технологическая карта урока Тема: «Движение в противоположных направлениях»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Технологическая карта урока

 

ФИО учителя: Калинина Екатерина Анатольевна

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Предмет: математика

Тема: «Движение в противоположных направлениях»

Тип урока: открытие новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: Числа от 1 до 1000. Умножение и деление.

Цель: в ходе практической работы познакомить обучающихся с задачами на движение в противоположных направлениях.

 

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

 

познавательные

коммуникативные

Познакомиться с задачами на противоположное движение.

Познакомиться с понятием «скорость сближения».

Формулировать условие задачи по данному чертежу.

Совершенствовать вычислительные навыки.

 

Понимать и принимать учебную задачу;

Выполнять самооценку по критериям.

Определять границы своего знания и незнания

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним.

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость).

Сравнивать задачи на движение различных видов.

Классифицировать объекты.

Определять закономерность построения рядов.

Строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний.

Учитывать разные мнения, слушать собеседника и вести диалог.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: учебник к УМК М.И.Моро 4 класс, интерактивное оборудование, компьютер.

Ключевые слова: «противоположное направление», «скорость удаления»

Рабочие материалы для обучающихся: учебник математики к УМК М.И.Моро для 4 класса (2 часть), рабочая тетрадь.

Ход урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Калинина Екатерина Анатольевна

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Предмет: математика

Тема: «Движение в противоположных направлениях»

Тип урока: открытие новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: Числа от 1 до 1000. Умножение и деление.

Цель: в ходе практической работы познакомить обучающихся с задачами на движение в противоположных направлениях.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Познакомиться с задачами на противоположное движение.

Познакомиться с понятием «скорость сближения».

Формулировать условие задачи по данному чертежу.

Совершенствовать вычислительные навыки.

Понимать и принимать учебную задачу;

Выполнять самооценку по критериям.

Определять границы своего знания и незнания

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним.

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный  путь, время, скорость).

Сравнивать задачи на движение различных видов.

Классифицировать объекты.

Определять закономерность построения рядов.

Строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний.

Учитывать разные мнения, слушать собеседника и вести диалог.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: учебник к УМК М.И.Моро 4 класс, интерактивное оборудование, компьютер.

Ключевые слова: «противоположное направление», «скорость удаления»

Рабочие материалы для обучающихся: учебник математики к УМК М.И.Моро для 4 класса (2 часть), рабочая тетрадь.

Ход урока

**Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.

Орг.момент

Мотивирование ученика к учебной деятельности

Фронтальная

Слайд 1.

Все  готовы точно в срок,

Со звонком  начать урок?

Очень  рада. Начинаем!

Всем  успеха  я  желаю!

Обретенья  новых знаний!

Вдохновенья в их познании!

Проверяют свою готовность к уроку

Волевая саморегуляция

Наблюдение за готовностью детей к уроку

2.

Актуализация знаний

Актуализация имеющихся знаний;

Актуалицация мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Фронтальная

- Давайте сначала вспомним, над чем мы работали на прошлом уроке? (Решали задачи на движение в одном направлении).

Слайд 2

-На какие группы можно разделить данные единицы измерения?

 КГ , КМ, Т, С, КМ/Ч, СМ,  СУТ, М, Ц, Ч, МИН, М/МИН,  КМ/C, М/С, ДМ.

(время, расстояние, скорость, масса)

Слайд 2 -проверка: (ч, мин, с, сут.) (дм, см, м, км) (км/ч, м/мин, км/с, м/с) ( кг, т, ц)

- Какая группа «лишняя» и почему?

- Для решения каких задач используются оставшиеся группы величин?

- Что необходимо знать, чтобы правильно решать эти задачи? (соотношение величин V, t, S)

- Сейчас мы проверим ваше умение.

ЗАДАЧА – ЭСТАФЕТА (слайд 3…8)

  • Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?
  • Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?
  • Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?
  • Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?
  • Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?
  • Орел летит со скоростью 30 м/с. За какое время он пролетит 270 м?
    (20 м;  4 м/с;  6 ч;  24 км/ч;  300 км;  9с)

1.Выявляют закономерности

2. Действуют по предложенному плану

3.Отвечают на вопросы учителя

Учатся отличать верно выполненное задание от неверного.

Учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Учатся слушать и понимать речь других.

Ответы детей на поставленные вопросы. Наблюдение учителя

3.

Постановка проблемы

Постановка учебной задачи на изучение темы.

Фронтальная

- А теперь внимание на экран (слайд 9  -  текст задачи, потом появится схема движения объектов)

Задача. Из автобусного парка вышли одновременно в противоположенных направлениях два автобуса. Скорость одного 40км/ч а, а скорость другого- 60км/ч. Какое расстояние будет между ними через 6 часов?

-Какой вид задачи?

-Какое это движение?- (открыть схему- слайд  10)

-Чему же мы будем сегодня учиться  на уроке? (Познакомимся с решением задач на движение в противоположных направлениях)  и попробуем найти закономерность, что же происходит с величинами при таком движении.

