Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100
план-конспект урока по математике (2 класс)

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике

во 2 классе

по теме:

«Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100.»

Предмет: Математика

Класс: 2

Базовый учебник: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 2 класс.
Тип урока: Закрепление. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100

Дидактическая  цель: закреплять умения выполнять устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100, умения решать задачи разными способами, повторить состав чисел, мотивировать и создавать содержательные и организационные условия для закрепления изученных приёмов.

Планируемые результаты:

1.Личностные УУД

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
  • осознание ответственности ученика за общее благополучие класса;
  • стремление совершать добрые поступки.

2.Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

  • принимать и сохранять  заданную учебную цель,
  • учитывать,  выделенные учителем,  ориентиры действия в учебном материале,
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • адекватно понимать оценку взрослого,
  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

Школьник учится:

  • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
  • обобщать полученные знания,
  • осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4.Коммуникативные УУД

Школьник учится:

  • слушать собеседника,
  • задавать вопросы,
  • контролировать действия партнёра,
  • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества;
  • отзывчивости, взаимовыручке, желанию помочь.

Планируемые результаты
(личностные, метапредметные и предметные)

  • Выполнять  устные и письменные арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
  • Решать текстовые задачи, уметь анализировать задачи, оценивать правильность хода решения
  • Вести логически-поисковую деятельность, анализировать данные и обобщать их.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая работа, коллективная, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные.


Оборудование: рисунки, схемы, опоры, записи на доске, слайды, ПК, демонстрационные карточки для индивидуальной работы,  работы в паре, в группах, карта сада, макеты деревьев, интерактивная доска, геометрический материал.

                                                   

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Слушайте и отвечайте,

Ни минуты не теряйте.

Слайд 2     (звучит музыка, картинка зимы, падают снежинки)

- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима)

- Я вас приглашаю на прогулку по зимнему лесу. Но лес у нас необычный,  а математический.

На доске появились числа:

- Назовите эти числа: 12, 18, 65, 39, 4, 90, 48, 73.

- Найдите лишнее число. (4). Почему? (однозначное,  остальные двузначные).

- Какое еще есть число, отличное от других?  (90, целое)

- Расставьте числа в порядке возрастания: 12, 18, 39, 48, 65, 73, 90.

- Определите количество десятков и единиц в числе 65, 39, 90.

- Представьте числа в виде разрядных слагаемых

73=70+3                    48= 40+8                    18= 10+8

- Какое число следует за числом 65, 39, 90?

- Какое число стоит перед  числом 12, 73, 65?

- Число 39 увеличить на 1 получится…

- Число 65 уменьшить на 5 , получится…

- 1 слагаемое -18, 2 слагаемое 2, найдите сумму.

- Уменьшаемое 90, вычитаемое 10, найдите разность.

- Продолжите ряд чисел:

100, 90, 80, 70, 60, …, …, …, …, ….

15, 20, 25, 30, 35, 40, …, …, …, …, ….

- Посмотрите на экран: Перед вами выражения. Что с ними не так? (нет чисел, нет знака)

15+…=20         70…  …=0         48-…=28

- Скажите, какие числа мы повторили? (однозначные и двузначные)

- Что нужно знать, чтобы работать с числами и правильно вычислять? (надо знать правила).

II. Сообщение темы и цели урока

- Как вы думаете, какие правила мы повторим сегодня на уроке? (правила устных вычислений в пределах 100)

- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

Целью нашего урока будет: закрепить  умения выполнять устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100.

Слайд 3   

- Запишите число. Классная работа.

- А какое сегодня число? (14)

- А что вы можете сказать об этом числе? (Двузначное, 1 десяток и 4 единицы)

III. Закрепление  темы урока

Слайд 4

Итак, мы отправляемся в зимний лес. В лесу тихо, кажется, что нет ни одной живой души..  Но это только кажется.. Ребята, как нужно вести себя в лесу, помните? (тихо, чтобы не тревожить зверей и птиц, не ломать ветки, не трогать жилища животных).

1. Вычисление выражений удобным способом

- Что можно увидеть на снегу, если присмотреться  внимательно? (следы)

- Самих обитателей леса иной раз не увидишь, но по следам можно распознать, кому они принадлежат.

Перед вами задание:

-Вычислите выражения и определите, чьи следы.

40+28+2+10=        67+3+10+10=        90-белка

20+56+4+20=        20+36+4+10=        70-заяц

60+28+2+10=        40+19+1+40=        80-волк

Слайд 5

-Расскажите, какое правило вы использовали при вычислении данных выражений? (переместительное свойство сложения: От перестановки мест слагаемых сумма не меняется)

- Как вы вычисляли? (удобным способом)

- Следы каких животных вам встретились в лесу? (заячьи следы, волчьи следы, беличьи следы)

2. Решение задачи

-Давайте вспомним, как зимуют эти звери? Как зимует заяц?

(Заяц прячется под кустами, корягами, роет ямку в снегу.  Белая окраска помогает ему прятаться).

-Существует выражение  «трусливый, как заяц». Но заяц не трусливый, он осторожный.

- Прочитайте задачу:

Сначала заяц, убегая от волка, пробежал 20 м, потом ещё 15 м. До куста ему осталось добежать 5  м.  Какое расстояние пробежал заяц, убегая от волка?

