Проект урока "Сантиметр"
учебно-методический материал по математике (1 класс)

Янюшева Наталья Ивановна

Объяснение нового материала ученикам 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka._santimetr.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА

Учебный предмет: Математика

УМК: «Школа России», М.И.Моро «Математика»  - учебник для 1 класса, ч.1.

Тема урока: Сантиметр

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи урока: Познакомить обучающихся с единицей измерения длины – сантиметром, учить измерять отрезки в сантиметрах и чертить отрезки заданной длины.

Ожидаемые результаты:

предметные – знать и воспроизводить понятие «сантиметр»; уметь измерять длину с помощью линейки, уметь чертить отрезки заданного длины.

метапредметные:

познавательные (анализировать и сравнивать полученную информацию; осуществлять рефлексию способов и условий действий, понимать информацию; представленную в виде текста, рисунков; использовать общие приемы решения задач);

коммуникативные (уметь слушать и вступать в диалог; формулировать свои затруднения; корректно сообщать товарищу об ошибках; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы);

регулятивные (уметь определять цель предстоящей деятельности; осуществлять итоговый само- и взаимоконтроль правильности и полноты выполнения заданий; осуществлять поиск информации на страницах учебника)

личностные - формировать социальную роль ученика; выражать положительного отношения к процессу познания.

Оборудование: учебник, тетрадь, 2 разные мерки на каждую парту, линейка, простой карандаш, геометрические фигуры карточки с отрезками на клетчатой бумаги для игры «Найди ошибку».

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: обучающиеся знают нумерацию и состав чисел в пределах 10; умеют сравнивать числа; знают отличительные признаки геометрических фигур (прямая, луч, отрезок); знают вычислительные приёмы +1, - 1; умеют сравнивать длины полосок одинаковыми мерками; умеют пользоваться линейкой для вычерчивания прямых линий.

План и хронометраж урока

Название этапа

Хронометраж

1

Организационный этап

1 минута

2

Актуализация знаний

5 минут

3

Постановка проблемы

6 минут

Физкультурная минутка

2 минуты

4

Открытие нового знания и составление алгоритма

9 минут

Зрительная гимнастика

2 минуты

5

Первичное закрепление изученного материала

11 минут

6

Итог урока

4 минуты

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Теоретическое обоснование: формируемые УУД

1.Организационный этап

-Здравствуйте ребята! Мы начинаем с Вами урок. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку математики. Нам сегодня понадобится на уроке учебник, рабочая тетрадь, пенал и линейка.

Проверяют свою готовность к уроку, достают, если чего-то не хватает.

Регулятивные УУД: самоконтроль.

2. Активизация знаний

- Посмотрите, что изображено на доске? (На доске под цифрами изображены: точка, прямая и кривая линия, луч, отрезок) - Назовите под какой цифрой изображена точка, прямая линия, кривая линия, луч и отрезок.

Вспоминают названия геометрических фигур, изображённых на доске, поднимая руку, называют, и сразу же идет обсуждение (если вдруг мнения разошлись).

Познавательное УУД: воспроизведение по памяти ранее изучено информации.

- Какие вы молодцы, вспомнили названия и как выглядят. А теперь я вам буду задавать утверждения, а вы если согласны с ними, то поднимаете синюю карточку, а если не согласны, то зелёную карточку.

-Через одну точку можно провести только одну прямую линю (неправильно)

-У прямой нет начала и нет конца. (правильно)

- Через две точки можно провести много прямых (неправильно)

- У луча есть начало и нет конца (правильно)

Слушают высказывания и поднимают карточки нужного цвета (согласен - не согласен), после каждого выражения происходит обсуждение с доказательствами.

Прием « Согласен не согласен»

Познавательные УУД: анализ информации.

Личностные УУД: умение выражать своё мнение.

3. Постановка проблемы

-Какой учебный предмет помогает чертить нам эти геометрические фигуры?

-А что можно измерять линейкой ?

-А чем ещё можно измерять предметы?

На каждой парте лежат 2 мерки разной длины (они подобранны таким образом, чтобы укладывалось целое число в измеряемый объект)

- Вместе с соседом по парте измерьте длину парты с помощью первой мерки. Сколько у Вас получилось? Теперь измерьте с помощью второй мерки. А сейчас сколько у Вас получилось? (В это время ответы детей записываются на доске, получается 2 числа)

- Ребята, а как вы думаете, почему у нас с вами получились разные числа, ведь парта не становилась больше или меньше?

-Линейка.

-Длину какого-то предмета.

Заслушиваются варианты детей.

