Конспект урока по математике
план-конспект урока по математике (3 класс)

Сэротэтто Луиза Павловна

конспект урока по математике "Обобщение по теме: сложение и вычитание", 3 класс, УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Сэротэтто Л.П.

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Предмет: математика.

Тема урока: «Обобщение по теме: «Сложение и вычитание».

Тип урока: постановочный, вводный.

Методы  обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, предметный абак с названиями разрядов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Объем освоения и уровень владения компетенциями: знают правила именования чисел при сложении и вычитании; владеют приемами устных вычислений; умеют записывать и читать числа в пределах 100; решать простые и составные задачи.

Компоненты культурно компетентностного опыта/приобретенная компетентность: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Проявляют интерес к изучению учебного предмета (к освоению математических способов решения познавательных задач)

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Моти-вация
(само-определение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная под-
готовка
к усвоению изучаемого материала

Вот учитель входит в класс.

Что мы делаем сейчас?

Встали дружно.

Что нам нужно?

Вот учебник, вот тетрадь,

Их не надо открывать.

Знает каждый ученик,

Будет нужен и дневник.

Не забудьте про пенал,

Чтоб на парте он лежал

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей, ластика, линейки)

Фрон-тальная, индивидуальная

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

II. Актуа-лизация знаний

1. Устный счет

– Назовите числа по порядку от 37
до 45, от 52 до 43, от 25 до 50, от 11
до 33, от 63 до 18.

Слушают учителя.

Фрон-тальная, индивидуальная

П – извлекают необходимую информацию
из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

1) Упражнения на воспроизведение

– Назовите числа, следующие за данным при счете, предшествующие ему: 17, 29, 36, 78, 91.

последовательности чисел в прямом и обратном порядке.

Выполняют задания.

2) Упражнения на повторение десятичного состава двузначных чисел.

– Сколько десятков и единиц содержится в числах 72, 90, 64?

– Какое число получим, если возьмем 4 десятка и 9 единиц? 7 десятков
и 3 единицы? 5 десятков?

– Прочитайте числа: 3, 15, 7, 38, 42, 9, 24, 83. Сколько в каждом из них единиц и сколько десятков?

– Прочитайте эти числа в порядке их возрастания (увеличения), а затем
в порядке убывания (уменьшения).

Под руководством учителя у доски (в случае необходимости с использованием предметного абака) повторяют запись
и чтение чисел в пределах 100.

Р – ориентируются

в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других

участников образовательного процесса.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адек-

3. Арифме-тический диктант.

 каждое из чисел: 9, 29, 48, 99 –
увеличьте на 1;

џ каждое из чисел: 20, 30, 65, 80 –
уменьшите на 1.

(Можно некоторые из написанных чисел представить в виде суммы разрядных слагаемых:

4. Целепо-
лагание.

49 = 40 + 9         48 = 40 + 8         19 = 10 + 9

29 = 20 + 9         64 = 60 + 4         79 = 70 + 9

- Откройте учебник. Посмотрите на условные обозначения. Что вы можете сказать по теме урока.

- Сформулируем цель нашего урока.

Выполняют задания.

4. Знакомство с вводной статьей.

– Посчитайте сотнями от 100 до 1 000
в прямом и обратном порядке.

ватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием

(У доски абак с кармашками).

– На каком месте, считая справа налево, пишут единицы, десятки, сотни?

– Как называются разряды?

– Я поставлю в абак карточки с цифрами, а вы прочитаете, какие числа получились, и назовете, сколько в каждом сотен, десятков и единиц.

Ставит числа: 600, 720, 602, 325, 871.

– С помощью цифр 4, 5, 6 составьте
на абаке 6 различных трехзначных чисел. Условие: цифра не должна повторяться в одном числе два раза.

Читают учебную
статью.

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки

Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя

III. Практическая деятельность

1. Повторение табличного сложе ния и вычитания.

Игра «Магический квадрат».

– Как вы понимаете словосочетание «магический квадрат»?

