"Задачи на встречное движение"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Осипова Елена Владимировна

Конспект урока по математике 4 класс, тема: "Задачи на встречное движение". цель урока  познакомить с задачами на встречное движение, их краткой записью и решением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Задачи на встречное движение

Цель:   создать условия для  формирования умений решения задач на встречное движение.

Задачи:

1. Обучающие: формировать умению решать  задачи на встречное движение;

 2. Развивающие: развивать освоение способов решения проблемы поискового характера и умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, формировать умение работать в паре, группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения, общения.

1.  Самоопределение к деятельности

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Откроем тетради, запишем число, классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

- Сегодняшний урок я хочу начать со слов  математика и педагога Алексея Ивановича Маркушевича: “Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели”.

- Желаю вам удачи на сегодняшнем уроке! Начинаем работать.

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без устного счёта.

Не сдвинется с места любая работа.

Устный счет.

  1. Медуза за 2 ч проплыла 100 м. С какой скоростью плыла медуза? (50 м/ч)
  2. Автомобиль ехал 3 ч со скоростью 100 км/ч. Какое расстояние проехал автомобиль? ( 300 км)
  3. Скорость автобуса 80 км/ч. За какое время он проедет 400 км? (5 ч)
  4. Ленивец за 3 с прошел 60 см. С какой скоростью передвигался ленивец? ( 20 см/с)
  5. Товарный поезд, двигаясь со скоростью 40 км/ч, был в пути 3 ч. Какое расстояние прошел товарный поезд? ( 120 км)
  6. Скорость стрижа 5 км/мин. За какое время он пролетит 10 км?( 2 мин)

А теперь прочитайте какое слово у нас получилось – ЗАДАЧА.

Значит, сегодня на уроке мы будем решать задачи и нам нужно определить какой тип задач будем решать.

Какие мы сейчас решали задачи?

- Существует несколько видов задач на движение. Мы сегодня познакомимся с одним из них. А помогут в этом мне 2 учащихся вашего класса. Я приглашаю к доске…..

Сейчас мы проведем с вами эксперимент. Два наших научных сотрудника превратятся в пешеходов. Хотя по дороге в школу и из школы каждый из нас примеряет эту роль на себе. Посмотрим как могут двигаться объекты.

Встаньте спиной к друг другу и одновременно пошли. Как называется такой вид движения? ( в противоположных направлениях)

Теперь встали рядом и одновременно пошли в одном направлении? ( в одном направлении)

- Уважаемые пешеходы, повернитесь лицом друг к другу и одновременно начните двигаться навстречу друг другу. Что значит одновременно? (В одно и то же время)

Что значит навстречу? (По направлению к чему-либо)

- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется движение, при котором объекты движутся на встречу друг другу? (встречное движение). Спасибо, садитесь

 А сейчас посмотрите на слайд и скажите о каком движении мы будем говорить сегодня на уроке?

3. Постановка темы урока.

- Сформулируйте тему урока  !!!!НА ДОСКУ ПОВЕСИТЬ ТЕМУ 

Давайте откроем учебник на с 28 и проверим правы ли были вы определив тему.

Какие задачи поставите перед собой?

  1. Научиться решать задачи на встречное движение
  2. Применять полученные знания при решении практических задач

А сейчас посмотрите на слайд и ответь на вопросы ( вопросы на слайде)

     Что такое расстояние?.скорость? время? Как их найти?

     А сейчас перед вами схема задачи на встречное движение, посмотрите на схему и давай составим задачу по этой схеме.

- Кто может двигаться с такой скоростью?

-Итак, составляем задачу.

Заслушиваем задачу.

Теперь нам нужно решить эту задачу. А чтобы ее решить нужно составить алгоритм решения задачи.

-Будем работать в группе. Время работы вам 2-3 минуты. Составляем.

- Давайте проверим.

У кого также? Проверяем с помощью кругов.

-Может у кого есть другой способ решения?

- Посмотрите на доску и давайте проверим правы ли вы были? На доске алгоритм решения задачи.

- Ну. А теперь используя составленный вами алгоритм надо решить нам эту задачу 2 способами.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1 ученик к доске…

Краткую запись задач на встречное движение будем записывать с помощью схемы. Чертим отрезок длиною 8 см, движение объектов обозначаем  стрелочками,  Место встречи обозначим флажком.

- Составляет схему, записывает решение 2 способами.

