2 класс Конспект по математике на тему "Квадрат"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Москалева Вера Владимировна

Учебный предмет: математика

Класс: 2

Тема: «Квадрат»

Образовательная система: Школа России

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: узнать что такое квадрат и научится находить его стороны.

Дидактические задачи:

  1. Узнать что такое квадрат
  2. Учиться использовать алгоритмы вычислений при выполнении заданий;
  3. Учиться решать текстовые задачи изученных видов.

Развивающие задачи:

  1. Учиться применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
  2. Учиться представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой;
  3. Учиться комментировать процесс вычисления, построения, решения;
  4. Учиться ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии;
  5. Учиться осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;
  6. Учиться находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать в себе стремление углублять свои математические знания и умения;
  2. Воспитывать в себе стремление использовать математические приемы при решении практических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matimatika_kvadrat.docx46.88 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Конспект  урока

по математике

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс IV, группа 41Н

Москалевой Веры Владимировны

  Учитель: Никифорова Н.Н

Оценка_________

Подпись учителя______________                        

2023г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 08.02.23

Учитель: Никифорова Н.Н

Студентка: Москалева В.В

Учебный предмет: математика

Школа: МБОУ «Новопогощенская СОШ»

Класс: 2

Тема: «Квадрат»

Образовательная система: Школа России

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: узнать что такое квадрат и научится находить его стороны.

Дидактические задачи:

  1. Узнать что такое квадрат
  2. Учиться использовать алгоритмы вычислений при выполнении заданий;
  3. Учиться решать текстовые задачи изученных видов.

Развивающие задачи:

  1. Учиться применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
  2. Учиться представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой;
  3. Учиться комментировать процесс вычисления, построения, решения;
  4. Учиться ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии;
  5. Учиться осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;
  6. Учиться находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать в себе стремление углублять свои математические знания и умения;
  2. Воспитывать в себе стремление использовать математические приемы при решении практических задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знание квадрата.
  2. Использует алгоритмы вычислений при выполнении заданий;
  3. Решает текстовые задачи изученных видов.

Личностные:

  1. Стремится углублять свои математические знания и умения;
  2. Использует математические приемы при решении практических задач.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Применяет базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
  2. Представляет текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

Коммуникативные:

  1. Комментирует процесс вычисления, построения, решения;
  2. Ориентируется в алгоритмах: воспроизводит, дополняет, исправляет деформированные; составляет по аналогии;

Регулятивные:

  1. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивает их;
  2. Находит ошибки в своей работе, устанавливает их причины, ведет поиск путей преодоления ошибок.

Оборудование: учебник с.13, слайды презентации, печатный материал.

Образовательные ресурсы: Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – С. 13: ил. – (Школа России).

План урока

1. Этап мотивации (1-2 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Эмоциональный настрой.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5-7 мин.)

Математический диктант

3. Этап выявления места и причины затруднения (1 мин.)

3.1 Составление равенств по модели

3.2. Формулирование проблемы урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (1 мин.)

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели и задач урока

5. Этап реализации построенного проекта (15-18 мин.)

5.1. Знакомство с вычислительным приемом

5.2. Составление алгоритма

5.3. Проверка составленного алгоритма

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (8-10 мин.)

6.1. Работа по учебнику

6.2. Работа над заданием

6.3. Физминутка

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (8-10 мин.)

7.1. Работа над заданием

7.2. Работа над заданием

8. Этап включения в систему знаний и повторение (1-2 мин.)

Самостоятельное выполнение задания.

9. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)

                                                                                                             Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Задача: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

  1. Приветствие

- Здравствуйте ребята, меня зовут Вера Владимировна и сегодняшний урок математики проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности

- Ребята, проверьте, пожалуйста вашу готовность к уроку. У вас на столах должны лежать: учебник, тетрадь и пенал

- Хорошо

1.3.Эмоциональный настрой

- Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

- Ребята здороваются и настраиваются на работу

 

Фронтальная

 

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…(видят), уши внимательно слушают и всё… (слышат), голова хорошо … (работает).

- С каким настроением вы начинаете урок? («Светофор») Слайд  3.

 (17 февраля. Классная работа). Пишите красиво и правильно. Кто готов, покажите мне.      

И начнем мы с минутки чистописания. Послушайте загадку и скажите мне, какую цифру мы должны прописать.

На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра (семь)

Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась!(девять)

Молодцы! Прописываем целую строчку цифру 7 и 9. Не забудьте отметить самую красивую.  

- Дети открывают тетради и подписывают в них число и классную работу

 

- Дети поднимают руки

Фронтальная

Индивидуальная

Л.2

Р.1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Устный счет.

Итак, урок мы начинаем с устного счета. Смотрим на доску.

Слайды  4 -5.

Перед вами цепочки примеров. Считаем по «цепочке».

20 – 4 + 3 – 9 + 52 – 60 + 38 = □  (40)

17 – 9 + 70 – 30 + 2 – 3 – 40 = □  (7)

(На доске нарисованы автомобили.)

Слайд 6

  • Рассмотрите автомобили. Из каких геометрических фигур  они состоят? (Из кругов, квадратов и прямоугольников.)
  • Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадраты и прямоугольники.)
  • Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольников? (Противоположные стороны прямоугольников равны.)
  • Какие фигуры составляют кабины машин? (Квадраты.)

-  Что вы можете сказать о сторонах квадратов? (У квадратов  все стороны равны.)