Измеряют в парах длину парты сначала одной меркой, потом другой.

Выслушиваются ответы детей и они подводятся к выводу, что были меры разной длины.

Коммуникативное УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: анализ с целью выявления сходства и различия объектов.

Коммуникативное УУД: учебное сотрудничество со сверстниками

Регулятивные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме 

Физкультурная минутка

Под веселые напевы
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.

Выполняют движения за учителем по содержанию текста.

4.Открытие нового знания и составление алгоритма

-Шаги ,локти у всех людей разные, меры тоже могут быть разные, поэтому трудно измерить точно этими величинами .Что же нам делать, как же быть, чтобы не было никакой путаницы?

- Какой же?

-До нас люди тоже думали и спорили, и, чтобы прийти к единому мнению, они выбрали одинаковые мерки и создали эталон мер. Мы с Вами начнём пользоваться удобной мерой длины- сантиметр. Достаньте и рассмотрите свою линейку: расстояние между соседними метками, над которыми стоят числа, и есть один сантиметр.

-Как вы думаете, что же нового мы сегодня узнаем на уроке математики?

-Давайте откроем с вами учебник на странице 66. Рассмотрите отрезок, равный одному сантиметру. Можно ли отмерить один см без линейки?

-Верно. Но можно ли таким способом измерить длину каждого отрезка?

-Посмотрите, чему равна длина красного отрезка? Чему равна длина зелёного отрезка? Почему вы легко ответили на этот вопрос?

- Предмет, который нам помогает измерять - это линейка.

Посмотрите, как нужно прикладывать линейку , чтобы произвести правильное измерение. Один конец предмета приложи на линейке к нулю, а число, на которое будет указывать второй конец отрезка, и будет означать длину отрезка в см.Чему равна длина голубого отрезка?

-А длина голубого карандаша?

-Найдите на полях отвёртку и шуруп. Возьмите линейку и попробуйте сами измерить длину этих предметов. Сколько она сантиметров? Теперь измеряем шуруп. Сколько он сантиметров? Какой из предметов длиннее?

- Сейчас мы научимся чертить отрезки разной длины. Откройте рабочие тетрадки. В тетрадке в клеточку очень легко увидеть сантиметр. Поставьте точку, отступив 1 клеточку от края тетради. Отступите ещё 2 клеточки и поставьте вторую точку. Линейкой соедините точки. Что начертили?

-Какой длины? Укажите эту длину на отрезке. Кратко сантиметр принято записывать – см. (все действия дублируются на доске)

-А теперь давайте начертим отрезок длинной 4 см. Сначала ставим точку на 0, затем точку на цифре 4 и соедините эти две точки. Подписываем отрезок.

- Измерять одинаковой меркой

Дают разные ответы

Достают и рассматривают свою линейку.

Высказывают предположения, а учитель подводит их к выводу.

-Можно , используя клеточки в тетради .1 см = 2 клеточкам .

- Нет.

-7 см.

-5 см. Потому что он уже разделён на сантиметры.

Смотрят в учебник и слушают объяснения учителя.

-8 см.

- 9 см.

Находят рисунок на полях, берут линейку и начинают измерять.

-Отвёртка длиннее, а шуруп короче.

Проделывают работу вместе с учителем.

- Отрезок.

- 1 см.

Под комментарии учителя вместе с ним проделывают действия в тетрадях и чертят отрезок.

Проблемный диалог

Познавательное УУД: поиск выхода из проблемной ситуации.

Регулятивные УУД:  умение определять цель предстоящей деятельности;

постановка учебной задачи.

Познавательное УУД: сопоставление различных объектов в процессе их рассматривания; выявление сходства и различий

Коммуникативное УУД: умение отвечать на вопросы учителя.

Регулятивное УУД: умение осуществлять поиск информации на страницах учебника.

Познавательные УУД: планирование последовательных действий (алгоритм)

Регулятивные УУД: контроль способа действия и результата с заданным эталоном; коррекция.

Зрительная гимнастика

Ах, как долго мы решали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно

(посмотреть вправо-влево)

Ах, как солнце высоко

( посмотрите вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

( закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим

Вверх по радуге пойдём,

(Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо)

Вправо-влево повернём,

А потом скатимся вниз,

( Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись

( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)

5. Первичное закрепление изученного материала.

- Ребята, мы с Вами сейчас научились чертить отрезки, а теперь попробуйте дать друг другу задания в вычерчивании отрезков какой-то длины в пределах 10 см. Не забудьте подписать длину своего отрезка.

-Поменяйтесь тетрадями ,проверьте измерения и работу своего соседа.