Разбор задачи:

- О ком говорится в задаче? (о зайце)

-Что известно в задаче? (сначала, потом, осталось)

- Какой вопрос в задаче?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?  (да)

- Какие главные слова возьмем для краткой записи? Запишите.

Сначала – 20 м

Потом – 15 м

Осталось – 5 м

Всего - ? м

- Как узнать общее расстояние?  (действием сложением)

20+15+5= 40 (м)

Ответ: 40 м пробежал заяц

- Какое свойство сложения вы использовали при вычислениях? (сочетательное)

Слайд 6

Разминка для глаз

- Лес заметает снегом. Падают красивые снежинки. Они как будто танцуют в вальсе. Давайте и мы отдохнем, выполнив разминку для глаз.

- Перед вами карточка. Найдите зверя.

- Посмотрите, кто спрятался? (волк)

- А теперь вспомните, как зимует волк?

(Он рыщет за добычей, ищет мелких грызунов, охотится за зайцами).

3. Сравнение выражений

- Посмотрите на выражения. Волк охотник, спрятал  математические знаки сравнения. Поставьте нужные знаки:

91+9… 9+91                       100-40…65

68+7… 48+7                        55-50…0

Слайд 7

- Проверим. Что нужно сделать, чтобы сравнить выражения?

-  Какое правило нужно использовать? (Сначала надо вычислить справа и слева, потом сравнить полученные числа)

Слайд 8

- Посмотрите на экран. Какой зверёк спрятался в дупле?

- Что вы знаете о белке?

(это маленький зверек, который живет в дупле, запасается орешками, шишками, грибами, меняет окраску, прыгает с ветки на ветку)

4. Решение геометрической задачи

- Послушайте задачу:

Найдите путь белки, если от ели до берёзы она сделала 5 прыжков, от берёзы до сосны – 4 прыжка, а от сосны до осины -2. Начертите путь, проделанный белкой.

- О ком говориться в задаче? (о белке)

-Что известно в задаче?  (количество прыжков)

- Давайте переведем прыжки в см и начертим путь белки. Длина 1 отрезка – 5 см, второго – 4 см, третьего – 2см. Начертите этот путь.

- Что у вас получилось? (ломаная линия)

- Как узнать длину ломаной линии? (сложить длины отрезков)

5см+4см+2см= 11 см

11см= 1дм 1 см

Ответ: 11 прыжков

5. Физминутка

- Белка молодец, прыгает, двигается, чтобы не замёрзнуть. Давайте и мы немного подвигаемся, чтобы снять усталость.

6. Задание на сообразительность

Слайд 9

-Ребята, прислушайтесь, что это  за звуки? (птицы)

На экране: снегирь, клёст, воробей, ворона, ласточка

-Скажите, кто лишний в этом ряду? (ласточка) Почему? (перелетная)

-Как называются остальные птицы? (зимующие)

-А чем питаются зимующие птицы? (семена, орешки, зерно)

-Чем может помочь человек птицам зимой? (сделать кормушки, покормить)

-Перед вами необычные кормушки. Чтобы наполнить их кормом, необходимо вставить нужные знаки. Работать будете в парах, чтобы помогать друг другу.

15…9…7=13                        42…6…6=30

20…3…6=17          37…8…5=40

54…5…4=45              28…7…6=29

- А теперь проверим.

Слайд 10

7. Рефлексия

- Молодцы, ребята. Мы с вами отлично прогулялись по зимнему лесу и заодно, повторили правила устных вычислений в пределах 100.

- Вспомните, что мы с вами выполняли для закрепления умений и навыков по данной теме? Какие правила вспомнили?

- Скажите.  Какой приближается праздник? (Новый год)

-Что является его символом? (дед Мороз, Снегурочка, подарки, ёлка)

- В зимнем лесу много ёлок разной высоты. Одни повыше, одни пониже.

- Если вы были активны на уроке и выполнили все задания правильно, повесьте свою снежинку на высокую ёлку.  Если у вас были затруднения при вычислениях, ещё раз повторите правила устных вычислений, и повесьте снежинку на ёлку пониже.

- Спасибо за урок!

Слайд 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100

Материал является конспектом урока по математике во 2 классе, построенного в форме путешествия по произведению А.П.Гайдара «Чук и Гек». На уроке вместе с героями дети преодолевают препятствия, решают ...

Конспект урока по математике во 2 классе по теме "Повторение пройденного материала по теме "Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100".

Конспект урока по математике во 2 классе по теме  "Повторение пройденного материала по теме  "Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100".ЦЕЛИ:1)    соверш...

Технологическая карта урока математики 2класс по теме "Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100"

Технологическая карта урока математики 2класс по программе "Школа России" и презентация к уроку...

Технологическая карта урока математики 2класс по теме "Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100"

Технологическая карта урока математики 2класс по программе "Школа России" и презентация к уроку...

Контрольная работа по теме «Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000»

Данную разработку можно использовать на контрольной работе по математике для 3 класса по программе "Школа России"...

Открытый урок по математике во 2 «б» классе по теме: «Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100. Путешествие в зимний лес»

Предмет: МатематикаКласс: 2 «б»Базовый учебник: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 2 класс.Тип урока: Закрепление . Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в...

Урок математики "Повторение и закрепление изученного по теме «Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»

Задачи урока:Образовательные: - закреплять умение устно выполнять вычисления (сложение и вычитание) в пределах 100, вычислять значения числовых выражений в несколько действий; - за...