-Какой способ удобнее?

5. Самостоятельная работа.

 Используя составленный алгоритм решения задач, сейчас вы поработаете в парах и  самостоятельно решите задачу на желтых карточках.

 Навстречу друг другу ползут 2 рака со скоростью 18 м/мин и 15 м/мин. Какое расстояние было между раками, если они встретятся через 3 мин?

О чем говорится? Как записали кр. запись?

Проверяем. Пара зачитывает решение.

Поднимите взявшись за руки в паре у кого такое же решение и ответ?

ФИЗМИНУТКА

У. Отложите- кА тетрадки!

Д. Раз, два!

У. Становитесь на зарядку!

Д. Раз, два!

У. Сладко-сладко потянулись,

И прогнулись, и пригнулись,

Распрямились, разогнулись.

Ваши мышцы все проснулись!

Д. Да!

У. Ваши губы улыбнулись?

Д. Да!

У. Мы работать будем снова?

Д. Да!

6.  Включение в систему знаний и повторение.

 Учебник с 30 № 2

1 ученик к доски с комментированием

О чем говорится в задаче?

Что нужно найти?

Как запишем условие задачи?

Объясняет решение

1 способ

  1. 45*5=225 (км)- проедет 1 поезд за 5 ч
  2. 35*5= 175 (км)- проедет 2 поезд за 5ч
  3. 225+ 175 = 400 ( км) – проедут вместе ч/з 5 ч
  4. 640- 400= 240 ( км) – расстояние м/у поездами ч/з 5 ч

2 способ

  1. 45+35- 80 (км)- скорость сближения поездов
  2. 80*5= 400 ( км)- проедут оба поезда ч/з 5ч
  3. 640-240= 400 (км) – расстояние м/у поездами ч/з 5ч
  1. Итог. Рефлексия.

 Подвести итог работы на уроке предлагаю игрой  « Верите ли Вы?». У вас на столе лежат листочки белого цвета с вопросами, напротив вопросов поставьте + если это верный ответ и – если не согласны.

Верите ли вы?

  1. Сегодня на уроке познакомились с новым видом задач на движение.
  2. Общее во всех задачах на движение: направление движения объектов, пункт отправления объектов, время отправления, значения величин и единицы их измерения.
  3. Чтобы найти скорость нужно время разделить на расстояние.
  4.  Чтобы найти скорость сближения, надо сложить скорость первого и второго объекта.
  5. Чтобы не опаздывать, рассчитываем время.

А теперь, посмотрите на экран и проверьте по эталону, правильно ли вы ответили. Поднимите круги.

- Нужно ли нам умение решать задачи на движение?

- Для чего они нам нужны?

Вся наша жизнь наполнена движением. Отправляясь в школу, на занятия в кружках, мы рассчитываем время необходимое, чтобы не опоздать.  Рассчитываем с какой скоростью будем идти, чтобы быть на месте вовремя. Поэтому важно умение решать задачи на движение.

 Посмотрите на экран и поднимите круг того цвета с каким утверждением вы согласны.

Оценки.

ДЗ:  Составить задачу на встречное движение, используя жизненные ситуации. На следующий урок мы отметим самую интересную задачу. Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формула одновременного движения. Задачи на встречное движение.

Презентация к уроку математики в 4 классе по  УМК "Школа 2000"....

« Решение задач на встречное движение» урок в 4 классе

Цели:   1. Совершенствовать умение решать задачи на встречное движение, обратные задачи,  вычислительные навыки;2.     Развивать умение читать и сопоставлять ч...

Решение задач на встречное движение

         Данная работа представляет собой конспект учебного занятия по математике для  4 класса по теме  «Решение задач на встречное движение» и авторскую пре...

Тема урока: «Решение задач на встречное движение»

Тема урока: «Решение задач на встречное движение».Цель урока: научить решать задачи на встречное движение на основе ранее полученных знаний.Задачи: Образовательные: отрабатывать умения решать за...

Задачи на встречное движение

Формирование  способа  решения  задач  на  встречное  двидение....

Темы: «Задачи на встречное движение и движение в противоположном направлении», «Пригороды Петербурга. Петергоф, Стрельна, Ломоносов»)

Темы: «Задачи на встречное движение и движение в противоположном направлении», «Пригороды Петербурга. Петергоф, Стрельна, Ломоносов»Закрепление изученного материала(Урок с использованием ИКТ)Цели: ...