1. Читают условие задачи.

2. Обсуждают целевые установки изучения темы, прогнозируют содержание деятельности на уроке.

3. Отвечают на вопросы учителя.

4. Прогнозируют свои действия.

Осуществляют  волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;

Ставят учебную задачу с помощью учителя.

 Развивают наблюд-ность.

Наблюдение за умением с помощью учителя определять тему и задачи урока

4.

Проектирование и фиксация нового знания

Знакомство с понятиями «противоположное направление» и «скорость удаления»

Фронтальная и  работа с информацией в учебнике

- Что значит - автобус двигался со V- 40км/ч (за час проходил 40км), второй?

- Что из этого следует? (значит каждый час расстояние между ними - увеличивалось)

- Как можно назвать скорость, с которой автобусы двигались в противоположных направлениях? СКОРОСТЬ УДАЛЕНИЯ

- Найдите решение задачи, ответьте на вопрос.

Будет 2 способа решения задачи, оба на доске показать (или открыть на экране и пусть ученики объяснят как выполняли -слайд 11).

1. Работают с информацией на экране.

2. Отвечают на вопросы учителя

Понимают смысл понятия «скорость удаления».

Учатся находить варианты решения.

Наблюдение и составление алгоритма решения поставленной задачи.

5.

Физ - минутка

Предупредить и снять умственное и физическое утомление

Фронтальная

Выполняется сидя за столом.

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки) 
Даже ветер не шумит. 
Рано утром солнце встало, всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) 
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) 
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) 
Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу) 
Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Выполняют упражнения

6.

Первичное закрепление нового материала

Проверка умения решать задачи нового вида.

Работа в парах

Фронтальная

Индивидуальная, самостоятельная

Слайд 12  

Найдите расстояние между автомобилями через 2 часа.

- Обсудите варианты решения в парах.

Слайд 13 - проверка решения задачи.

- Оцените свою работу. (Сигнальные карточки)

  Работа по слайдам на экране. (Слайд14)

- Про кого можно сказать, что они движутся навстречу друг другу?

- Что известно?  Что можно найти?   Как?

t встр. = ? 42:(4+3)=6(с)

- Про кого можно сказать, что они движутся в противоположных направлениях?

- Что известно?Что можно найти?Как? S= ? (4+6) ·3=30(дм)

- Какой вид движения еще можно рассмотреть по этому чертежу?

☼   Я думаю, что вы согласитесь поработать над этим задачами

на следующем уроке, чтобы узнать новые формулы и научиться решать новые задачи.

Ведь все новое – так интересно!         

- А чтобы проверить, как вы усвоили сегодняшний материал и нужна ли кому-то дополнительно моя помощь, предлагаю поработать в тетрадях на печатной основе (стр19 № 28-30, слайд 15).

-Не волнуйтесь, смелее приступайте к работе, у вас все получится. (Первые 5 работ – оценка в журнал)

1.Учатся решать задачи нового вида.

2. Работают в парах

4.Оценивают результат своей работы с помощью сигнальных карт.

5. Отвечают на вопросы.

5. Работают самостоятельно.

Учатся слушать и понимать речь других.

Осуществляют контроль и оценку своей деятельности.

Анализируют информацию.

Учатся правильно использовать математ - ские термины.

Наблюдение за работой.

Контроль за правильным использованием математических терминов.

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Фиксирование нового знания полученного на уроке

Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности

Фронтальная

- Ребята, как вы думаете, смогли ли мы достичь  цели урока?

Что нового узнали на уроке? (Познакомились с задачами на движение в противоположных направлениях)
-
Чему вы учились во время урока?  (Решать задачи на движение в противоположных направлениях)

- Как вы считаете, хорошо ли вы усвоили материал данного урока? Если да, то встаем, а если не очень - поднимаем правую руку.                                                            

- На последующих уроках мы с вами продолжим работу над задачами на движение.

Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.

1.Формулируют результат своей работы на уроке

2. Оценивают результат своей работы.

Осуществляют оценку усвоения знания.

Ведут учебный диалог.

8.

Дом.задание

Применение знаний в новой ситуации.

Индив-ная

Ваше домашнее задание: придумать задачу на движение в противоположных направлениях,  записать её на альбомном листе и построить к ней схему. Решать её будет кто-то из ваших одноклассников на следующем уроке математики.

Придумывают условие задачи на движение.

Составляют схему движения объектов.

Оформляют записи.

Соотносят условие задачи и схему. Развивают творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4- м классе по теме: Движение в противоположных направлениях.

Урок посторен в технологии системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)

Технологическая карта урока в 4 классе по теме: "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)...

Технологическая карта урока. Математика. Движение в противоположных направлениях. 4 класс.

Конспект урока по математики. Движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока. Математика. Движение в противоположных направлениях. 4 класс.

Конспект урока по математикеДвижение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики «Движение в противоположных направлениях", 4 класс, УМК "Перспектива"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения решать задачи на движение в противоположных направленияхЗадачи урокаДидактические: 1) Совершенствовать вычислительны...