Конспект урока по математике во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Миллиметр
план-конспект урока по математике (2 класс)

Шершнёва Екатерина Игоревна

Конспект урока по математике во 2 классе (УМК «Школа России»)  Тема урока: Миллиметр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_millimetr_2_klass.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике во 2 классе

(УМК «Школа России»)

Тема урока: Миллиметр

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

Предметные:

-пользоваться новой единицей измерения;

-преобразовывать более мелкие единицы измерения в более крупные;

-сравнивать именованные числа;

-работать с материалом учебника.

Личностные:

-проявлять готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

- проявлять доброжелательность, уважительное отношение к иному мнению, осознавать ответственность за общее дело.

Метапредметные:

Регулятивные

-уметь контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;

-выполнять действия по намеченному плану;

-ориентироваться в учебнике;

-создавать алгоритм деятельности для решения учебной задачи.

Познавательные

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

-ориентироваться в своей системе знаний - отличать новое от уже известного;

Коммуникативные

-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и высказывать свою позицию;

- обмениваться мнениями, уметь слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Оборудование: учебник «Математика» 2 класс, 1ч./М.И. Моро и др.; ленты с числами для выполнения задания на этапе актуализации знаний (на каждую парту); линейка; на каждого учащегося по три полоски: красная – 3 см, зелёная – 12 см, жёлтая – 7 мм; компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Ход урока:

  1. Самоопределение к учебной деятельности

Запись на интерактивной доске (слайд 2):

- Как вы понимаете выражение «минута час бережёт»?

- Что вы можете успеть сделать за одну минуту?

- Предлагаю каждому из вас проверить себя. Нужно правильно решить примеры за одну минуту, записывая в тетрадь в строчку только ответы.

12 – 3 =           8 + 5 =         15 – 9 =

4 + 7 =            18 – 9 =        3 + 8 =

5 + 6 =            14 – 10 =      16 – 7 =

8 + 6 =             9 + 9 =         11 - 6 =

(взаимопроверка)

  1. Актуализация знаний
  1. Слайд 3.

-Работая в парах, выполните вычисления и расшифруйте ключевые слова нашего урока. (Дети выполняют вычисления и вписывают в окошечки буквы (ленты с ответами, куда надо вписать буквы, на столах).

    1 слово                                                     2 слово

7 + 7 =…(и)                                               8 + 4 =…(и)

18 – 8 =…(е)                                             17 – 10 =…(н)

6 + 5 =….(ч)                                              4 + 9 =…(д)

19 – 10 =…(в)                                           14 – 4 =…(л)

13 – 13 =…(а)                                           16 – 0 =…(а)

 20 – 1 =…(л)  

0 + 12 =…(н)

9

10

19

14

11

14

12

0

     

13

10

12

7

16

-Проверим, что у вас получилось? (открываются слова: величина, длина),

-Какие единицы измерения длины вы уже знаете? (Сантиметр, дециметр)

2) -Выразите в сантиметрах заданные меры длины:

1 дм; 1 дм 2 см; 2 дм; 1 дм 5 см; 1 дм 9 см.

3)- Сравните заданные меры длины:

1 дм * 18 см

14 см * 1 дм 2 см

16 см * 1 дм 6 см 

(Коллективное выполнение заданий №2, №3 с комментированием (устно); на слайде 4 после каждого объяснения открываем ответ)

  1. Постановка учебной проблемы

- Почему так говорят: «Дом построить - не шапку на голову надеть»?

- Какой инструмент нам понадобится, чтобы измерить высоту и ширину двери? (линейка)

- Для чего служит линейка?

У учащихся на партах три полоски из цветной бумаги: красная – 3см, зелёная – 12 см, жёлтая – 7 мм.

