Рабочая программа внеурочной деятельности для одаренных детей "Для тех, кто любит математику"
рабочая программа по математике

Шибанова Ольга Сергеевна

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Для тех, кто любит математику» для 1- 4 классов разработана на основе авторской программы М.И. Моро. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1- 4 классы, 2019 г. Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова­нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_teh_kto_lyubit_matematiku.docx70.46 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Для тех, кто любит математику»

Пояснительная записка

            Рабочая программа внеурочной деятельности «Для тех, кто любит математику» для 1- 4 классов разработана на основе авторской программы М.И. Моро. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1- 4 классы, 2019 г.

             Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы.

             Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цель: создание условий для интеллектуального развития обучающихся, формирования мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, овладения учащимися важными логико-математическими понятиями.

Задачи:

- развитие мотивации и расширение кругозора обучающихся в различных областях элементарной математики;

- обучение правильному применению математической терминологии и умелому использованию символики;

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия

            Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

Ожидаемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;

- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, распределять наиболее эффективные способы достижения результата;

- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных» связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

- научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
- научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
- получат представление о числе, как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;

- познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
- приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

Учебный план курса

Класс

Темы

Количество часов

 

1 класс

Числа от 1 до 20.

Логика и смекалка.

Геометрическая мозаика.

Мир занимательных задач

8

15

6

4

Итого: 33

2 класс

Числа от 1 до 100.

Логика и смекалка.

Геометрическая мозаика

Мир занимательных задач

11

8

9

6

Итого: 34

3 класс

Числа от 1 до 1000.

Логика и смекалка.

Геометрическая мозаика

Мир занимательных задач

10

9

7

8

Итого: 34

4 класс

Числа, которые больше 1000.

Логика и смекалка.

Геометрическая мозаика

Мир занимательных задач

8

12

7

7

Итого: 34

135ч.

Календарно-учебный график

1 класс

№ п/п

Дата

Тема

Содержание занятия

план

факт

Геометрическая мозаика (5 ч)

1

Математика — это интересно. Решение нестандартных задач.

Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

2

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

3

Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

4

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

5

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.  Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Числа от 1 до 20 (2 ч)

6

Волшебная линейка

Шкала линейки

Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

7

Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Геометрическая мозаика (1 ч)

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Логика и смекалка (8 ч)

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

10

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

11

Конструктор

Знакомство с конструктором, схемой-инструкцией и алгоритмами построения конструкций.

12

Сбор модели по схеме

Выполнение постройки по собственному замыслу.

13

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

14

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

15

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.

16

«Спичечный» конструктор. Задачи

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Мир занимательных задач (1 ч)

17

Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Логика и смекалка (1 ч)

18

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре.

Числа от 1 до 20 (6 ч)

19

Математические игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

20

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

21

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

22

Математическая карусель (продолжение)

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

23

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

24

Игра в магазин.

Монеты Сложение и вычитание в пределах 20.

Логика и смекалка (4 ч)

25

Конструирование фигур из деталей танграма.

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

26

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

27

Математическое путешествие

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.

28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками»

Мир занимательных задач (2 ч)

29

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30

Математическая карусель

Работа в группах деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Логика и смекалка (2 ч)

31

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

32

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20».

Мир занимательных задач (1 ч)

33

Занимательные задачи

Решение задач.


2 класс

№ п/п

Дата

Тема

Содержание

план

факт

Геометрическая мозаика (2 ч)

1

«Удивительная снежинка»

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

2

Крестики-нолики

Игра «Крестики и нолики»

Числа от 1 до 100 (1 ч)

3

Математические игры

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

Логика и смекалка (1 ч)

4

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части

Мир занимательных задач (1 ч)

5

Секреты задач

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Геометрическая мозаика (3 ч)

6

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.

7

«Спичечный» конструктор

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

8

Геометрический калейдоскоп.

Конструирование многоугольников из заданных элементов.  Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

Числа от 1 до 100 (2 ч)

9

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

10

«Шаг в будущее»

Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Геометрическая мозаика (4 ч)

11

Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

12

Путешествие точки.

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

13

«Шаг в будущее»

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».  Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

14

Тайны окружности

Окружность.

Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Логика и смекалка (6ч)

15

Математическое путешествие

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20  20 + 18 = 38  38 – 16 = 22  22 + 15 = 37

16

«Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математичес игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

17

«Новогодний серпантин»

18

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

19

«Часы нас будят по утрам…»

Определение времени по часам с точностью до часа. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

20

Геометрический калейдоскоп

Задания на разрезание и составление фигур.

Мир занимательных задач (2 ч)

21

Головоломки. Расшифровка закодированных слов.

Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

22

Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи

Числа от 1 до 100 (8 ч)

23

«Что скрывает сорока?»

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

24

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры математические головоломки, занимательные задачи.

25

Дважды два — четыре. Таблица умножения однозначных чисел

Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

26

Дважды два — четыре

Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

27

Игры с кубиками на умножение

У каждого два кубика.  Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

28

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

29

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

30

Математическая эстафета

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному кон-

курсу «Кенгуру»).

Логика и смекалка (1 ч)

31

Составь квадрат.

Прямоугольник. Квадрат.

Задания на составление прямоугольников

(квадратов) из заданных частей.

Мир занимательных задач (3 ч)

32

Мир занимательных задач

Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

33

Задачи, имеющие несколько решений

Задачи и задания, допускающие нестандартные решения.

