Круглый стол на тему: "Развитие функциональной грамотности на уроках математики"
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Аннотация.

Статья  рассматривает современные  подходы  к  формированию функциональной  грамотности  для  развития  личности в  условиях  изменений современного  общества. Описана практическая  работа , на  основе  которой  формируются  предметные  знания и  умения, а  также универсальные учебные  действия.

 

Ключевые  слова.

Функциональная  грамотность, математика, деятельность, развитие, формирование

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  функциональной  грамотности на  уроках  математики

Брантова Альбина Руслановна учитель начальных классов первой категориимуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения      «Средняя общеобразовательная школа  №11»  Шовгеновского района  Республики Адыгея

Аннотация.

Статья  рассматривает современные  подходы  к  формированию функциональной  грамотности  для  развития  личности в  условиях  изменений современного  общества. Описана практическая  работа , на  основе  которой  формируются  предметные  знания и  умения, а  также универсальные учебные  действия.

Ключевые  слова.

Функциональная  грамотность, математика, деятельность, развитие, формирование

Введение в российских школах Федерального  государственного  образовательного  стандарта  начального  общего  образования  определяет  актуальность понятия «функциональная  грамотность», основу  которой  составляет  умение  ставить  цели  и  задачи  своей  деятельности, планировать  и  осуществлять  контроль  и  оценку.

        Понятие термина   о функциональной  грамотности  трактуется  следующим  образом  «Умение  человека  грамотно,  квалифицированно  функционировать  во  всех  сферах  человеческой  деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве,  политике,  культуре.». Функциональная  грамотность - это  показатель   общественного  благополучия. Поэтому для  школы определяется  главная  цель: подготовить  не отдельных  элитных  учеников, а  обучить  личность, которая  может  при  необходимости  быстро  менять  профессии, осваивать  новые  социальные  роли  и  функции,  быть  конкурентоспособным.

Все эти функциональные  навыки  формируются  именно  в  школе. И одной  из основных  задач  школьного  образования  сегодня – подготовить  ученика  к  адаптации  в  современном  мире.

        Для  успешного  формирования  функциональной  грамотности школьников, достижения  ключевых и предметных  компетенций  на  уроках начальной  школы  необходимо  соблюдать  следующие  условия:

- обучение  должно  носить  деятельностный  характер (одна  из  целевых  функций  обучения  любому предмету в  начальной  школе

  - формирование у  школьников  умений  самостоятельной  учебной  деятельности,  учащиеся  должны  стать  активными  участниками  изучения  нового  материала, в  урочной  деятельности использовать  продуктивные  формы  групповой  работы;

-технология формирования  типа  правильной  читательской  деятельности,  создающая условия  для  развития важнейших коммуникативных  умений

-  обучение  на  основе  « учебных  ситуаций», ( при  изучении  величин-масса, вместимость), образовательная задача  которых  состоит  в  организации  условий, провоцирующих  детское  действие

- информационные  и  коммуникативные  технологии,  использование  которых  дает возможность  формировать основу  таких важнейших  умений,  как  сравнение  и  обобщение, анализ  и  синтез

- технология  оценивания учебных  дисциплин  достижений  учащихся.

Основы  функциональной  грамотности  закладываются в  начальной школе.

        Здесь  идет  интенсивное  обучение  различным  видам  речевой  деятельности - письму  и  чтению,  говорению  и слушанию, формирование приемов математической  деятельности -  письму, чтению, говорению и слушанию.

 На  начальном  этапе обучения главное- развивать  умение  каждого ребенка  мыслить с  помощью  таких логических приемов, как  анализ, синтез, сравнение,  обобщение, классификация,  умозаключение,  систематизация.

        Формированию  функциональной  грамотности  на  уроках  в начальной  школе  помогут  задания,  соответствующие  уровню  логических   приемов.

         Многолетний опыт работы в школе показал, что заучивание, зазубривание  каких-то теоретических понятий  без  создания  проблемной ситуации их  применения  не  запоминаются  детьми, а  еще  хуже  не имеют понятий, где  и  когда  их применять. Считаю, что функциональную грамотность необходимо развивать на  каждом  учебном  предмете.

Хочу поделиться своим опытом работы по этой проблеме на уроках математики и интегрированных  уроках. Математическая грамотность – способность  определять  и  понимать  роль  математики в мире, в котором он живет, высказывать  хорошо  обоснованные  математические суждения и использовать математику в настоящей и будущей жизни для решения повседневных задач.

