Технологическая карта урока математики «Движение в противоположных направлениях", 4 класс, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Гиматова Надия Анировна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения решать задачи на движение в противоположных направлениях

Задачи урока

Дидактические:

1) Совершенствовать вычислительные навыки;

2) способствовать формированию умения решать задачи на движение в противоположных направлениях;

3) формировать умение устанавливать соответствие между текстом задачи и рисунком (схемой) к ней

Развивающие:

1) Развивать логическое мышление;

2) развивать внимание и оперативную память;

3) развивать коммуникативные навыки работы в группах, в парах

Воспитательные:

1) Воспитывать положительное отношение к учению;

2) воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 15.02.2022

Студентка: Гиматова Надия

Школа: МАОУ «МЛ№148 г. Челябинска»

Группа: 36

Класс: 4 «Г»

Учитель: Симинихина Ю.А.

Урок: 1

Методист: Серебренникова С. В.

Время: 8:00-8:40   Кабинет: 203

Тема урока «Движение в противоположных направлениях»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения решать задачи на движение в противоположных направлениях

Задачи урока

Дидактические:

  1. совершенствовать вычислительные навыки;
  2. способствовать формированию умения решать задачи на движение в противоположных направлениях;
  3. формировать умение устанавливать соответствие между текстом задачи и рисунком (схемой) к ней.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление;
  2. развивать внимание и оперативную память;
  3. развивать коммуникативные навыки работы в группах, в парах.

Воспитательные:

  1. воспитывать положительное отношение к учению;
  2. воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

1.Создает эмоциональное поле.

2.Приветствует учащихся.

3. Проверяет готовность учащихся к уроку.

- Здравствуйте, меня зовут Надия Анировна и сегодня я проведу у вас урок математики. Садитесь.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять -

И внимательно считать.

Приветствуют учителя.

Р: включение в учебную деятельность

Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

Презентация

Слайд 1

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф,Г

Словесный:

беседа

Наглядный: раздаточный материал

1.        Проводит беседу по теме прошлого урока.

2.        Организует групповую работу.

- Выполним с вами работу в группах. Но сначала мы вспомним правила работы в группах. (слушать друг друга, выбрать ответственного, распределить работу, быть вежливым)

У вас есть конверт, вам необходимо выбрать те величины, которые используются в задачах на движение.

-На какие 3 группы можно разделить данные единицы измерения? Отвечаем по руке.

Первая группа будет искать единицы скорости, вторая группа единицы времени и третья группа будет искать единицы расстояния. На работу у вас 2 минуты.

Кг, км, т, с, км/ч, см, сут, м, ц, ч, мин, м/мин, км/c, м/с, дм

ОТВЕТ: 1) км/ч, м/мин,м/с; 2) с,ч,мин;

3) км,см,м,дм

- Представитель первой группы, назови единицы, которые вы выбрали.

- Представитель второй группы, ваша очередь.

- Представитель третьей группы, какие единицы расстояния вы выбрали?

- Для решения каких задач мы используем эти величины?

- Задачи в каком направлении движения вы знаете?

- Умеете ли вы решать такие задачи?

- Сейчас это проверим. Посмотрите на экран, внимательно прочитайте задачу.

Между двумя станциями 60 км. Одновременно в одном и том же направлении выехали поезд и мотоциклист, так что поезд едет впереди. Через сколько часов мотоциклист догонит поезд, если его скорость равна 90 км/ч, а скорость  поезда — 60 км/ч?

- Поднимите руку, кто хочет решить задачу у доски.

- Отлично. Мы с вами решили задачу на одно и то же направление. Посмотрите на экран, здесь вы видите картинки с направлениями движения. Скажите, какая картинка здесь отличается? Почему?