-Возьмите линейки, измерьте длину красной полоски. Чему она равна? (Длина красной полоски 3см)

-Чему равна длина зелёной полоски? (Длина зелёной полоски равна 12 см)

-Выразите 12 см в дециметрах и сантиметрах (12 см - это 1 дм и 2 см)

-Измерьте длину жёлтой полоски. (Её нельзя измерить сантиметрами)

 -Восстановим действия, которые вы выполняли и зафиксируем место, где возникло затруднение. (Алгоритм по ходу ответов детей открываем на слайде 5)

-Каков был ваш1 шаг? (Прикладывали линейку к полоске)

1) Прикладываем линейку к полоске (Открыть шаг алгоритма на слайде 5)

-Что делали дальше? (Прикладывали полоску так, чтобы её начало совпало с отметкой 0

2) Совмещаем 0 на линейке с началом полоски (Кликая на слайде 5, открываем следующий шаг)

-Каков был следующий ваш шаг? (Смотрели, с какой отметкой совпадает её конец. Число, соответствующее этой отметке и есть длина полоски

3)Определяем число, соответствующее концу полоски. Это длина полоски. (Кликая на слайде 5, открываем следующий шаг)

-В чём возникло затруднение? (Конец полоски не совпал с отметкой (большой чёрной чёрточкой), обозначающей сантиметры. Длина полоски меньше 1 см, не знаем единиц измерения более мелких, чем сантиметр)

 -Что нам предстоит сегодня выяснить? (Существуют ли более мелкие единицы измерения длины, чем сантиметр?)

На доске фиксируется вопрос (Слайд 6):

Существуют ли более мелкие единицы измерения длины?

- Это задача нашего урока.

  1. Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания)

-Каким инструментом мы пользовались для измерения длины полосок? (Мы пользовались линейкой)

-Этот инструмент позволит вам самим найти способ решения проблемы.

-Положите перед собой линейку. Рассмотрите её.

-Какие у вас возникли гипотезы? (Кликаем, на слайде 6 появляется слово «гипотезы») (На линейке мы видим уже знакомые нам большие чёрточки с цифрами, обозначающими сантиметры, а между ними есть чёрточка покороче, отрезок между большой чёрточкой и средней, возможно, более мелкая единица измерения)

(Кликаем, на слайде 6 появляется 1 гипотеза)

-Как проверить эту гипотезу? (Воспользуемся нашим алгоритмом измерения)

-Узнайте длину жёлтой полоски, используя этот отрезок за единицу измерения. (Не получается, конец полоски не совмещается с первой средней чёрточкой и не доходит до следующей)

-Значит? (Этот отрезок неудобно использовать как более мелкую единицу измерения)

(Кликаем, на слайде 6 перечёркивается 1 гипотеза)

-Какие ещё есть гипотезы? (На линейке между большими чёрточками, обозначающими сантиметры, есть ещё самые маленькие чёрточки, отрезок между этими чёрточками может быть единицей измерения.

(Кликаем, на слайде 6 появляется 2(решающая) гипотеза)

- Работая по алгоритму и используя отрезок между маленькими чёрточками за единицу измерения, узнайте длину жёлтой полоски.

Один из учащихся проговаривает свои действия вслух:

1)Прикладываем линейку к полоске;

2)Совмещаем 0 на линейке с началом полоски;

3)Определим число отрезков между маленькими чёрточками от о на линейки до чёрточки, с которой совпал конец жёлтой полоски. Их семь.

-Вы смогли сосчитать, значит, можно использовать отрезок между двумя маленькими чёрточками за более мелкую, чем сантиметр, единицу измерения? (Можно)

- Мы устранили затруднение полностью? (Нет, мы ещё не знаем, как называется эта единица измерения)

-Где мы это можем узнать? (В учебнике)

-Откройте учебник на с.10 и прочитайте сведения рядом с красной чертой.

-Как называется новая единица измерения? (Миллиметр)

(Кликаем, на слайде 6 появляется слово «миллиметр»)

Сформулируйте определение. (Миллиметр- более мелкая единица измерения длины)

-Теперь проверим по учебнику, правильно ли мы сформулировали определение.

