Статья "ИЗУЧЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НУМЕРАЦИИ ЧИСЕЛ ПО КУРСУ МАТЕМАТИКИ М. И. МОРО"
статья по математике

В данной статье рассматривается проблема формирования математических знаний у младших школьников. Подчеркивается роль выбора учебно-методического комплекса в формировании математических знаний. Рассматривается изучение нумерации чисел в первом классе по программе М. И. Моро.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 51

ИЗУЧЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НУМЕРАЦИИ ЧИСЕЛ ПО КУРСУ МАТЕМАТИКИ М. И. МОРО

Ключевые слова: математика, нумерация, младшие школьники, учебно-методический комплекс.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования математических знаний у младших школьников. Подчеркивается роль выбора учебно-методического комплекса в формировании математических знаний. Рассматривается изучение нумерации чисел в первом классе по программе М. И. Моро.

THE STUDY OF THE NUMBERING OF NUMBERS BY YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE COURSE OF MATHEMATICS BY M. I. MORO

Keywords: mathematics, numbering, junior schoolchildren, educational and methodical complex.

Abstract: This article discusses the problem of the formation of mathematical knowledge in younger schoolchildren. The role of choosing an educational and methodological complex in the formation of mathematical knowledge is emphasized. The study of the numbering of numbers in the first grade according to the program of M. I. Moro is considered.

Важная составляющая часть начального образования школьников – изучение математики. Математике отводится важная роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Обучение математике в начальной школе способствует формированию умственной деятельности младших школьников: способность анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по какому-либо признаку, логически рассуждать.

Математические знания, приобретенные в начальной школе, необходимы не только для того, чтобы успешно учиться в среднем и старшем звене, но и для того, чтобы решать многие практические задачи взрослой жизни. Формированию у младших школьников математических знаний будет помогать учебно-методический комплекс (далее – УМК). Поэтому очень важно правильно выбрать УМК.

УМК «Школа России» ‒ это система учебников (учебно-методический комплекс) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю начальной школы. Авторами УМК «Школа России» являются известные ученые-педагоги и методисты – М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова.

Данный комплекс рекомендован в образовании согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования третьего поколения.

Важнейшая задача обучения математике младших школьников – формирование понятия о нумерации чисел. В начальном курсе математики под нумерацией понимается обозначение и наименование натуральных чисел. Успешное решение данной задачи зависит от выбранного курса изучения математики. Курс математики М. И. Моро способствует эффективному освоению младшими школьниками понятия о нумерации чисел.

Рассмотрим, как осуществляется изучение нумерации чисел  первом классе по программе М. И. Моро. Данная программа направлена на постепенное расширение области рассматриваемых чисел – концентризм.

«Десяток» – это первый концентр, с которым знакомятся первоклассники. Знания, умения и навыки (далее ЗУН), которыми должны овладеть школьники, изучая данную тему: усвоение последовательности чисел первого десятка; умение вести прямой и обратный счет; знание образования чисел из предыдущего и следующего за ним числа; умение сравнивать числа первого десятка; умение решать простейшие задачи;  навыки правильной и аккуратной записи цифр.

Упражнения, используемые в программе М. И. Моро для изучения чисел первого десятка: присчитывание и отсчитывание по 1; образование «лесенок» (числовых последовательностей); решение задач с использованием иллюстративного материала; знакомство с печатной и письменной цифрой [1].

Второй концентр – «Сотня». Изучение этого концентра делится на два этапа – изучение чисел от 11 до 20 и чисел от 21 до 100.

В первом классе изучаются числа от 11 до 20. ЗУН, которыми должны овладеть младшие школьники: усвоение образования чисел от 11 до 20; знание последовательности чисел с использованием предшествующего или последующего числа; умение сравнивать числа; умение читать и записывать числа от 11 до 20.

Изучение чисел от 11 до 20 делится на два этапа: 1) изучение устной нумерации, 2) изучение письменной нумерации.

Для изучения устной нумерации чисел необходимо обеспечить усвоение детьми процесса образования новой разрядной единицы – десятка. Это делается при помощи счетных палочек («десять» - это десять отдельных единиц, «десяток» – это десять единиц, объединенных вместе).  Затем учащимся разъясняется закономерность образования чисел второго десятка. Изучая устную нумерацию чисел, школьники знакомятся с поместным значением цифр в записи числа. Это делается при помощи абака – наглядное пособие, представляющее таблицу с двумя рядами карманов. Таким образом, учащиеся узнают, что двузначное число состоит из двух разрядов (единицы и десятки) [2].

Литература

1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с.

2. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир Памятка «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир».

«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир»....

Рабочая программа учебного курса «Математика» 1 класс Моро

Рабочая программа    учебного курса «Математика» 1 класс Моро...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе надпредметного курса «Мир деятельности» через занятия внеурочной деятельности

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандарт­ные решения, умение выбирать проф...

Механизмы формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников в процессе изучения курса русского языка.

Уроки  русского языка  в начальной школе  направлены  на овладение средствами языка и механизмами речи. А это не что иное как,  коммуникативная компетенция – одна из важ...

СТАТЬЯ "Формирование нравственной культуры младшего школьника через систему этических курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы»"

СТАТЬЯ "Формирование нравственной культуры младшего школьника через систему этических курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы»"...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в процессе изучения курса ОРКСЭ

Преподавая курс ОРКСЭ, надо понимать,что мы не можем брать на себя роль священнослужителя, мы лишь проводники ,которые могут помочь исследовать ребёнку мир, в котором наряду с «практически...