Отвечают на вопросы

Вспоминают правила работы в группах

-Единицы скорости, времени и расстояния

- км, км/ч, м, ч, мин, м/мин, км/с, м/с

-Для решения задач на движение

- В одном и том же направлении

- Да

Найдем скорость сближения

90 км/ч − 60 км/ч = 30 км/ч

Определим через сколько часов автобус догонит велосипедиста

60 : 30 = 2 ч

 Ответ: автобус догонит велосипедиста через 2 часа.

- Отличается картинка №2, так как здесь изображено противоположное направление

Предметные: актуализировать имеющиеся знания.

Метапредметные:

П: анализ

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающихся.

Раздаточный материал

Слайд 2

Слайд 3

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

беседа

Наглядный:

Презентация,учебник

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

- Значит, какая тема нашего урока?

- Поставим цель и задачу урока по опорным словам

ЦЕЛЬ: научиться…

ЗАДАЧИ:

- ознакомиться с правилом..

- выполнить ..

- сформулировать собственную..

- оценить ..

- подвести..

Отвечают на вопросы.

Ставят цель и задачи урока

-Решение задач на движение в противоположных направлениях

- решать задачи на движение в противоположных направлениях

- выполнения задачи на движение с противоположным направлением

- упражнения

- задачу на движение

- работу

- итоги

Метапредметн

ые:

П: анализ.

К: достижение

договоренносте

й и

согласование

общего

решения.

Р:целеполагани

е.

Личностные:

осознание

ответственност

и за общее

дело.

Слайд 4

Слайд 5,6

Слайд 7-16

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный:

беседа

Наглядный:

раздаточный материал, учебник

Открытие детьми нового знания.

- Рассмотрим с вами упражнение №153 из учебника на стр. 46

- Внимательно прочитайте задание.

- Какие величины нам известны?

- Что нам необходимо узнать?

- Что такое расстояние?

- Для этого нам необходима схема движения поездов.

- Как вы думаете, каким образом мы можем узнать расстояние поездов?

- Верно. Тогда скорость относительно друг друга равна сумме их скоростей

- Ответим с вами на поставленный вопрос, на каком расстоянии друг от друга находятся поезда, через час после встречи?

- Как вы вычислили?

- Отлично. Ответим на следующий вопрос. С какой скоростью увеличивается расстояние между ними?

-Это и есть скорость изменения расстояния между ними. Посмотрите на схему, как она связана со скоростями поездов?

- (имя ребенка), прочитай следующий вопрос.

- Нам уже известно на каком расстоянии они будут находиться через 1 час после встречи. Как мы вычислим расстояние через 2 часа?

- Рассмотрим с вами еще одну задачу

 № 154 в учебнике на странице 46.

-Внимательно прочитайте. Поднимите руку, если хотите решить задачу на доске.

- Прочитай задачу еще раз на весь класс.

- Запишем данные, которые нам известны.

- Так же нам дано правило, прочитай

- Какая величина нам неизвестна?

- Для того, чтобы облегчить работу нарисуем схему. Расположим на доске  картинки поездов, которые едут в навстречу, сверху подпишем их скорости и фигурной скобкой покажем расстояние, которое они проехали.

- Что для начала мы должны узнать?

- Опираясь на правило из учебника, как мы вычислим?

- Верно. Вычисли на доске

- То есть за 1 час они приближаются друг к другу на 150 км.

- Тогда за какое время они преодолеют расстояние в 300 км? Выполни вычисление

- Спасибо, садись. Поднимите руку, кто хочет выполнить вторую часть задачи?

- Прочитай задание.

- В данной части задачи, какое направление имеют поезда?

- Верно. Расположи на схеме поезда в противоположных направлениях.

- Какие величины нам известны?

- Что необходимо нам вычислить?

- Как будем выполнять вычисление?

- Вычисли на доске.

Отвечают на вопрос

- Скорость первого поезда 80 км/ч через 1 час после встречи. Скорость второго поезда 70 км/ч через 1 час после встречи с другим поездом.

- Расстояние между поездами

- Длина от одного пункта до другого.

- Нужно сложить скорости поездов

80 + 70 = 150 км/час.