Формирование определенной системы математических знаний всегда было в центре внимания в математическом образовании. Объем этой системы является достаточно  высоким  с общеобразовательных позиций, а качество владения ими – недостаточно высоким. А главное, формирование этой системы знаний и умений не связана органически с формированием умений применять математику и стратегией решения задач.

Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение подобных задач.

Перед  началом любой  новой  темы создаю проблему, предлагаю  задачу, где  возникает необходимость  искать  пути  решения. Учащиеся  начинают  искать  правильный  ответ, приводя  аргументы с  логическим  рассуждением. Приходят почти  все  к  вопросу: " А  как это  решить, мы  еще  этот материал  не  проходили? Здесь  можно  разобрать  новую  тему и  тут же  применить  это  новое  знание. К  примеру, тема  урока " Письменное  умножение трехзначных чисел на однозначное". Нужно  решить  задачу. " В библиотеке на  двух  полках  по  134  книги,  на  трех  полках по 128 книг. Сколько книг  на всех пяти  полках?"  Ребята  привыкли  решать  подобные  задачи  с   однозначными  и  двузначными   числами с помощью  действия  умножения. После  разбора  задачи  дети  столкнулись  с  проблемой  умножения  трехзначных  чисел. Некоторые  воспользовались  устным  умножением  разрядных  единиц, некоторые  предложили  воспользоваться  сложением  одинаковых  слагаемых, испытав  некоторые  трудности, ученики  с большим  интересом  воспользовались  новым  способом  получения  результата. Здесь  было  понятно, что знания, которые  они  получили  очень  нужны и они  облегчают  математические  вычисления.

Считаю, что математические  знания  учащиеся  должны  использовать  не  только  в  учебном  процессе, а  в обыденной  жизни  тоже. Все  наши ребята- сельские  жители. Родители  занимаются  подсобным  хозяйством. У  многих  у них  плантации  картофеля,  капусты, клубники,  малины. Имеют  домашнюю  птицу  и крупный  рогатый  скот. Дети часто  наблюдают куплю-продажу  этих  товаров. На  своих  уроках  часто  составляю  задачи , мы  их  называем " фермерскими". Все  они  решаются  с  большим интересом. Вот  одна  из  таких  задач  для  4  класса.

"Домашнее  хозяйство имеет  4 коровы, от  каждой  коровы  оно  получает  утром  по  9  литров,а  вечером  по  11 литров  молока. Из  всего молока   ежедневно  хозяйство отвозит  10  литров  в  пансионат для  пожилых  людей.  Оставшееся  молоко хозяйство  сдает  по  30 рублей  за  литр. Каков  ежедневный  доход этого  хозяйства?" Ученики  достаточно  быстро  определяются  с  ответом, отвечая  на  вопросы.

(9+11)*4=80- все  молоко

80-10=70- осталось на продажу

70*30=2100- дневной  доход

Дальше  задаются  вопрос: " А сколько денег не  жалко отдавать  хозяйству  нуждающимся  старикам?  А  за одну неделю сколько  денег  оно  жертвует? Очень   необходимые  воспитательные  вопросы  решаются  одновременно  с  такими  задачами.

Дальше могу  продолжить работу, если  позволяет  время, поставить  новые  вопросы  к   этой  задаче.

"Из  10  литров  молока  получается  2  кг  сыра. Хозяин  может  продавать  сыр  по  300  рублей  за  1  кг. Сколько  денег он  получит  за  реализацию  сыра? Если  больше,  то  на  сколько?

70: 10=7

7*2=14кг сыра получится из  всего  молока

14* 300=4200(р)- дневной  доход  от  сыра

4200-2100=2100        

Ответ:  на  2100 рублей больше  доход  от  сыра.

Решая  такие  задачи, ученики  могут научиться  реально оценивать  некоторые  жизненные  ситуации,  могут  сами  поучаствовать  в  каких-то  семейных  дискуссиях, планах.

         Функциональная грамотность- явление  метапредметное, и поэтому она  формируется при  изучении всех  школьных  дисциплин,  при  этом имеет  разнообразные  формы проявления.

