"Функциональная математическая грамотность"
методическая разработка по математике

Янгильдина Гулли Равилевна

Доклад для учителей начальных классов на тему "Функциональная математическая грамотность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_funkts_gr.docx94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Лицей №4 г. Баймак

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Функциональная математическая грамотность»

Подготовила: Янгильдина Г. Р.,

                                                                                     учитель начальных классов    

                                                                                           первой  категории.

2023г

(СЛАЙД 1)

ФГОС утверждают, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

 а) «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

 б) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач».

 ФГОС НОО, с.11                                                                                                                                    Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”. Математическая компетентность определяется как “сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека”, которые обеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении математики.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой  деятельности, общения и социальных отношений

(СЛАЙД 2)

 Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:                                                                                                                           а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);                                                                                                  

б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях:  Расчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. Находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);  

(СЛАЙД 3)

 в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры),  устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать  

 г)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять  письменно, а когда устно. Полезны сочетания устных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках  технологии (в чертежах), окружающему миру и т.д.

д) Решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).                                                                                                                                

«Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:

 1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;  

 2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;                                                                                                                                        3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.

(СЛАЙД 4)

Инструмент формирования функциональной грамотности школьников
технологии:

  1. Технология  проектов,  ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

(СЛА        ЙД 5) 

  1. Проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать  находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям,  возможность находить применение уже имеющимся  знаниям и умениям.
  2. Работы с символическим текстом, преобразование  информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами.

диаграммы.jpg

На экране показаны примеры работы с диаграммами, в первой диаграмме детям нужно распределить учебное время на уроке математики, во второй- составить по данным круговую диаграмму. Важно умение работать с таблицами, например используя формулу заполнить таблицу.

(СЛАЙД 6)

  1. Игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры)

Приемы:

  1. Задания  занимательного характера на развитие  логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.             Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся.

(СЛАЙД 7)

Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.

(СЛАЙД 8)

На каждом уроке мы используем приемы  формирования функциональной математической грамотности, такие как:

Задания  занимательного характера на развитие  логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.

(СЛАЙД 9)

Напимер, задачи для 2 кл, найти сходство и различие, найти правильную дорогу.

(слайд 10)

 игра «Магические квадраты», найти пропущенную фигуру

(С ЛАЙД 11)

(СЛАЙД 12)

  1. Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.

(СЛАЙД 13)

  1. Работа с  задачами.

 - Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.                      

- Решение задач различными способами.                                                                     - Представления ситуации, описанной в задаче. Разбиение задачи на смысловые части.

(СЛАЙД 14)

Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.                                                                                                      - Самостоятельное составление задач учащимися: используя слова настолько больше (меньше), по данному плану решения по выражению                                                                                                  

(СЛАЙД 15)

- Решение задач с недостающими и избыточными данными.                                          - Изменение вопроса задачи.                                                                            Использование приема сравнения задач.                                                  

Запись двух решений - одного правильного другого неправильного.                                                                                                 - Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.                            -Решение обратных задач.

- решение нестандартных задач

Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды?  (требует представление практических действий)

  Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой? 

 Но о размерах портфелей сообщается,  опосредовано – через возможность одному из них поместиться в другом.

 В цирковом представлении 3 медвежонка выступали на двух- и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 8 колес. Сколько было двухколесных велосипедов и сколько было трехколесных велосипедов?

(СЛАЙД 16)

4.Моделирование и решение заданий с использованием математических  умений и знаний в повседневных жизненных ситуаций.

Особое внимание уделяем задачам, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.  При этом Сюжетные математические задачи являются полигоном для распознавания проблемных ситуаций, возникающих в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами. Таким образом, формируя общие способы и методы решения сюжетных математических задач, мы учим детей определенным образом действовать  на основе математических знаний, в ситуациях, возникающих в повседневной жизни.

В учебнике таких задач много. Особенно в  3-4 классе, когда и от ребят требуются практические действия в жизни. Все они практико – ориентированы, связаны с реальной жизнью.  Условия этих задач могут быть усложнены,  скорректированы. (расчет на семью из … человек, обои для комнаты … м).  Часто  предлагается строительство диаграммы, т.е. преобразование информации.

В программе развития УУД отмечается, что сюжетные математические задачи являются моделями жизненных ситуаций, связующим звеном между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических выражений и операций

Материал  для задач можно брать и в окружающей нас жизни – расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта  и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и цены к/часа ит.д.

Например, рассчитать  стоимость экскурсионной поездки, если известно, что  в поездку отправилось 25 учащихся, а цена одного билета 1200 рублей.

Важно только  регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.

Здесь важно, чтобы и родители  предлагали практические задания:   Например,  в 4 классе, когда освоены  математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты:  сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и  цена киловатта электроэнергии). Или предложена задача:

В семье нужно отметить день рождения младшего брата, которому исполнится 5 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные    наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: 1500 рублей. Работали в парах. Каждая пара предлагала свой набор продуктов и украшений. Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.        

(СЛАЙД 17)

Уместно использование  формулы, которая  раскрывает принцип функциональной грамотности:

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Цель учителя- научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

(СЛАЙД 18)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных классах средствами ОС Л.В. Занкова.

Возможности учебного предмета  "Математика" ОС Л.В.Занкова   для успешного формирования и развития функциональной (математической) грамотности....

Функциональная математическая грамотность

Презентация по развитию функциональной математической грамотности младшего школьника...

Презентация " Функциональная математическая грамотность -основная особенность программы по математике "

В презентации отражается особенность рабочей пргораммы по математике  НОО  по обновленным  ФГОС 2021. Приводятся примеры упражнений   для формирования математической функциона...

Кейс-метод как один из эффективных методов развития функциональной математической грамотности

Участие в региональной конференции по функциональной грамотности в начальной школе...

Разработка занятия по развитию функциональной математической грамотности учащихся «Ремонт кабинета».

Показать групповую работу учащихся с заданиями для развития функциональной грамотности на уроках математики; познакомить с педагогическим опытом применения заданий по математической грамотности при по...

Задания по развитию функциональной математической грамотности у учащихся начальных классов

Методическая копилка заданий по развитию функциональной  математической грамотности у учащихся начальных классов на уроках математики....

Формирование функциональной математической грамотности младших школьников на уроке математики в 4 классе по УМК «Планета знаний»

На примере урока математики в 4 классе учитель показывает, как формировать у  учащихся  младших классов функциональную математическую грамотность....