Урок математики во 2 классе «Конкретный смысл действия умножения»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Данилова Виктория Михайловна

Урок математики во 2 классе

по программе «Школа России»

на тему: «Конкретный смысл действия умножения»

 

Цели:

  • Сформировать представление о новом арифметическом действии – умножении, раскрыть его смысл, как сложение одинаковых слагаемых.
  • Познакомить с соответствующей терминологией и символикой.
  • Развивать логическое и творческое мышление, устойчивое внимание, память и математическую речь.
  • Воспитывать интерес к предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_umnozhenievernoe.docx30.92 КБ
Файл umnozhenie.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе

по программе « Школа России»

на тему: « Конкретный смысл действия умножения»

Цели:

  • Сформировать представление о новом арифметическом действии – умножении, раскрыть его смысл, как сложение одинаковых слагаемых.
  • Познакомить с соответствующей терминологией и символикой.
  • Развивать логическое и творческое мышление, устойчивое внимание, память и математическую речь.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: экран и мультимедийная система, карточки для работы в парах,

                             дерево, листья зелёные, жёлтые, красные,

                             индивидуальные карточки для дифференцированной работы

                                                               Ход урока.

1.Организационный момент.

-Добрый день ребята!

- Улыбнитесь друг другу и нашим гостям, пожелайте удачи себе и друг другу!

Ребята, сегодня у нас необычный урок. В классе много гостей, повернитесь к гостям, подарите им свои улыбки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите свои улыбки мне.

- Сегодня на уроке нам предстоит открыть математическую тайну.

- Проверьте, всё ли готово к уроку? Будьте внимательными, активными, терпеливыми.

Прочитайте слова, записанные на доске.

«Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта»

Как вы понимаете эти слова? (Каждый день приносит нам что-то новое).

Вот и сегодня мы отправимся в путь за новыми знаниями.

- Математика пришла к нам не одна. Вместе с ней к нам пришли и её помощники. Один из них – Мудрая Сова.

-А живёт Мудрая Сова на дереве.     /На доске/

-Что вы видите необычного на дереве?  (белые листья)

- Мудрая Сова предлагает вам помочь оживить дерево, окрасить листья.

Зеленый лист – для тех, кто не сделал ни 1 ошибки, доволен своей работой.

Желтый лист – для тех, кто допускал неточности, кому нужно ещё поработать.

Красный лист – для тех, кто больше ошибался, кто недоволен своей работой.

От ваших открытий и решений зависит, насколько успешно вы работали на уроке.

2.Актуализация знаний и постановка проблемы.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Какой сейчас месяц? Какой он по счету?

- Какой сегодня день недели? Какой он по счету? (пропишем в воздухе).

Пропишите эти два числа через одну клеточку (31)

(Устный счёт)

1)  -Первое слагаемое 14, второе слагаемое 8. Чему равна сумма? (22)

     -Я задумала число, прибавила к нему 7 и получила 15. Какое число я задумала? (8)

     - Какое число нужно прибавить к 11, чтобы получить 20? (9)

2)  - Задача от Мудрой Совы:

Раз к крольчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк крольчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
(10)                                                (3 слайд)   

- Как посчитали?

3) Логическая задача:

         -На одной чаше весов 3 совы, на другой – 2 кролика. Весы находятся в равновесии. Сколько весит 1 сова? Сколько весит 1 кролик? (Сова весит 2 кг, Кролик – 3 кг).   (4 слайд)

3) – Молодцы!

2)Работа в рабочих тетрадях                                                                              

    Сова просит узнать:  

1) Сколько ушей у 5 кроликов? Как найти? Какие слагаемые?            (5 слайд, 2 и 3 клик)

    2+2+2+2+2

2) Сколько лапок у 3 кроликов? Как найти? Какие слагаемые?          (6 слайд, 1 клик)

    4+4+4

- Какой способ действия использовали, чтобы это узнать?

 

                                   СЛОЖЕНИЕ    (на доске)  

-Что общего в этих выражениях?   (Способ действия – сложение, складывали одинаковые слагаемые)   (7 слайд)

-Чем выражения отличаются? (Слагаемыми и их количеством)

3)-Следующий вопрос.

-Сколько глаз у 36 кроликов? Как найти?                                       (8 слайд, 1 клик)

-  Какое одинаковое слагаемое? Сколько раз повторяется? Почему я долго писала и не закончила?

- Что у вас вызвало удивление?  

- Сложность задания – как короче записать решение.

-Можно ли с помощью таких записей ответить на вопрос?      36+2,  2+36.  36-2(Нет, это другой способ действия                                                                                                    (9 слайд)

 - Мы должны посчитать, сколько глаз у 36 кроликов, если у каждого кролика по 2 глаза.

- Наверняка, есть какой-то хитрый способ, который мы с вами ещё не знаем…

Да и вы скажете, что такая запись может не вместиться в одну строку тетради. Наша задача – устранить возникшую трудность. Как же сделать запись короче, посчитать быстрее?

- Вижу, что у вас возникло затруднение. Почему?