– В китайской древней книге «Жеким»
(«Книга перестановок») есть легенда
о том, что император Ню, живший

4 тысячи лет тому назад, увидел на берегу реки священную черепаху. На ее панцире был изображен рисунок из белых и черных кругов. Если заменить каждую фигуру числом, показывающим, сколько в ней кругов, получится таблица из чисел.                            

– У этой таблицы есть замечательное свойство. Сложим числа 1-го столбца:

4 + 3 + 8 = 15. Сложим числа 2-го

и 3-го столбцов. Получился тот же

результат (15).

Он же получается при сложении чисел любой строки. Проверим. Мало того, этот же ответ получается, если сложить числа каждой из двух диагоналей:

4 + 5 + 6 = 8 + 5 + 2 = 15.

4

9

2

3

5

7

8

1

6

– Вот такое загадочное расположение чисел от 1 до 9! Рисунок китайцы

назвали «ло-шу» и стали считать егомагическим символом и употреблять при заклинаниях. Поэтому сейчас любую квадратную таблицу, составленную из чисел и обладающую таким свойством, называют магическим
квадратом.

Выполняют задания
с комментированием.

Фронтальная,

П – самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск существенной информации
(из материалов учебника и рассказа учителя).

Игра «Какого рисунка не хватает».                        

Игра «Набери слагаемыми».      

индивидуальная

Р – ориентируются
в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

К – умеют задавать вопросы для уточнения последовательности действий.

Л – осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам
и этическим требованиям

2. Работа
по учебнику, в рабочей тетради.

1) Решение задач.

№ 2.

Решение:

3 + 7 = 10 (чел.) – всего.

Ответ: 10 человек всего.

Решение:

4 + 3 = 7 (чел.) – всего.

Ответ: всего 7 детей.

Решение:

10 – 7 = 3 (чел.) – взрослых.

Ответ: 3 взрослых.

Решение:

4 – 3 = 1 (чел.)

Ответ: на 1 мальчика больше.

Совместно записывается условие, затем один ученик решает задачу
у доски с комментированием одним способом,
а второй ученик решает другим способом. После решения задачи сравнивают свой чертеж с данным в учебнике.

Ученик читает задачу, затем записывает условие и решение.

№ 5.

Решить задачу с комментированием
(можно вызвать к доске одного
ученика).

Решение:

1) 8 – 3 = 5 (г.) – свеклы.

2) 8 + 5 = 13 (г.) – всего.

Ответ: пропололи 5 грядок свеклы; всего 13 грядок.

№ 6.

Было – 5 р. и еще 2 р.

Истратил – 3 р.

Осталось – ? р.

I способ: 1) 5 + 2 = 7 (р.) – было.

                     2) 7 – 3 = 4 (р.) – осталось.

Один из учеников читает вслух.

После решения задачи этим способом предлагает подумать, как можно решить эту задачу другим способом.

II способ: 1) 5 – 3 = 2 (р.)

                      2) 2 + 2 = 4 (р.)

Ответ: 4 рубля осталось.

После рассуждений приходят к выводу, что
сначала можно из 5 вычесть 3, а затем прибавить 2.

2) Повторение устных

№ 1.

№ 4 – выполняется устно.

Рассматривают решение примеров и вычисляют с устным объяснением.

приемов
сложения
и вычитания в пределах 100.

3*. Задания

из электронного приложения
к учебнику.

Выполняют самостоятельно

IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке
сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

Мечта

Это ложь, что в науке поэзии нет.

В отраженьях великого мира

Сотни красок со звуков уловит поэт

И повторит волшебная лира.

За чертогами формул, забыв о весне,

В мире чисел бродя, как лунатик,

Вдруг гармонию выводов дарит струне,

К звучной скрипке прильнув, математик.

Настоящий ученый, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что в науке поэзии нет?

Нужно только понять и увидеть.

                                        В. Михановский

Внимательно слушают.

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний

– Чем мы занимались сегодня на уроке?

– Что успели повторить?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

– Что осталось непонятным?

– Что понравилось из заданий больше всего? Что не очень понравилось?

Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения

V. Домашнее задание

Инструкция
к выполнению домашнего задания. Комментарий учителя

Учебник, с. 4, № 3.

Рабочая тетрадь, с. 3, № 2

Задают уточняющие
вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...