34

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

3 класс

№ п/п

Дата

Тема

Содержание

Геометрическая мозаика (3 ч)

1

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2

Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников

3

Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников

Мир занимательных задач (3 ч)

4

Волшебные переливания

Задачи на переливание

5

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

6

Решение нестандартных задач (на «отношения»)

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Геометрическая мозаика (3 ч)

7

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты» и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

8

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

9

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

Числа о 1 до 1000 (10 ч)

10

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

11

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

12

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

13

Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, …, 15.

14

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками».

15

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

16

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни, для составления задач.

17

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500; 500 + 180 = 680; 680 – 160 = 520; 520 + 150= 670.

18

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

19

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Мир занимательных задач (2 ч)

20

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на

доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

21

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на

доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

22

Мир занимательных задач

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Геометрическая мозаика (1 ч)

23

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов.

Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

Мир занимательных задач (2 ч)

24

Интеллектуальная разминка задачи

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки.

25

Разверни листок. От секунды до столетия

Занимательные задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Логика и смекалка (9 ч)

26

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.

Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает

сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?

27

Одна секунда в жизни класса.

Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

28

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

29

Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

30

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

31

Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

32

Энциклопедия математических развлечений

33

Составление сборника занимательных заданий.

Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

34

Математический лабиринт

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

4 класс

№ п/п

Дата

Тема

Содержание

план

факт

Геометрическая мозаика (1 ч)

1

05.09

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач

Числа, которые больше 1000 (1 ч)

2

12.09

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

Мир занимательных задач (2 ч)

3

19.09

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

4

26.09

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Логика и смекалка (2 ч)

5

03.10

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

6

10.10

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Мир занимательных задач (3 ч)

7

17.10

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

8

24.10

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

9

07.11

Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

Геометрическая мозаика (2 ч)

10

14.11

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной  работы.

11

21.11

«Спичечный» конструктор. Фигуры

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной  работы.

Логика и смекалка (3 ч)

12

28.11

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

13

05.12

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

14

12.12

Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда?  Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Геометрическая мозаика (3 ч)

15

19.12

Занимательное моделирование

Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр  (по выбору учащихся).

16

26.12

Моделирование геометрических фигур.

Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр  (по выбору учащихся).

17

16.01

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб

Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр  (по выбору учащихся).

Числа, которые больше 1000 (7 ч)

18

23.01

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни для составления задач.

19

30.01

Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

20

06.02

«Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

21

13.02

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

22

20.02

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

23

27.02

Числовые головоломки

24

05.03

Решение и составление ребусов, содержащих числа

Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро)

Мир занимательных задач (2 ч)

25

12.03

Мир занимательных задач

Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.

26

19.03

Задачи со многими возможными решениями

Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

Логика и смекалка (5 ч)

27

02.04

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др

28

09.04

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры), математические головоломки, занимательные задачи.

29

16.04

Интеллектуальная разминка

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих

несколько решений.

30

23.04

Блиц-турнир по решению задач

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

31

30.04

Математическая копилка

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

Геометрическая мозаика (1 ч)

32

07.05

Геометрические фигуры вокруг нас

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Логика и смекалка (2 ч)

33

14.05

Математический лабиринт

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.

34

21.05

Математический праздник

Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Содержание курса

Числа от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Числа от 1 до 1000.

Числа, которые больше 1000 (37 часов)

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения — математические игры:

«Весёлый счёт», «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

Логика и смекалка (44 часа)

Задачи на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи;
задание на выявления закономерности; задачи на внимание; задачи-шутки, кроссворды, взвешикание.

Геометрическая мозаика (29 часов)

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.

Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения.

Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Моделирование из проволоки.

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

конструкторы «Танграм», «Спички», Кубики» и др.

Мир занимательных задач (25 часов)

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Предполагаемые результаты  освоения

программы внеурочной деятельности «Для тех, кто любит математику»

Предполагаемые результаты  освоения программы внеурочной деятельности «Для тех, кто любит математику» распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Достигается в процессе взаимодействия с педагогом:

- приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий;

- формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность;

- использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Достигается в дружественной детской среде:

- самостоятельное или во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым выполнение задания данного типа, для данного возраста;

- умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать;

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Третий уровень результатов - приобретение опыта самостоятельного социального действия.

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами:

- умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат;

- применение математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Методическое обеспечение

1.Видео-, аудиоматериалы:  

  • видеофильмы, соответствующие тематике программы;
  • географические карты РФ, области, района;
  • телевизор;
  • DVD

2.Цифровые ресурсы:

  • компьютер;
  • презентационное оборудование;
  • выход в Интернет.

3.Оборудование:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • магнитная доска;
  • настольные развивающие игры;
  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.

Список литературы для педагога:

2.Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко Поурочные разработки по математике 1 класс к УМК М.И.Моро и др. «Школа России») .   – М. : Просвещение,  2015 г.

3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов под ред. А.Г. Асмолова. -2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Список литературы для учащихся:

1.Моро М.И., Волкова С.И. «Для тех, кто любит математику». 1 класс
М.: «Просвещение», 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"

       Содержание данной программы  направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Рабочая программа внеурочной деятельности предметной направленности индивидуально-коррекционные занятия по математике и русскому языку для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ

Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, так как дают дополнительную возможность  коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государст...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой район. Приморский район"

           Курс «Знай и люби свой район» посвящен изучению основания Санкт-Петербурга и Приморского района: появлению Комендантского аэродрома, истории...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся любить книгу"

Рабочая программа по курсу «Учимся любить книгу» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами.Курс «Учимся любит...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика) 3 класс

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учебно-методического ко...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Мы любим рисовать"

Программа " Мы лююбим рисовать" предназначена для ддетей в возрасте от 7 до 10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение до...