Технологическая карта урока по математике "Сложение дробей"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Тарьянова Лариса Евгеньевна
Математика. 
Тема. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. 06.12.2022
Цель. Формирование умений выполнять сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
 Предметные результаты урока:
 Складывать дроби с одинаковыми знаменателями; находить с помощью схемы равные между собой дроби; находить значения выражений, объясняя выбор порядка действий; решать задачи с дробями.
 
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение. 
УУД. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий.
Личностные результаты. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ход урока.
 
Этапы урока
                                      Ход урока
УУД
1. Актуализация опорных знаний.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Постановка проблемы и первичное формулирование нового знания
\
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Введение нового знания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4.Первичное закрепление.
 
 
 
 
 
5.Применение новых знаний.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6.Рефлексия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7.Домашняя работа
1. Организационный момент.
Прочитайте девиз урока.
Дружба -  великая сила!
  И любая беда – не беда, если рядом    друзья.
К чему призывает девиз урока? Действительно вам сегодня на уроке пригодится умение работать дружно, приходить на помощь друг другу. 
-Запишите в тетрадь дробь, числитель которой сегодняшнее число, а знаменатель порядковый номер текущего месяца. Какую дробь записали?   
- Какая их этих дробей самая большая? А самая маленькая? О чём нужно помнить, чтобы правильно ответить на эти вопросы? (В дробях с одинаковым числителем больше та дробь, у которой знаменатель меньше.)
- Какие задания с дробями умеете выполнять? (Сравнение, нахождение части от числа, целого по известной части, часть, которую одно число составляет от другого.)     
Карточки на повторение, двух уровней у слабоуспевающих задания на карточке со схемами
 
1. Длина дороги равна 20 км. Заасфальтировано 2/5 дороги. Сколько км заасфальтировано?
 
2. Автобус проехал 12 км, что составило 2/3 всего пути. Какова длина всего пути?
3. Туристам нужно пройти путь 5 км. Они прошли 2км. Какую часть пути они прошли?
1.Пробное задание. Разбейте числа на группы.
Слайд 5. На какие группы разбили числа. Можно ли назвать натуральные числа отрезком натурального ряда? Почему? Найдите сумму натуральных чисел.
Какие числа называются дробью? Что обозначает число над чертой? Под чертой? Что обозначает черта?
Как иначе можно записать дроби? Какая   дробь больше? Почему?  
Что вы умеете выполнять с дробями? Слайд 6.
 Возьмите графическую модель числа отложите на ней 3/8 и 2/8
Сколько всего отложили? Как это записать? 
Сложить. 
Попробуйте это сделать. 
Предположите, как это сделать. Определите тему и цель урока.
 
2.Работа в группах.
Какие правила необходимо соблюдать в группе?
Правила работы в группе
В группе должен быть организатор обсуждения.
Каждый может высказать свою версию решения.
Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.
Каждая версия обсуждается в группе.
В группе согласуется общее решение.
Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
У каждой группы есть задание, план работы. 
А) решить задачу;
Б) написать в общем виде сложение дробей с одинаковыми знаменателями;
В) восстановить алгоритм действий при выполнении сложения дробей с одинаковыми знаменателями.  ( 5мин)
1.С. 7 №2,№3 с комментированием по алгоритму.
2. № 4, стр. 7.
- Следующий номер (1 и 2 пример) вы решаете в парах с проговариванием, 3 пример каждый самостоятельно.
Учитель контролирует, чтобы каждый ученик проговорил новый способ действий вслух. После выполнения задания учащиеся проверяют по образцу Д-7.
 
 
Организация учебного процесса на этапе 8:
№ 6, стр. 8.
- Где вы можете применить новый способ? (При решении уравнений, задач.)
- Кто должен выбирать задания к уроку? (Учитель.)
- Я выбрала задачи. Откройте в учебнике № 6 на стр. 8. Прочитайте текст задач.
- Выполните анализ задач. (Задачи простые на нахождение целого. Первая задача усложнена переводом единиц измерения массы. Вторая задача усложнена заданием на сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.)
- Решите задачи самостоятельно.
Двое учащихся выполняют задание у закрытой доски. Получают образец записи, сравнивают и готовятся комментировать свои действия.
В случае затруднения детей задачи решаются фронтально у доски.
- Проверьте.
Самопроверка – по подробному образцу на доске:
а) (кг)
кг = 1000 : 10 · 7 = 700 г
Ответ: кг или 700 г общая масса помидора и огурца.
б) (ог.)
>
Ответ: часть огорода занята помидорами и огурцами. Большую часть занимают огурцы.
- Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться складывать дроби с одинаковым знаменателем. Построить алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями.)
- Достигли цели? Докажите.
Учащиеся повторяют алгоритм сложения дробей или правило.
- У кого были трудности при открытии нового способа? В чем?
- У кого были трудности при выполнении самостоятельной работы? В чем?
- Справились ли вы с трудностями?
- Что мы должны помнить? (Преодолевая трудности, мы учимся.)
- Кто может сказать, что в течение урока он находился в учебной деятельности?
- Кто может доказать? (В пробном действии сам определил, что я не знаю, и сам нашёл новый способ действия.)
Зафиксируйте в таблице.
С.8№7, №10.
Познавательные УУД
Развиваем умения:           
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
 
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); 
4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; 
5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;
6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;
7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:           
1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;
2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. составлять план решения отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
 
5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:           
1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike_slozhenie_drobey.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Математика.