- 150 км

150 км/ч* 1 ч= 150 км – расстояние между поездами

- 150 км/ч

- Данная скорость равна сумме скоростей данных поездов.

- На каком расстоянии друг от друга будут находиться поезда через 2 ч после встречи, если движение продолжится с теми же скоростями.

150 км/ч* 2 ч= 300 км – расстояние между поездами через 2 часа после встречи.

S= 300 км

V1 = 80 км/ч

V2= 70 км/ч

- При движении в противоположных направлениях скорость изменения расстояния между движущимися объектами равна сумме скоростей этих объектов. изменения расстояния между движущимися объектами равна сумме скоростей

- Время

- Какое расстояние они проехали за 1 час

- Сложим скорости поездов

- 80 км/ч+70 км/ч= 150 км/ч- скорость с которой поезд едет за 1 час

300/150= 2 ч – произойдет встреча двух поездов.

- Противоположное

- Скорости поездов и время

- Расстояние

- Нужно сложить скорости поездов, так мы узнаем расстояние между поездами за 1 час. Затем расстояние пройденное за 1 час умножим на 3 часа

80 км/ч+70км/ч= 150км/ч скорость с которой поезда отдаляются друг от друга за 1 час.

150км/ч*1 ч= 150 км- расстояние между поездами за 1 час

Через 3 часа после встречи расстояние между ними будет равно: 150 * 3 = 450 км.

Предметные:

умение самостоятельно

добывать

новые знания.

Метапредметн

ые:

П:структуриро

вание знаний:

анализ;

обобщение;

выполнение

действий по

алгоритму

К: умение

излагать

мысли;

Р: способность

к волевому

усилию и

преодолеванию

трудностей.

Личностные:

проявление

активности в

работе.

Учебник

Слайд 17

Раздаточный материал

Динамическая пауза

Ф

Практический: физминутка

- Мы с вами продуктивно поработали пришло время размяться, встаньте со своих мест. Не забывайте технику безопасности при выполнении разминки.

К: умение слушать и понимать учителя.

Р: организация внимания и самоконтроля.

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

Видео

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный:

беседа

Наглядный

учебник

- Решим с вами еще одну задачу, ее вы можете увидеть на экране Поднимите руку, кто хочет выйти к доске и решить ее.

От одной станции отправились одновременно в противоположных направлениях товарный поезд и пассажирский экспресс. Скорость товарного поезда составляла 40 км/ч, скорость экспресса 180 км/ч. Какое расстояние будет между этими поездами через 2 часа?

- Какие величины нам известны?

- Что нам необходимо вычислить?

- Выполни вычисление на доске

-Скорости поездов

-Расстояние между поездами через 2 часа

40 + 180 = 220 км/ч. скорость удаления поездов.

220 × 2 = 440 км-  расстояние между поездами через 2 часа

Предметные:

умение

выполнять

задания по

теме урока.

Метапредметн

ые:

П: анализ

К: умение

слушать и

понимать

учителя;

аргументация

своего мнения.

Р: способность

к волевому

усилию и

преодолеванию

трудностей.

Личностные:

осознание

ответственност

и за общее

дело.

Слайд 18

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф Словесный: инструктаж

Наглядный рабочая тетрадь

И

Практический: самостоятельная работа

Организация самостоятельной работы учащихся.

- Теперь мы наконец-то можем отправиться дальше.

- Вам необходимо самостоятельно выполнить работу в рабочих тетрадях на стр 34 №62.

Со станции в противоположных направлениях одновременно выехали автобус и маршрутное такси. Зная, что средняя скорость такси 64 км/ч, а автобуса-  44 км/ч, ответь на следующие вопросы.

  1. Какое расстояние будет между автобусом и такси через час?

  1. Какое расстояние будет между автобусом и такси через 3 часа?

3)Через сколько часов расстояние между автобусом и такси станет 216 км?

4) Через сколько часов расстояние между автобусом и такси станет 432 км?