- Чей сосед правильно начертил заданный вами отрезок? А кто пока ошибся? Не расстраивайтесь. Я уверена, что вместе, тренируясь, мы сможем преодолеть ваши затруднения.

На каждую парту раздаётся набор фигур:равносторонний треугольник, квадрат.

Работаем в паре. Измерьте длину сторон квадрата. Измерьте длину сторон треугольника. Какие результаты у Вас получились?

- Давайте решим теперь задачу. В учебнике на с.66 напечатан текст, это текстовая задача. Давайте прочитаем ее.

Задача состоит из 4 частей: условие, вопрос, решение, ответ ( плакат с алгоритмом на доске). Сейчас мы прочитаем только условие - это то, что известно в задаче, теперь прочитаем вопрос – это предложение с вопросительным знаком, это то, что надо узнать. Без вопроса нет задачи. Чтобы найти ответ на вопрос, мы должны решить задачу, решение мы запишем в тетрадь.

-Сколько было легковых машинок?

Сколько служебных машинок?

-Что надо узнать в задаче?

- Кто может сделать схему к данной задаче?

-Каким действием мы ответим на вопрос задачи?

Запишем в тетрадь: 4+1.

-А сейчас давайте вычислим ответ:4+1=5

-Мы ответили на вопрос? Значит можем записать теперь ответ.

- Ребята, у вас на партах лежат листочки в клеточку, где начерчены 2 отрезка.

Прежде чем мы приступим к выполнению задания, начертите на полях этого листочка (сверху вниз) отрезок длиной 2 см (действия дублируются учителем на доске). Поднимите руку, кто считает, что он хорошо научился чертить и измерять отрезки? Тогда поставьте на только что начерченном на полях отрезке «крестик» вверху. Кто считает, что ему ещё необходимо потренироваться – в середине, и кто думает, что он ничего не понял, – внизу.

- А теперь посмотрите на сами отрезки. Нет ли в измерениях ошибки, если да, то найдите ее и исправьте. (учитель собирает листочки в конце урока и сам проверяет выполнение этого задания)

Измеряют и называют результаты измерений.

Находят нужную задачу в учебнике.

Читают и отвечают на вопросы.

- 4

- 1

- Cколько всего машинок.

Один ребёнок у доски, остальные в своей тетрадке составляют схему.

-Сложение (или как вариант плюсом)

Записывают решение задачи

 -Да.

Записывают ответ

Выполняют задание, чертят линию и выставляют значки в соответствии с заданными параметрами.

Дети измеряют отрезки, находят ошибку и исправляют её.

Познавательное УУД: выявление известного и неизвестного.

Регулятивное УУД:  взаимоконтроль правильности и полноты выполнения заданий.

Коммуникативное УУД:  умение корректно сообщать товарищу об ошибках.

Коммуникативное УУД:  умение слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: анализ и постройка устных математических сообщений;  умение использовать общие приемы решения задач.

Регулятивные УУД:  умение принимать и сохранять цели работы.

Личностное УУД: самооценивание качества и уровня усвоения материала

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Познавательное УУД: применение нового учебного материала на практике.

6. Итог урока

- Что нового мы узнали на уроке?

-С какой универсальной меркой познакомились?

- Что мы хотели научиться делать с помощью линейки?

- Получилась у вас эта работа?

- А сейчас давайте подумаем, где новые знания нам пригодятся в жизни?

Давайте представим такую ситуацию: «Вам надо купить обложку для книги, как лучше поступить, чтобы обложка подошла по размеру книги?».

-Правильно, измерить длину и ширину книги, а затем обложки.»

- Теперь вы знаете, для чего нужно уметь измерять длину в сантиметрах при помощи линейки.

- Мы с Вами сегодня хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились. Спасибо за работу. Урок окончен.

Дети отвечают на поставленные вопросы, учитель направляет и корректирует, уточняет и т.д.

Даются разные ответы. Если вариант про книгу не прозвучал, то его предлагает учитель.

Регулятивное УУД: оценка уровня овладением материала (что усвоено, а над чем ещё работать)

Коммуникативные УУД: умение выстраивать монолог.

Личностное УУД: ориентация на практическое значение; формирование положительного отношения к процессу познания.


Список Литературы

1. Моро М.И.Математика, учебник для 1 класс – М., Просвещение, 2011 г.

2. Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» .М.,Просвещение,2011

3. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС под ред. Деменевой Н.Н.Издательство «АРКТИ»,2014 г.

4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учащимися. – М., АПК и ПРО, 2006

5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др. Что значит «уметь учиться». – М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....