

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • Создавать условия для изучения связей между скоростью, временем и пройденным расстоянием;
  • Развивать умения логически мыслить, рассуждать;

Планируемые результаты

Предметные:

  • решать задачи на пропорциональное деление, устанавливать, как найти время, если известны скорость и расстояние;
  • переводить одни единицы измерения в другие;

Метапредметные:

  • владеть навыками смыслового чтения текстов с математическим содержанием в соответствии с поставленными целями и задачами;

Личностные:

  • понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;

Межпредметные связи: Технология, составлять план изготовления изделия

Ресурсы урока:

Для учителя: Рабочая программа,

Для учащихся: Учебник «Математика», 4 класс,  II часть, с. 7, Рабочая тетрадь, с. 6 — 7, Электронное приложение к учебнику М. И. Моро.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает выполнить задание №24, с. 7, «цепочкой»
  • Включает в урок решение задачи в Рабочей тетради, №9, с.6. Напоминает, что действия с величинами можно выполнять, если они выражены в одинаковых единицах измерения, предлагает выразить скорость лыжника в других единицах: 200 м/мин. = 12000 м/час. = 12 км/час.
  • Проводит математический диктант:
  1. Купили 8 одинаковых по цене тетрадей в клетку и 12 таких же по цене тетрадей в линейку. За все тетради заплатили 80 рублей. Сколько стоит одна тетрадь? Сколько стоит 12 тетрадей в линейку?
  2. Площадь прямоугольника 48 см2 . Длина одной его стороны 8 см. Найдите длину другой стороны.
  3. Какое расстояние прошёл автобус за 4 часа, если его скорость была 40 км/час?

Может включить  в урок задания из пособия «Устные упражнения»

  • Переводят одни единицы измерения в другие
  • Объясняют смысл понятия «скорость», решают задачу на разностное сравнение величин

  • Записывают решения и ответы к задачам. Комментируют по просьбе учителя

Мотивация познавательной деятельности

  • Вы участвуете в соревнованиях по бегу и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию теперь занимаете вы?
  • Каким образом на соревнованиях по бегу судьи определяют победителя? Победитель приходит на финиш первым, следовательно, его скорость больше, а времени он тратит меньше. Тема урока: Связь между скоростью, временем и расстоянием
  • Выполняют логическую задачу

  • Участвуют в диалоге с учителями, одноклассниками, высказывают и доказывают своё мнение.

Организация познавательной деятельности

  • Предлагает прочитать и сравнить задачи №1, №2, с. 7. Какое расстояние автобус за один час? Как об этом сказано в задаче? Напоминает, что на уроках математики, решая задачи на движение, каждый раз будут иметь в виду, что движение происходит с одинаковой скоростью, даже если об этом специально не сказано. Какое расстояние прошёл автобус? Что спрашивается в задаче?

Проделывает аналогичную работу, задача №2, с. 7. Предлагает записать решение самостоятельно. При желании использует Электронное приложение к учебнику М. И. Моро: Скорость. Время. Расстояние.

  • Предлагает рассмотреть таблицу и объяснить, как можно найти время, если известны расстояние и скорость движения. Фиксирует на доске вывод детей:

Время = расстояние : время

  • Организует коллективное решение задачи №22, с. 7.

Скорость

Время

Расстояние

Теплоход

36 км/час

4 час.

Одинаковое

Лодка

?

9 час.

Можно ли сравнить скорости теплохода и лодки до решения задачи?

  • Предлагает прочитать задачу №23, с. 7, сравнить с решёнными ранее задачами, решить задачу самостоятельно. Организует проверку решения
  • Организует самостоятельное выполнение задания №25 (1 — 2 столбики), с. 7, по вариантам.

  • Под руководством учителя сравнивают задачи, определяют, чем похожи, чем они различаются, записывают решения задач

  • Под руководством учителя устанавливают зависимость между данными «скорость», «время», «расстояние»

  • Под руководством учителя составляют план решения задачи, записывают решение задачи с кратким пояснением

  • В результате анализа задачи, делают вывод, что в данной задаче надо вычислить скорость, но не движения, а решения примеров и задач. Записывают решение самостоятельно
  • Вычисляют значения выражений, проверяют работу, сверяя с образцом выполнения задания

«Я справился с заданием …»

«Я не справился с заданием …, потому что …»

«У меня возникли трудности …»  

«У меня возникли вопросы …»

Подведение итогов

  • Предлагает подвести итог урока: С какой величиной познакомились на уроке? Как можно вычислить время, зная скорость  и расстояние?

Домашнее задание: №25, с. 7

Делают обобщение по теме урока, обсуждают домашнее задание.

Дополнительный материал:

  1. Волкова С. И. Математика. Устные упражнения: 4 класс: Пособие для учителей. – М: Просвещение, 2013. -  80 с.

Диагностика достижения планируемых результатов:

Проверь себя и оцени свои успехи, с. 7

Дополнительные творческие задания

  1. Два мальчика играли в шахматы 40 минут. Сколько времени играл каждый мальчик?
  2. Задание в Учебнике №2, с. 10
  3. Задание в Учебнике №26, с. 7

Самоанализ

Достижения:

Сложности:

Предложения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика "Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием"

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием....

Конспект урока по математике 4 класса Тема урока: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

Тема урока: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.Цели урока:1. Обучающая Создание условий для формирования нового понятия «скорость», «...

Связь между скоростью, временем и расстоянием

Конспект урока по матемтаики для 2 класса...

Урок математики "Скорость, единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием"

Цели урока: Создать условия для введения и усвоения понятия скорость, единицы скорости, установить взаимодействие между скоростью, временем и расстоянием...

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием 4 класс

4 классТема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстояниемЦели:1.Создать проблемную ситуацию для введения понятия «скорость».2.Установить, как измеряют ск...

Технологическая карта урока математики «Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием».

Цель урока: познакомить с понятием «скорость движения», с новым видом задач на движение; совершенствовать вычислительные навыки.Задачи урока: формирование следующих предметных умений:умени...

Проверочная работа по математике за 4 класс Тема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

1.       Чтобы найти скорость (V) надо (напиши формулу) ____________________.2.       Чтобы найти время (t) надо (напиши формулу) ...