- Математика – точная наука. Она требует более короткой и рациональной записи.

-Как же выйти из этого затруднения?

- Получается, что мы не знаем, каким арифметическим действием удобно решать похожие задачи?

Правильно, нам необходимо новое арифметическое действие – умножение.

3.Сообщение темы урока.

- Попробуйте спрогнозировать тему урока. (Новое математическое действие – УМНОЖЕНИЕ)                                                                                           (10 слайд)

-С чем мы должны познакомиться? (Познакомиться с новым способом действия)

-Задайте 1 вопрос, начиная со слова ЧТО, а 2 – ЗАЧЕМ.                   (11 слайд)

(Что такое умножение? Зачем нужно умножение?)                        (12 слайд)

 -Чему мы должны научиться? (Научиться выполнять арифметические действия, используя умножение 

Но сложение заменятся умножением, только когда складываются одинаковые слагаемые.

- Для удобства и краткости записи пользуются новым математическим действием.    

                                       

        (на доске)

Умножение – новое арифметическое действие, которое обозначается вот такими знаками:

· - в рукописном тексте.

X – в печатном тексте,

*- на клавиатуре.                       

Знак умножения – косой крестик впервые ввёл английский математик Вильям Оутред в 1631 г.

Немного позднее немецкий математик Лейбниц ввёл знак – точку, чтобы не путать его с буквой Х.

.                          

4. Решение проблемы. Работа в парах.

1) -У каждой пары  на столе лежит лист бумаги. Что изображено на листе?

(На листе изображены точки)

-Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось точек? (40)

-Сосчитаем  число групп, объединяя их по 5.  Обведите карандашом эти группы. Сколько групп получилось? (Получилось 8 групп)

-Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять?

(По пять сосчитать быстрее)

(Открытие!)

-При подсчёте видно, что удобнее  - вести счёт по5.

- Запишем выражение в тетради.

5+5+5+5+5+5+5+5=40

( получилось выражение из шести слагаемых, каждое из которых равно 5.Значит, сумма та же самая 40)

-Удобно ли так записывать?  (Нет)

-Нужно придумать новый способ записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых.

-Посмотрите на свои листочки и запись на них.

5+5+5+5+5+5=30

-Запишем иначе. Сначала запишем, по сколько точек группировали?

(По 5 точек)

-Далее поставим знак умножения (∙)

-Потом запишем, сколько раз по 5 у нас получилось? (8)

- Итак, мы по 5 взяли 8 раз. У нас получилось выражение 5 ∙ 8=40

- Я показала вам знак, благодаря которому можно упростить запись суммы одинаковых слагаемых.  

Откройте наш учебник на стр.48  и давайте проверим, правильное ли открытие мы с вами сделали.

2)- Вернёмся к тетради. Мы пытались ответить на вопрос: Сколько глаз у 36 кроликов? Но так и не смогли этого сделать. Почему? (У нас получилась длинная неудобная запись)

- Но теперь мы знаем новый способ действия, который поможет нам упростить запись суммы одинаковых слагаемых.

- По сколько глаз у кроликов? (По 2)

- Сколько взяли кроликов? (36) 

- Кто догадался, как записать решение с использованием нового способа действия?

(По два взять 36 раз  2 ∙ 36)

3)-Попытайтесь применить новый способ действия при решении следующей задачи.

       На одной тарелке лежало 2 яблока. Сколько яблок лежало на 5 таких же тарелках? (13 слайд)

-Как сосчитать? Запишите (один на доске, остальные в тетради)  (2+2+2+2+2=10) 

-По сколько яблок было на тарелках? (по 2 яблока)

- Сколько было таких тарелок? (5 тарелок)

- Какие слагаемые? (одинаковые)

-Как запишем решение с использованием нового способа действия?

По 2 яблока взять 5 раз   2 ∙ 5=10

5. Физминутка  

6.Первичное закрепление.

  1. Выполните следующее задание в парах.

7.Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам с самооценкой. Приложение 3

1)- У вас на столах лежат карточки. На карточках два номера. Выберите одну карточки, с заданием которой по-вашему мнению вы справитесь.

-Перед началом работы спрогнозируйте, на какую отметку вы выполните выбранное вами задание.

-Выполните задание.

-Выполняем задание на карточках.  

- За каждый правильный ответ в таблицу ставьте один балл. Проверьте правильность выполнения задания, сверяясь с доской. В строке Оценка ____ поставьте свою оценку.                                              

 Если останется время!

2) Задача от Кролика.

        Кролик посадил 2 ряда капусты по 5 кустов в каждом ряду. Сколько всего кустов капусты посадил Кролик?                                                                                               (20 слайд)

- О чём говорится в задаче? (о кустах капусты)

- Что известно в задаче? (известно, что в одном ряду было 5 кустов капусты, а таких рядов было 2. По 5 кустов взяли 2 раза.)

-Что нужно узнать? (Сколько всего кустов капусты в двух рядах)

- Кто догадался, как записать решение задачи новым способом действия?

5 ∙ 2=10 (к.)

Ответ: 10 кустов капусты посадил Кролик.    

