Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач в прямой и косвенной форме"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Индира Германовна Цуциева

Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач в прямой и косвенной форме". На этом уроке мы с детьми  рассмотрели решение задач, выраженных в косвенной форме. Сравнили формулировки задач, научились правильно определять, что требуется найти в задаче. На примере текстовых задач  научились правильно переводить текстовые задания, написанные в косвенной форме, в краткую запись на примере конкретных задач. Урок развивает у учащихся 3 класса математическое мышление на основе осмысления сущности и особенностей задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз в косвенной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок обЪяснения нового материала18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

Тема «Решение задач в прямой и косвенной форме»

Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз.
Задачи:
 Предметные
• познакомить учащихся с решением задач нового вида
• совершенствовать навыки счета
• работать над развитием математической речи
• использовать способ моделирование изучаемого содержания (схемы, краткая запись задач)
• создать алгоритм для решения задач нового вида.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знании:

  1.  Устная работа.

- Прочитайте числа:

На доске: 111, 63.250, 4.362, 7.302.515, 550.671, 1.678

-Назовите число, в котором только единицы первого класса (111)

- Назовите числа, в которых только единицы первого и второго класса (63.250, 4.362, 550.671, 1.678)

-Назовите числа, у которых есть в разрядах стоит «0» (63.250, 550.671),назовите эти рязряды (разряд единиц, рязряд единиц тысяч)

2. Математический диктант:

1) Найдите сумму чисел 560 и 240 (800)

2) Найдите разность чисел 270 и 90 (180)

3) Выразите в км 72.000м ( 72км)

4) Выразите  в кг 15т ( 15.000кг)

5) Выразите в мин 7ч ( 420мин)

6) Найдите S прямоугольника со сторонами 15см и 5см ( 75 кв.см)

7) Найдите Р квадрата со стороной 8мм ( 32мм)

8) Вычтите из 1м 20 см (80см)

Далее проводится  взаимопроверка полученных ответов (дети обмениваются тетрадями)

На доске: 800, 180, 72км, 15.000кг, 420мин, 75 кв.см, 32мм, 80 см.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Рассмотрим следующую геометрическую задачу:

Алан начертил два отрезка. Длина первого отрезка – 10 см, он длиннее второго на 4см. Чему равна длина второго отрезка?

- о чём говорится в задаче?

- что нам известно о первом отрезке?

- что говорится о втором отрезке?

Эта задача относится к теме нашего урока. Такие задачи называются задачи в косвенной форме, так как  про длину второго отрезка не говорится прямо: длиннее он или короче. О его длине мы можем узнать только из данных о первом отрезке.

И цель нашего урока, научиться различать прямую и косвенную формы задач, а также правильно их  решать.

- составим краткую запись к нашей задаче, где будет видно, что находить длину второго отрезка мы будем исходя из данных о первом отрезке:

I отрезок – 10см, на 4см б.

II отрезок -?см

Решение.

10 -4 = 6 (см) – длина второго отрезка.

Ответ: 6см.

! Характерным отличием косвенных задачах является то, что в них часто встречаются слова ЭТО, ИХ.

! И если одна величина на несколько единиц ( в несколько раз) больше, то другая на столько же единиц ( во столько же раз) меньше.

  1. Первичное усвоение новых знании:

1. Работа по учебнику:

С. 68 № 319

1) Наш дом – 9эт

    Соседний дом -? Эт., на 3 эт.б.

2)Наш дом - ? эт.

   Соседний дом – 12 эт., на 3 эт.б.

- Чем отличаются эти задачи? (ответы детей)

- Да, верно, условие первой задачи даётся в прямой форме, а второй задачи – в косвенной.

2. Самостоятельная работа:

№ 320 –  первую задачу решает 1вариант, а вторую задачу – 2 вариант.

  1. Динамическая минутка.

Зачитываю задачи, если задача в прямой форме наклон вперёд, если в косвенной – шаг на месте.

  1. Муравей весит 5г, а вес добычи в 50 раз больше. Какова масса добычи?
  2. Муравей весит 5г, это в 50 раз меньше массы добычи, которую он может нести. Какова масса добычи?
  3. Грузовая машина весит 3 тонны, это в 3 раза больше веса легковой машины. Сколько весит легковая машина?
  4. Грузовая машина весит 3 тонны, а легковая в 3 раза меньше. Сколько весит легковая машина?
  5. В парке высадили 11 лип, это на 2 больше, чем клёнов. Сколько высадили клёнов?
  6. В парке высадили 11 лип, а клёнов на 2 меньше. Сколько высадили клёнов?
  7. Сыну 7 лет, и он моложе отца на 23 года. Сколько лет отцу?
  8. Мама сварила 15 л малинового варенья, и это в 2 раза меньше чем сварила бабушка. Сколько литров варенья сварила бабушка?

! Обратить ещё раз внимание детей, что задачи в косвенной форме часто содержат слова « это», « их».

  1. Первичное закрепление темы.

Что нужно сделать, чтобы решить задачу, выраженную в косвенной форме?

  1. Определить, что эта задача выражена в косвенной форме. Как определить?

Какое слово указывает? Какие ещё слова можно подставить?

2. Определить, большее или меньшее число находим.

3. Составить краткую запись.

4. Решить задачу, используя краткую запись.

  1. Повторение и закрепление раннее изученного:

Работа по учебнику:

№ 321 – работа с именованными числами

№ 322 – работа у доски

  1. Рефлексия.

-Ребята, наш урок подошёл к концу и мне бы хотелось узнать ваше настроение и то, насколько был полезным и интересным для вас урок.

Перед вами фразы, ваша задача продолжить одну из них:

На доске:  - было трудно …

 - я смог …

 - мне захотелось …

-Спасибо за урок, вы все большие молодцы!

  1. Д/з: № 324, 323


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 4 класс Тема:"Решение задач"

Решение задач. На уроке обощаю знания при решении задач на движение....

Урок математика 2 класс. Закрепление, решение задач.

Урок математики 2 класс, программа "Школа России"Тема урока: закрепление, решение задач.Цели урока: закрепление навыков устных и письменных вычислений в пределах 100;развитие умения решать задач...

Урок математики 4 класс тема: "Решение задач на движение"

Цель:Закрепить умение решать задачи на движениеЗадачи:Закреплять знание формул нахождения скорости, времени, расстояния, правил дорожного движенияРазвивать умения строить чертёж к задачам и по чертежу...

Урок математики 1 класс. Тема: Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку.

Тема: Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку....

Технологическая карта урока математики 1 класс. Тема: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: сформировать представление  о понятиях «прямая линия», «кривая линия», «отрезок», «луч».Планируемые результаты:предметны...

конспект урока математика 4 класс по теме Задачи на уменьшение или увеличение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме

Цели учебного занятия:   Образовательная:  создать условия  для знакомства с задачами в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.  Раз...

Урок математики 2 класс .Тема: «Решение задач. Таблица умножения и деления на 8 и на 9. Самостоятельная работа». Тип урока: закрепление (Образовательная система Л. Г. Петерсон "Учусь учиться" )

Математика2 класс Тема: «Решение задач. Таблица умножения и деления на 8 и на 9. Самостоятельная работа". Образовательная система  Л. Г. Петерсон "Учусь учиться"...