- Сейчас вы послушаете стихотворение и сами определите тему  и сформулируйте цели и задачи нашего урока.

Слайды 9-10.

                        Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем знаком.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? … (квадрат)

- Дети начинают свою работу и совместно пробуют составить как можно больше вариантов.

Парная

Фронтальная

Л.2

Р.1

Л.1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1 Формулирование темы урока

Тема урока:   Квадрат .

4.2. Самостоятельное формулирование цели и задач урока.

-Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

Какую цель мы перед собой поставим? ( познакомиться со свойствами квадрата; научиться  чертить квадрат  в тетради; учиться  решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закрепить вычислительные навыки.)

- Тема урока : Квадрат.

- Узнать способ сложения двузначных чисел, когда сумма единиц составляет десяток

Фронтальная

Л.1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

 Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется «Родственники».

Слайд  10

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"

– Назовите эту фигуру, ребята! ( Квадрат)

Как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)2

Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня". 

Слайд11                                                                                                                                                            Однажды встречает он на пути такую фигуру:

3

Слайд 12.

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает.
Узнали, дети? (
 Это прямоугольник.)

Почему он так называется? (У него все углы прямые.)

 Квадрат спрашивает у Прямоугольника:
– А мы не родственники с тобой?
– Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.
Слайд 13.

Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания. Слайд 14

У фигур четыре угла, все фигуры прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.)

А какая же у них общая фамилия? (Прямоугольники)

- Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.

10

4 угла
Все углы прямые.
4 стороны
Противоположные стороны равны.                            

11

4 угла
Все углы прямые.
4 стороны
Все стороны равны .

Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 угла, прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны.)

Ребята, что такое периметр? (сумма длин всех сторон) Как обозначается периметр? Слайд 15

Откройте страницу 34, выполним задание 3. Кто прочитает задание? В условии нам дана длина только одной стороны, как найти остальные? (у квадрата все стороны равны)

Возьмите линейку и карандаш и аккуратно начертите квадрат со сторонами 4 см. Как найти периметр квадрата? (нужно сложить длины всех сторон)

Давайте запишем :Р=4см.+4см.+4см.+4см.=16см.

Изучат новую тему, выводят гипотезу

Фронтальная

К.1

ПР.1

П.1

ПР.2

Р.2

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

 № 1 (с. 34).  (Работа в парах) Проверь с помощью модели прямого угла, что все эти (на рисунке) четырёхугольники – прямоугольники.

№ 2 (с. 34). (Коллективное выполнение.) Найди среди прямоугольников такие, у которых все стороны равны. Под какими номерами?

-        Прочитайте правило. Совпадает ли оно с выводом, который  мы сделали в ходе нашего исследования?  Слайд 18

   Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Квадрат – прямоугольник – четырёхугольник – многоугольник.   Слайд 19

- Выполняют №1 и №2

Делают вывод

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Фронтальная

ПР.2

Л.1

К.2

Р.1

Л.2

7. Этап самостоятельной работа с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

)  №6 (с. 34). Составление задачи по выражению. Решение задачи.

  Составьте задачу о транспорте на автомобильной  стоянке   по выражению и опорным словам.

  100 – (25 + 15)               Было

                                         Уехали

                                         Осталось  

- А теперь решим эту задачу, записав решение выражением.

100 – (25 + 15) = 60 (м.) – осталось.

Ответ: 60 машин.

2) № 5 (с. 34) Порядок выполнения действий.

Посмотрите на эти примеры, скажите, какое действие мы выполняем первым? (первым решаем действие в скобках)

(1 и 2 столбики у доски, 3 столбик самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

 

Решают задачи.

Было – 100 м.

Уехали - ? 25 м. и 15 м.                                                              

Осталось - ? м.

100-(60+24)=16

(70+25)-90=5

60-(80-37)=17

70-(50-6)=26

9+7-8=8

9-4+7=12

Фронтальная

Индивидуальная

ПР.3

Л.2

П.2

К.1

Р.1

Р.2

8. Этап включения в систему знаний и повторение.

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

№ 7 (с. 34). Решение уравнений.

(1 уравнение – у доски, 2 и 3 - самостоятельное выполнение). Взаимопроверка.) Давайте повторим компоненты сложения. (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.) Что нужно сделать, чтобы найти неизвестное слагаемое? (Нужно из суммы вычесть известное слагаемое.)

Теперь повторим компоненты разности. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.) Как найти уменьшаемое? (нужно к разности прибавить вычитаемое)

Чтобы нам нужно найти? (вычитаемое) Как найти вычитаемое? (нужно от уменьшаемого отнять разность)

75-х=75                4+х=64                 89-у=0

Х=75-75                х=64-4                 у=89-0

Х=0                       х=60                     у=89

Фронтальная

Индивидуальная

ПР.2

Р.1

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Подведем итог. Чему мы учились сегодня на уроке.

- Что нового узнали?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое квадрат?

Назовите свойства квадрата.

А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии.

И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился.

Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

МЫ узнали что такое квадрат и его свойства.

Фронтальная

Р.1

П.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Конспект и презентация к уроку математики. Тема «Сети линий. Пути.» Для 2-го класса по учебнику "Математики" автора Л.Петерсон.

В материале представлен конспект урока по теме "Сети линий.Пути."Урок проводится во 2 классе. Автор учебника Л.Петерсон.На уроке используются различные виды работы.Дети работают в парах и в группах бо...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...