Доклад по самообразованию "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 1 классе"
материал по математике (1 класс)

Гомылева Татьяна Евгеньевна

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по самообразованию:  

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ»

 (УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

Учитель начальных классов: Гомылева Т.Е.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

 «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»  – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
•    распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
•    формировать эти проблемы на языке математики;
•    анализировать и использовать математические методы решения;
•    решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
•    интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
•    формулировать и записывать результаты решения.

 

– Уже в 1 классе закладывается основа функциональной математической грамотности. Дети учатся ориентироваться в клетке при письме цифр или, например, моделировать, заменяя число  цифрой.

 Формируемые умения

  1. ВЫПОЛНЯТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ
  2. ВЫПОЛНЯТЬ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ НАД  ЧИСЛАМИ (УСТНО)
  3. ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОЙСТВА АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ
  4. МОДЕЛИРОВАТЬ
  5. РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

Математическая   грамотность – это комплекс

трех компонентов:

1. ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний;

2. школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы;

3. ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами. 


Первый компонент

Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика:

«А зачем мне эта математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.

Второй компонент

  1. Чтобы его сформировать, давайте детям на уроках задания: сравнить предметы (фигуры) по их форме и размерам, сравнить числа; упорядочить данное множество чисел, сравнить разные способы вычисления, выбрать наиболее удобный; проанализировать структуру числового выражения, чтобы определить порядок выполнения арифметических действий.
  2. Попросите учеников сравнить значения однородных величин (длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость), упорядочить заданные значения величин; установить зависимости между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач; моделировать зависимости, которые содержатся в тексте задачи; сравнить и обобщить информацию, которая представлена в таблицах, на диаграммах; перевести информацию из текстовой формы в табличную.

Третий компонент

Чтобы сформировать третий компонент математической функциональной грамотности, применяйте задания: понять и применить математическую символику и терминологию, построить математические суждения (рассуждения). Полезно побуждать детей высказываться в ситуациях спора, дискуссии, которые вызваны противоречием.

Заключение

В учебнике присутствуют  различные формы работы над задачей:

1. Объяснение готового решения задачи (повторный анализ - это путь к выработке твердых знаний по математике).
2. Представление ситуации, описанной в задаче и ее моделирование.

3. Решение задач с помощью таблицы.

 4. Самостоятельное составление задач учащимися.
5. Решение задач с недостающими   данными.

Работа над задачей с недостающими  данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.

6Постановка или изменение вопроса задачи.

Такие упражнения помогают обобщению знаний о связях между искомым и данными, при этом дети устанавливают, что можно узнать по определенным данным.

7. Использование приема сравнения задач и их решений.
8. Закончить решение задачи.
9. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

Существует несколько приемов поиска решения задач, способствующих формированию и развитию логического мышления младших школьников.

Прием 1.

- О чем спрашивается в задаче?
- Берем любые два данных. Задаем вопрос: “ Зная это… и это…, что можно найти?”
- Что достаточно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Отвечаем на вопрос, выбираем ответ, приближающийся на ответ задачи.
- Получаем ответ и грамотно оформляем его.

Прием 2.

- Подумай, что обозначает в задаче каждое число.
- Выбери форму краткой записи (таблица, схема, чертеж, знаковая, и т.д.)
- Найди в задаче пары чисел связанных между собой.
- Что можно узнать по этим данным.
- Составь из данных пар чисел выражения.
- Запиши пояснения к этим выражениям.
- Отбери выражения, которые нужны для решения задачи.
- Определи порядок их записи и действия.
- Выбери способ записи решения задачи ( выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)
- Реши задачу другим способом или составь обратную, с целью проверки.
- Правильно и подробно запиши ответ. 

Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия , настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.

Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.

Одной из основных целей изучения математики является формирование и развитие мышления человека, прежде всего, абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения "работать" с абстрактными, "неосязаемыми" объектами. В процессе изучения математики в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления - такие, как сила и гибкость, конструктивность и критичность и т.д.

Поэтому в качестве одного из основополагающих принципов новой концепции в "математике для всех" на первый план выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения математике. В соответствии с этим принципом центром методической системы обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а познание окружающего человека мира средствами математики и, как следствие, к динамичной адаптации человека к этому миру, к социализации личности.

Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а значит, логически и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода нестандартных логических задач. Поэтому использование учителем начальной школы этих задач на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.

«ЧТЕНИЕ – НИЧТО; ОСМЫСЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ –КОЕ-ЧТО; ЧТЕНИЕ ОСМЫСЛЕННОЕ И ПРОЧУВСТВОВАННОЕ – СОВЕРШЕНСТВО» (А. С. Пушкин)

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

В 1 классе :  обучаем детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

В основу закладываем развитие умения работать с текстом

Группы читательских умений

1. Поиск информации, заданной в явном виде

2. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте 3. Интерпретация и обобщение информации

4. Оценка содержания, языка и структуры текста

ТРУДНОСТИ  

Осознанно выбирать и упорядочивать информацию

 Работать с иллюстрацией как с источником данных,

учить учиться с помощью рисунка, схемы, карты.

 Обобщать фрагменты информации, данные в разных предложениях, в разных частях текста.

Переформулировать вопрос и сообщение текста.

 Письменно выражать свои мысли.

Свободно использовать средства и способы работы, освоенные на разных предметах

РЕШЕНИЕ  ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЗАДАЧЕЙ

  • Основная цель ученика на первом этапе – понять задачу.  
  • Представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие в ней. (Например: По тексту задачи представить ситуацию, описанную в нём. Через одну – две минуты после чтения задачи прошу двух – трёх учащихся рассказать, что они представили «нарисовать словесную картинку», или один из учеников читает про себя задачу и затем рассказывает о том, как он представляет себе, о чём говорится в задаче.  
  • Применение следующего приёма обеспечивает как понимание содержания задачи, так и запоминание. 
  •  Для этого делю текст на части:
  • а) начало события;
  • б) действие, которое произвели (произошло) с объектами задачи;
  • в) конечный момент события, результат действия.

Большое внимание отводим работе над содержанием задачи, т.е. над осмыслением ситуации, изложенной в тексте,

установлением зависимости между   данными и искомым.

Работу над отдельными словами и выражениями веду не тогда, когда знакомлю учащихся с содержанием задачи, а раньше, иначе словарная работа разрушает структуру задачи, уводит учащихся от понимания арифметического содержания задачи, зависимости между данными. Для усвоения содержания текста задачи применяю переформулировку задачи. Цель переформулировки – отбрасывание несущественных деталей, уточнение и раскрытие смысла существенных элементов задачи. Моделирование ситуации, описанной в задаче, провожу с помощью:

  • а) реальных предметов, о которых идёт речь в задаче;
  • б) предметных моделей;
  • в) графических моделей в виде рисунка или чертежа.
  • Текст задачи читаю сама или учащиеся. От того как будет прочитана или прослушана задача, зависит её понимание, а следовательно, и эффективность дальнейших действий по её решению.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.

На уроках математики  младшие школьники получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.

Учащиеся, чтобы понимать, для чего им нужны экономические знания, должны уметь:

  • анализировать свои потребности;
  • выделять основные и особые потребности;
  • определять источники удовлетворения различных потребностей;
  • пользоваться деньгами;
  • определять источники доходов и расходов;

Финансово грамотный человек – это человек, который:

  • умеет грамотно обращаться с денежными средствами, сохраняет и приумножает их;
  • ведет учёт доходов и расходов;
  • ориентируется в экономической обстановке страны;
  • может распознать признаки финансового мошенничества;
  • выполняет свои обязательства налогоплательщика;
  • умеет ориентироваться в банковских услугах.
  • В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.

В 1 классе ребенок должен:

  • понимать смысл денег, знать их функции (мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления);
  • различать монеты разного достоинства в пределах 20 р.;
  • уметь собирать из монет необходимую сумму;
  • разменивать крупную монету на мелкие.

« ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

  • способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов основанных на наблюдениях и экспериментах» .

Формированию естественнонаучной функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

«ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»

  • это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем

«КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ» - компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.  

Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь.

Именно эти качества сегодня  необходимо  воспитывать в детях   начиная с 1 класса.