 -На выполнение работы у вас 5 минут, затем выполним проверку.

- Ваше время вышло, обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте. На экране вы видите ответы.

- Если в решении есть ошибка, ставьте –

- А теперь поставьте отметку в соответствии с критериями. Критерии вы видите на экране.

0 - - отметка «5»

1 - - отметка «4»

2-3 – отметка «3»

4 и более - – отметка «2»

Выполняют самостоятельную работу

1)64км/ч+44км/ч= 108(км/ч) – скорость отдаления автобуса и маршрутного такси

108км/ч*1ч= 108(км) – будет между ними через час;

2) 64км/ч+44км/ч= 108(км/ч) – скорость отдаления автобуса и маршрутного такси

108км*3ч=324(км) – будет между ними через 3 часа;

3)64км/ч+44км/ч= 108(км/ч) – скорость отдаления автобуса и маршрутного такси

216км/108км/ч=2(ч) – через 2 часа расстояние между ними будет равно 216 км;

4)64км/ч+44км/ч= 108(км/ч) – скорость отдаления автобуса и маршрутного такси

432км/108км/ч=4(ч) – через 4 часа расстояние между ними будет равно 432 км.

 

Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Рабочая тетрадь

Слайд 19

Слайд 20

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф,П

Словесный: инструктаж

Наглядный учебник

Практический: упражнение

Озвучивает парную работу

-Откройте учебник на странице 46. Выполним с вами задание № 155.

- (имя ребенка), прочитай задание.

- Данную работу необходимо выполнить в парах. На выполнение данного задания у вас 5 минут, если выполнили задание – поднимите руку.

Выполняют парную работу

- Автобус движется со скоростью 60 км/ч, а автомобиль движется со скоростью 80 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между ними 280 км.

60 км/ч+80км/ч= 140 км/ч- скорость сближения автобуса и автомобиля

140км/ч*1ч= 140 км- расстояние, которое преодолевают автобус и автомобиль за 1 час

280км/140км= 2 ч- встретятся автобус и автомобиль.

Предметные: уметь правильно выполнять задания по теме урока. Метапредметные:

Личностные:. Проявление

активности в

общей работе

Учебник

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

Наглядныйраздаточный материал

1. Подводит итоги урока.

- Наше с вами занятие подходит к концу. А теперь дополните предложения.

- На сегодняшнем уроке я узнал . . .

-  На этом уроке я похвалил бы себя за . . .

-  После урока мне захотелось . . .

- Отлично.

2.Выдает домашнее задание

- Запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь, стр.35, №64,65

3.Оценивает работу учащихся на уроке.

- А теперь поднимите зелёную карточку, если вы со всем справились и всё поняли. Поднимите желтую карточку, если были трудности (какие?).

Поднимите красную карточку если было сложно и вы ничего не поняли.

- Хорошо.

- Сейчас я оглашу отметки, которые вы получили за урок

- Спасибо вам за работу!

Метапредметные:

Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока математике по теме "Уравнение" 1 класс ФГОС

Папка содержит информацию о специфике технологической карты: структура и полезность для учителя и администрации; ПРИМЕР: технологическая карта урока открытия нового знания по теме "Уравнение", презент...

Технологическая карта урока. Математика. Движение в противоположных направлениях. 4 класс.

Конспект урока по математики. Движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока. Математика. Движение в противоположных направлениях. 4 класс.

Конспект урока по математикеДвижение в противоположных направлениях....

технологическая карта урока Тема: «Движение в противоположных направлениях»

Технологическая карта урока ФИО учителя: Калинина Екатерина АнатольевнаКласс: 4УМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: «Движение в противоположных направлениях»Тип уро...

Технологическая карта урока математики «Движение с отставанием» (УМК: «Перспектива», 4 класс)

Мои методические разработки: Цель урока: формирование у обучающихся представлений о движении с отставанием.Планируемые результаты:Предметные: использовать при решении текстовых задач и ...