        Очень  большое значение имеют  для  меня, как  для  учителя, стремящегося научить  детей  все  полученные  знания использовать  в  жизненной  цепочке,   интегрированные  задания, это задания,  которые  объединяют  математику  с  другими  предметами. Очень  часто предлагаю задачи, связанные  со  знаниями, которые  учащиеся  получили  на  уроках  окружающего  мира.

        Изучая  единицы длины  в  4 классе ,мы  знакомимся  с  новой единицей  измерения –километром. На  этом  уроке  предложила  детям  вспомнить  тему «Золотое  кольцо  России». На интерактивной  доске  показала  схему  расположения  городов  с  расстояниями  между  ними. Дальше  задания: а) найти  длину  этого  кольца, б)  найти  расстояние  между  Владимиром   и Костромой, в) на сколько  расстояние между  городами  Переславль –Залесский  и Ростов Великий больше  расстояния  между  Ярославлем  и  Костромой.  

На  своих  уроках  часто  использую  групповую  форму  работы.    При  организации  работы  в  парах  и  группах  каждый  ученик  мыслит,  предлагает  свое мнение, пусть  оно  неверное, в  группах  рождаются споры, обсуждаются  разные  способы  решения,  идет  взаимообучение  детей в процессе  дискуссии.

Одна  группа  сравнивает  размеры и  массу   планеты « Земля» с  размером  и  массой  Юпитера.  Вторая  сравнивает  Меркурий с Землей. Такие  работы  освежают  знания по  окружающему  миру  и    активизирует  вычислительные  навыки по  математике. Такие  работы  проводятся  и  с  вел        ичинами  вершин  гор,  глубины  озер ит.д.

    В  своей   работе часто  использую  онлайн  платформы.  Во  время  карантина  в  2020  году  начав  использовать  платформу ЯКласс,   мы не  прекратили  работу. Но  особое  предпочтение  дети   отдают  образовательной  платформе  Учи.ру.  У  каждого  ученика   есть  свои   симпатии  к  отдельным  предметам  и  заданиям.  Мне  очень  нравится  весь материал,  тестовые  задания,  возможность  учителю  задавать  задания, и  при  этом  можно  их  дифференцировать.  

        Главная  цель в моей  работе- увлечь,  заинтересовать  детей, показать  серьезность и значимость  их  деятельности, вселить  уверенность  в  своих  силах. На  начальном  этапе мы  справляемся, хотя  необходимо  отметить , что  не  всегда  нам  бывает  легко, так  как  в  классах  есть  учащиеся  с  низкой  мотивацией  к  учению, недостаточный  контроль  и  участие  родителей  в  школьной  жизни  ребенка. Поэтому  я  пришла  к  выводу, что начатую  работу по развитию  функциональной  грамотности нужно  продолжать, использовать  уже  имеющиеся  компетенции  и  виды  заданий,    осваивать  и  применять  новые  формы  и  методы  работы.

Примечания:

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ:[ред. от 17.02.2021] // СПС КонсультантПлюс. М., 2021. Ст.20.
  2. Перченок, Р.Л.,Ермоленко В.А.Функциональная  грамотность  младшего  школьника: к  постановке  проблемы //Дидактические  основы  функциональной  грамотности  в  современных условиях:  пособие  для  работников системы  образования РАО/ по ред.Н.Ф. Виноградовой.  Начальное  образование, 2017. №3.С 3-7.

Ссылка на электронный ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Деление "круглых" сотен на число 100. Деление "круглых" тысяч на число 1000"

Конспект открытого урока по математике, проведённого в 3 классе.Тема урока "Деление "круглых" сотен на число 100. Деление "круглых" тысяч на число 1000".Урок с использованием игровой технологии.Т...

Что такое "круглый стол"?Как организовать круглый стол для дискуссий.

Переговоры и совещания в формате "круглого стола" популярны еще со времен Средневековья. Тогда рыцари собирались именно за круглым столом. Ведь только так все чувствуют себя равноправными и равными по...

Тема : Способ действия при деление круглых десятков на 10 и на круглые десятки

Цели:познакомить учащихся со способом действий при делении круглых десятков на число 10 и на круглые десятки; совершенствовать вычислительные навыки; ...

«Круглые десятки. Счёт круглыми десятками », 2 класс

Конспект и презентация урока по математике «Круглые десятки. Счёт круглыми десятками», 2 класс...

Технологическая карта урока по математике "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число". для 5 класса

Технологическая карта урока по математике "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число". для 5 класса коррекционного 8 вида...