(Один из учащихся зачитывает вслух определение с.10)

Физминутка:

  1. Воспроизведение нового

Сформулируйте тему урока. (Миллиметр)

(На слайде 7 открывается тема урока)

 - Вернёмся к заданию, которое мы не смогли полностью выполнить в начале урока. Чему равна длина жёлтой полоски? (7 мм)

-Обратите внимание на правописание слова «миллиметр». (Кликом показываем на слайде правописание удвоенной согласной) Математики решили, что слово «миллиметр» очень длинное и неудобное для записи, и договорились обозначать эту единицу измерения кратко двумя буквами: мм. Например, длина жёлтой полоски 7 мм (Кликом открываем запись на слайде 7)

- Сосчитайте, сколько миллиметров в 1 см (Дети считают по линейке)

-Запишем в тетрадях (учитель записывает на доске)

1 см = 10 мм (Кликом открываем запись на слайде 7)

-Какие вопросы вы можете задать друг другу по сегодняшней теме?

 (Примеры вопросов:

-А сколько миллиметров в: 5 см;7 см;10 см?

-Что удобно измерять в миллиметрах? Приведите примеры таких предметов)

  1. Первичное закрепление

Работа по учебнику:

№1 (с.10)

-Выполните задание в парах, по очереди показывая друг другу заданную величину.

(Показывают на линейке друг другу заданные величины. Взаимопроверка. Самооценка по «Волшебной линеечке»)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа по учебнику: №2 (с.10)

-Выполните самостоятельно №2 на с.10 (Кликая на слайде 8, открываем задание самостоятельной работы)

3 см 5 мм = 35 мм

5 см = 50 мм

-Проверьте работу по образцу(Кликом на слайде 8 открываем образец выполнения задания) и покажите результат на «Волшебной линеечке»

  1. Включение нового в систему знаний

№3 (с.10) – коллективное выполнение с комментированием:

-Как сравнить первые два числа?

 (1 см – это 10 мм. 10 мм больше, чем 9 мм. Значит, 1 см > 9 мм)

Остальные выражения разбираются аналогично.

  1. Повторение

1) Работа по учебнику: №4 (с.10)

-Прочитайте задачу. Назовите условие задачи. (Высота ёлочки весной была 7 дм, за лето она выросла на 20 см)

 - Какое несоответствие вы заметили? (Разные единицы измерения)

-В каких единицах нужно выразить длину, чтобы было удобнее решать? (В сантиметрах, так как однозначные числа проще вычислять)

-Что будете узнавать в задаче? (Высоту ёлочки к осени)

-Кто желает выполнить работу и получить отметку? (Один учащийся решает задачу у доски, проверяет решение по образцу(слайд 9), работа оценивается с использованием «Алгоритма самооценки»)

  1. Коллективное выполнение с комментированием (устно) №5 (с.10)

-Что будем выполнять? (Вычисления с именованными числами)

- Когда нам придётся преобразовывать единицы измерения? (Когда действие выполняется с разноименными единицами измерения)

  1. Рефлексия деятельности

-С какой единицей длины познакомились сегодня на уроке? (Слайд 10)

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока. Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»Тема урока.Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)Цели: Уточнение и формирование  представлений: «раньше», «позже», «...

Конспект урока по математике 4 класс УМК Школа России Тема урока: Таблица единиц времени

1. Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени», умения организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, сотрудничать;2. Способствовать развит...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока окружающий мир 3 класс УМК "Школа России", тема урока : "Природа в опасности"

Урок окружающего мира  с формирующим оцениванием.Тема : "Природа в опасности!" УМК "Школа России"3 классРабота на уроке работа начинается с актуализации опорных знаний, д...

План конспект урока по математике, 1 класс, УМК "Школа России", тема : " Сложение вида +6"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся  о приёме увеличения второго слагаемого на 6  с переходом через десяток Планируемые результатыПредметные:уметь выполнять сложение ...

Конспект урока по математике 3 класс, УМК "Школа России" .Тема: «Единицы массы – килограмм, грамм»

Цели деятельности учителя: знакомство с новой единицей массы - грамм.Планируемые результатыПредметные:Знать: единицы массы – килограмм и грамм;Уметь: устанавливать соотношение между килограммами...

Конспект урока по математике. 3 класс, УМК "Школа России" Тема: «Приемы устных вычислений. Умножение и деление в пределах 1000»

Цели деятельности учителя: формирование навыка устных приемов умножения и деления в пределах 1000; закрепление знания нумерации трехзначных чисел; совершенствование умения решать задачи; продолжение р...