                                                                                                   

8.Итог урока.

-Какой способ действия мы открыли на уроке? (Умножение)

-Когда мы можем применить этот способ действия? (Для сокращения записи сложения одинаковых слагаемых)

- В каком виде работы мы можем использовать открытый способ действия? (При решении арифметических задач)

9.Домашнее задание.

 Составьте  3 числовых равенства на сложение и умножение .             (21 слайд)

    - Подумайте, чья работа соответствовала нашему девизу.

    - Оцените и украсьте деревце листиком.

Зеленый лист – для тех, кто не сделал ни 1 ошибки, доволен своей работой.

Желтый лист – для тех, кто допускал неточности.

Красный лист – для тех, кто больше ошибался, кому нужно ещё поработать.

     Дети подходят к дереву и прикрепляют лист.    

-Посмотрите, какое разноцветное и весёлое дерево получилось!

-Спасибо за урок! Вы молодцы!  Сова тоже благодарит вас!    (22 слайд)                                      - Урок закончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок Математика 2 класс Подготовила: учитель начальных классов МОУ школы №54 Данилова Виктория Михайловна «Школа России»

Слайд 2

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта

Слайд 3

Будьте внимательны! Думайте быстро! Решайте правильно!

Слайд 4

Гимнастика для ума Раз к крольчонку на обед Прискакал дружок-сосед. На пенёк крольчата сели И по пять морковок съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок?

Слайд 5

Сколько весит 1 сова? Сколько весит 1 кролик?

Слайд 6

Сколько ушей у 5 кроликов? 2+2+2+2+2

Слайд 7

2 . Сколько лап у 3 кроликов? 4 + 4 + 4

Слайд 8

2 + 2 + 2 + 2 + 2 4 + 4 + 4

Слайд 9

3 .Сколько глаз у 36 кроликов? 2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+……

Слайд 10

36 – 2 2 + 36 36 + 2

Слайд 11

Новое математическое действие - УМНОЖЕНИЕ Тема урока

Слайд 12

Что ? Что такое умножение?

Слайд 13

Зачем ? Зачем нужно умножение?

Слайд 14

Знак умножения · - в рукописном тексте. X – в печатном тексте, *- на клавиатуре.

Слайд 15

Сколько всего яблок? 2 ∙5=10 2+2+2+2+2 =10

Слайд 17

В нашем доме беспорядок, Не найдёшь у нас тетрадок. В трёх шкафах по 6 тетрадок Саша разбросал. Сколько же всего тетрадок, Кто бы сосчитал?

Слайд 18

6+6+3=6∙3

Слайд 19

Всегда ли сложение можно заменить умножением?

Слайд 20

Проверь себя! 5+5+5+5+5=5 ∙5 9 ∙ 3= 9+9+9 а+в+с= 13+13+15=

Слайд 21

Карточка № 1. 1) 8+8+8+8+8 = 8*5 2) 12+12+12+12 = 12*4 3) 33+22+44 = 4 ) 15+15+15 = 15*3 5) 7+9+12+6+5 = Карточка №2 13*3 = 13 +13 +13 24*4 = 24+24+24+24 46*2 = 46+46 16*4 = 16+16+16+16 32*3 = 32+32+32

Слайд 22

Что такое умножение ? Зачем нужно умножение ?

Слайд 23

Кролик посадил 2 ряда капусты по 5 кустов в каждом ряду. Сколько всего кустов капусты посадил Кролик?

Слайд 24

Домашнее задание Например: 9+9+9+9+9=9 · 5

Слайд 25

Будьте внимательны! Думайте быстро! Решайте правильно!

Слайд 26

СПАСИБО! УДАЧИ и УСПЕХОВ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока математики на тему конкретный смысл действия умножение

Данный материал содержит разработку урока математики по теме   "Конкретный смысл действия - умножение", для учащихся 2 класса. Тип урока - комбинированный, урок - путешествие по лесу.  Разра...

конспект урока математики во 2 классе "Конкретный смысл действия умножения" по УМК "Школа России"

Урок формирует  представление о новом арифметическом действии – умножении , раскрыть его смысл , как сложение одинаковых слагаемых.В ходе урок используется ИКТ. Основная форма работы: индивидуаль...

Конспект урока по математике 2 класс. Конкретный смысл действия умножения.

Конкретный смысл действия умножения 1 урок. Школа России 2 класс...

Урок математики 2 класс "Конкретный смысл действия деления"

Урок математики во 2 классе  по теме "Конкретный смысл действия деления". УМК "Школа России".Данный урок представлен с презентацией и необходимым раздаточным материалом....

Урок математики во 2 классе УМК «Школа России» Учебник М.И. Моро «Математика» (часть2) Тема: «Конкретный смысл действия умножения» + презентация

Тип урока: Урок открытия новых знаний Цели: 1) познакомить учащихся с новым действием умножения; раскрыть смысл умножения как действия, заменяющего сложение одинаковых слагаемых; формировать...

Урок математики 2 класс "Конкретный смысл действия умножения"

Конспект урока с элементами проблемного обучения...