Тема. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. 06.12.2022

Цель. Формирование умений выполнять сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

 Предметные результаты урока:

 Складывать дроби с одинаковыми знаменателями; находить с помощью схемы равные между собой дроби; находить значения выражений, объясняя выбор порядка действий; решать задачи с дробями.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

УУД. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий.

Личностные результаты. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики.

 

Ход урока.

Этапы урока

                                      Ход урока

УУД

1. Актуализация опорных знаний.

2. Постановка проблемы и первичное формулирование нового знания

\

3. Введение нового знания.

4.Первичное закрепление.

5.Применение новых знаний.

6.Рефлексия

7.Домашняя работа

1. Организационный момент.

Прочитайте девиз урока.

Дружба -  великая сила!

  И любая беда – не беда, если рядом    друзья.

К чему призывает девиз урока? Действительно вам сегодня на уроке пригодится умение работать дружно, приходить на помощь друг другу. 

-Запишите в тетрадь дробь, числитель которой сегодняшнее число, а знаменатель порядковый номер текущего месяца. Какую дробь записали?  

- Какая их этих дробей самая большая? А самая маленькая? О чём нужно помнить, чтобы правильно ответить на эти вопросы? (В дробях с одинаковым числителем больше та дробь, у которой знаменатель меньше.)

- Какие задания с дробями умеете выполнять? (Сравнение, нахождение части от числа, целого по известной части, часть, которую одно число составляет от другого.)    

Карточки на повторение, двух уровней у слабоуспевающих задания на карточке со схемами

  1. Длина дороги равна 20 км. Заасфальтировано 2/5 дороги. Сколько км заасфальтировано?

  1. Автобус проехал 12 км, что составило 2/3 всего пути. Какова длина всего пути?
  2. Туристам нужно пройти путь 5 км. Они прошли 2км. Какую часть пути они прошли?

1.Пробное задание. Разбейте числа на группы.

Слайд 5. На какие группы разбили числа. Можно ли назвать натуральные числа отрезком натурального ряда? Почему? Найдите сумму натуральных чисел.

Какие числа называются дробью? Что обозначает число над чертой? Под чертой? Что обозначает черта?

Как иначе можно записать дроби? Какая   дробь больше? Почему?  

Что вы умеете выполнять с дробями? Слайд 6.

 Возьмите графическую модель числа отложите на ней 3/8 и 2/8

Сколько всего отложили? Как это записать?

Сложить.

Попробуйте это сделать.

Предположите, как это сделать. Определите тему и цель урока.

2.Работа в группах.

Какие правила необходимо соблюдать в группе?

Правила работы в группе

  • В группе должен быть организатор обсуждения.
  • Каждый может высказать свою версию решения.
  • Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.
  • Каждая версия обсуждается в группе.
  • В группе согласуется общее решение.
  • Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

У каждой группы есть задание, план работы.

А) решить задачу;

Б) написать в общем виде сложение дробей с одинаковыми знаменателями;

В) восстановить алгоритм действий при выполнении сложения дробей с одинаковыми знаменателями.  ( 5мин)

1.С. 7 №2,№3 с комментированием по алгоритму.

2. № 4, стр. 7.

- Следующий номер (1 и 2 пример) вы решаете в парах с проговариванием, 3 пример каждый самостоятельно.

Учитель контролирует, чтобы каждый ученик проговорил новый способ действий вслух. После выполнения задания учащиеся проверяют по образцу Д-7.

Организация учебного процесса на этапе 8:

6, стр. 8.

- Где вы можете применить новый способ? (При решении уравнений, задач.)

- Кто должен выбирать задания к уроку? (Учитель.)

- Я выбрала задачи. Откройте в учебнике  6 на стр. 8. Прочитайте текст задач.

- Выполните анализ задач. (Задачи простые на нахождение целого. Первая задача усложнена переводом единиц измерения массы. Вторая задача усложнена заданием на сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.)

- Решите задачи самостоятельно.

Двое учащихся выполняют задание у закрытой доски. Получают образец записи, сравнивают и готовятся комментировать свои действия.

В случае затруднения детей задачи решаются фронтально у доски.

- Проверьте.

Самопроверка – по подробному образцу на доске:

а) (кг)

кг = 1000 : 10 · 7 = 700 г

Ответ: кг или 700 г общая масса помидора и огурца.

б) (ог.)

>

Ответ: часть огорода занята помидорами и огурцами. Большую часть занимают огурцы.

- Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться складывать дроби с одинаковым знаменателем. Построить алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями.)

- Достигли цели? Докажите.

Учащиеся повторяют алгоритм сложения дробей или правило.

- У кого были трудности при открытии нового способа? В чем?

- У кого были трудности при выполнении самостоятельной работы? В чем?

- Справились ли вы с трудностями?

- Что мы должны помнить? (Преодолевая трудности, мы учимся.)

- Кто может сказать, что в течение урока он находился в учебной деятельности?

- Кто может доказать? (В пробном действии сам определил, что я не знаю, и сам нашёл новый способ действия.)

Зафиксируйте в таблице.

С.8№7, №10.

Познавательные УУД

Развиваем умения:          

1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); 

4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; 

5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;

6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;

7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;

2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3. составлять план решения отдельной учебной задачи;

4. работая по плану, сверять

свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;

5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:          

1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;